Rate it
Возродится ли дух Переяславских соглашений?

Российско-украинское единство:история и перспективы

Украина, как и Россия, является наследницей и продолжательницей Киевской Руси. Памятники великим князьям Владимиру в Киеве и Ярославу – в Ярославле продолжают напоминать двум народам не только о совместном начале исторического пути, но и о пронесенной сквозь многие столетия исторической и культурно-духовной общности.

На Украине сегодня немало т.н. "историков-культурологов" заявляют, что еще князь Данило Галицкий в XIII веке совершил "европейский выбор" и с тех пор, мол, украинские земли, не в пример "отатаренной" Восточной Руси, ориентируются на "цивилизованный" Запад. Действительно, бывали времена, когда галицко-волынские князья вынуждены были обращаться к Риму. Но контакты эти всегда были временными, а об уходе из православия не было и речи.

Тот же князь Данило, разгромив на реке Сане поляков и венгров, в 1250 г. с почетом был принят ханом Батыем и сохранил свое княжество, после чего венгерский король поторопился выдать свою дочь за Льва Даниловича. И только стремление Данило избавиться от "опеки" со сторон монголов вынудило его искать контакты с папой Иннокентием IV на предмет объединения церквей. Он даже принял от папы корону. Однако, убедившись в том, что о крестовом походе на монголо-татар речь не идет, Данило разочаровался в отношениях с Римом и, в конце концов, прервал с ним все отношения.

Именно поэтому трудно согласиться с Ю.И. Терещенко, одним из упомянутых выше "историков", что "коронация Данило и предоставление Галицко-волынскому княжеству статуса королевства было еще одним важным шагом Украины по направлению к Европе". Во-первых, Данило стремился не к Европе, которая еще себя таковой не осознавала, а к тому, чтобы сохранить Галицко-волынское государство и, по возможности, расширить его пределы. Во вторых, если бы уж столь сильно стремился Данило к Европе, то, наверное, поступил бы так же, как спустя 350 лет после него Генрих IV во Франции ("Париж стоит мессы"), но русский князь веры не поменял.

Конечно, отличия между юго-западными и северо-восточными русскими землями существовали. Приход на Русь монголо-татар, разорение ими Киева и постоянная угроза с их стороны для Галичины существенно затормозили развитие Юга и Запада Киевской Руси. Среди ряда российских историков в последнее время отмечается нейтральная, а порой и положительная, как у Л.Гумилева, оценка прихода монголо-татар. В ее основе находятся некоторые реальные исторические факты. В частности, монголы действительно не практиковали насильственного навязывания покоренным народам своей религии и культуры, фактически не вмешивались в дела местных властей и т.д. Ввиду этого, признав верховную власть монгольских ханов, можно было при их помощи противостоять шведам, германским духовно-рыцарским орденам, т.е. военной экспансии со стороны Запада. Немало русских князей этим пользовались, в частности хорошо всем известный Александр Невский, сын которого побратался с сыном самого Батыя.

Но все это побратимство, умеренная дань и военная помощь в борьбе с экспансией католицизма действовал только там, где кочевники никогда не могли чувствовать себя хозяевами – в глухих дебрях и болотах Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Иначе обстояло дело с Южной и Юго-Западной Русью, где монголо-татарская конница могла действовать и зимой и летом. Поэтому, формальное невмешательство в местные дела, духовную и культурную жизнь мало, что значило при наличии угрозы постоянных грабительских набегов. Отсюда и опустошение не только Киева, но всей Юго-Западной Руси.

Отличия между двумя частями Руси еще более усилились после того, как в 1569 г. Люблинская уния объединила Польшу и Литву, а в 1596 г. произошла и церковная уния, ведущую роль в подготовке которой сыграли иезуиты. В 1564 г. король Сигизмунд II Август разрешил деятельность ордена Иезуитов в землях Польской короны. Вскоре вся Речь Посполитая покрылась сетью иезуитских школ, в которых воспитывались дети шляхтичей и богатых горожан. В 80-90-х гг. XVI века католическая реакция в Польше окончательно победила.

Напуганная размахом Реформации на Западе, отбиравшей у католической церкви ее земли, польская шляхта более не настаивала на секуляризации церковных имений в Польше – ведь на востоке можно было приобрести плодороднейшие земли с крепостными буквально "за так". А католическая церковь со своим авангардом – иезуитами стала знаменем шляхетской экспансии на Восток под лозунгами борьбы с православной "схизмой".

Полонизация и окатоличивание, идущие с Запада, привели к перемещению в начале XVII века центра православной религиозно-культурной деятельности на Восток. Движущей силой православного возрождения на вновь осваиваемых восточных землях являлась Киево-Печорская лавра. В 16 г. архимандрит Елисей Плетенецкий сплотил вокруг нее священнослужителей и издал около 30 книг, главным образом религиозного содержания. Киевский митрополит Петр Могила в 1632 г. создал Могилянскую академию, которая вскоре стала важнейшим учебным заведением православно-славянского мира.

Деятельность православной церкви в идеологическом и духовно-культурном плане подготовила национально-освободительную войну 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого, завершившуюся воссоединением части Юго-Западной Руси с Российским государством. В основе освободительной войны лежали, конечно, и социально-экономические причины. Тем не менее, в истоках войны и в ее характере отчетливо просматривается религиозно-духовное начало – русские люди не хотели быть окатоличенными и ополяченными. Они защищали веру и культурно-духовную традицию своих предков.

На этом фоне легко понять, как в непродолжительное время после Переяславля сложился украинско-российский консенсус. Уже начиная с митрополита Иова Борецкого (1620 г.) вся украинская интеллигенция, в том числе и казацкая, кланялась "восточному царю" как своему заступнику. Сам Иов Борецкий еще в 1624 г. поднимал перед российским царем вопрос об объединении народов. Антироссийские настроения отдельных местных деятелей не делали погоды в Украине, а были скорее исключением. Народное самосознание дистанцировалось от таких личностей, как Выговский, Дорошенко, Мазепа, Орлик.

Ликвидация Петром I Московской патриархии в 1721 г. привела к превращению церкви как в России, так и на Украине в бюрократический придаток государства. Однако это не сказалось на развитии, теперь уже совместном, двух близких культур. Все чаще одни и те же люди творили и на Украине, и в России. В XIX веке в украинских землях появляется собственно интеллигенция. Большая ее часть всегда считала себя принадлежащей одновременно украинскому и российскому обществам. Например, Бантиш-Каменский, издавший в 1822 г. "Историю Малороссии", аргументировано доказывал, что украинцы являются ветвью русского народа, поэтому воссоединение Украины с Россией отвечает интересам украинцев.

Даже весьма анархически настроенный Тарас Шевченко, воспевавший в своем поэтическом творчестве казацкую вольницу, всегда отличался заметными патриотическим мотивами общероссийского характера. В частности, обращаясь к теме войны 1812 г. против Наполеона, он явно одобрительно оценивает ополченское движение на Украине в помощь российской армии. Если где-то в то время и были заметны антирусские настроения, так это в Галичине, где они всячески культивировались поляками и австрийцами.

Естественно, эволюционный путь двух народов в советский период истории еще более усилил их историческую и культурную близость. Новые "великие переселения" народов во время индустриализации, в годы Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления народного хозяйства и великих строек, помимо очевидного экономического эффекта, имели и колоссальное культурно-духовное значение. Русский язык стал родным для большей части населения Украины, а многочисленные смешанные браки завершили дело. Выходцы из Украины дважды возглавляли великую страну, руководили ее ключевыми министерствами и ведомствами, находились на ведущих ролях в армии, науке, культуре и т. д. Эволюционным путем, без насилия и принуждения, постепенно решалась важнейшая со времен Киевской Руси проблема – формирование единого народа с едиными системами культуры и базовых ценностей.

Тем более неожиданным для многих русских оказалось то, что Украина так легко согласилась на дезинтеграцию СССР и проголосовала за независимость. Конечно, сегодня не место и не время говорить о том, какую роль в развале страны сыграло последнее руководство СССР и первое руководство России, хотя вполне очевидно, что их деятельность повлияла на умонастроения в Украине. Ограничимся пока кратким анализом того, что случилось с Украиной.

Господствовавший прежде исключительно классовый подход к оценке социокультурного процесса не позволял увидеть, что на Украине по большому счету надо говорить не о национализме, а о присутствии там разных цивилизаций. Этнически единый или почти единый народ оказался разорванным разными цивилизациями. Православные украинцы и русские принадлежали к одному миру, униаты и католики Западной Украины – к иному. Поэтому к национализму в Украине следует подходить с совершенно иными мерками.

Верно, что в численном отношении галичане всегда занимали на Украине весьма скромное положение. Однако в советское время совершенно иное положение сложилось в структуре творческой интеллигенции. В то время, как выходцы с Востока и Юга Украины оканчивали технические вузы и получали всесоюзное распределение, галичане, окончив филологические факультеты пединститутов и университетов, местные консерватории и театральные институты, оставались на месте, потихоньку "осваивая" и Восток Украины. Постепенно они стали претендовать, на то, чтобы говорить от имени всей украинской культуры и духовности.

Когда случился 1991-й год, русскоязычное большинство Украины оказалось деморализованным и обезглавленным. Компартия авторитет давно потеряла, а местные русскоязычные "технари" могли лишь удивляться тому, что Москва, всегда выступавшая как "собирательница земель", вдруг решила, что иметь государственную границу у Смоленска и по Южному Уралу гораздо выгоднее, чем на Западном Буге и в Кушке. Зато интеллигенты-галичане, заполонившие всю Украину, оказались хорошо подготовлены с помощью заокеанских друзей. Галичане сразу вдруг стали "властителями душ" и "выразителями чаяний" народа.

Что было дальше – известно. Эффективных реформаторов среди "галицких" не нашлось. Митинговать, петь песни на эстраде, кричать "геть москалей!" – это совсем не то, что преобразовывать экономику на новых началах. Вскоре они оказались оттеснены на второй план прагматиками-"технарями" вроде Л.Кучмы, которые вначале даже говорить по-украински не могли. Поэтому, занявшись экономическими проблемами, они с радостью уступили культурную политику галичанам. Те же принялись насаждать по всей стране под видом "национальной культуры" подлинное мракобесие – те представления о русских и России, какими они сложились некогда в глухих районах Карпат и среди предков нынешней украинской диаспоры в Канаде и США в конце XIX – начале XX веков.

В считанные годы русский язык оказался "иностранным" и был вытеснен из системы образования. Многие студенты, не говоря уже о школьниках, не в состоянии сегодня воспринимать обучение на русском языке. Была восстановлена подчиняющаяся Ватикану униатская церковь, которая сразу же перешла в наступление на восточные регионы страны. Готовится реформа языка, замысел которой сводится к тому, что основой украинского литературного языка должен стать галицкий диалект. Если эта реформа пройдет, новое поколение украинцев (и украинизированных русских) перестанет понимать своих русских братьев, ибо украинский "новояз" процентов на 80 будет состоять из польских слов.

Возникает вопрос: в самом ли деле Украина для России уже потеряна или нет? Нет, не потеряна. Однако, по большому счету, как этот вопрос будет развиваться дальше, больше зависит от России, чем от Украины. Хотя бы по той причине, что на постсоветском пространстве только Россия с ее экономическим и военно-политическим весом может выступить в качестве реального интегратора.

Однако, прежде всего, надо четко представлять, что реанимация старого Союза нереальна, а новая форма объединения будет стоить годов напряженного труда. Важно, чтобы даже экономические отношения двух стран учитывали геостратегические аспекты нашего будущего, нашу совместную перспективу. Если подписывается соглашение о создании газотранспортного консорциума, в нем четко должны быть видны не только очевидные выгоды для "Газпрома", но и польза для народов двух стран. Словам, только непрерывное укрепление доверия, искренность и абсолютная честность в отношениях способны выбить навсегда последние козыри из рук врагов российско-украинского единства.
Добавить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подробнее по теме «»:

15.11.2024
Кандидат в канцлеры ФРГ угрожает Путину
25.10.2024
Эксперт: атаки Израиля на Сирию - попытка не допустить открытия еще одного фронта
25.10.2024
Кто кого пугает ядерным оружием на Украине?
01.10.2024
Европа берет на себя содержание Украины
13.08.2024
Турция собирается продать «Триумф»?
09.07.2024
Эксперт: три принципа стратегии противостояния США с Россией
01.07.2024
Володин: граждане США и ЕС хотят ухода лидеров своих стран
13.05.2024
Макаревич при общении с пранкерами заявил, что поддерживает ВСУ
27.04.2024
Эксперт: Блинкен стремился добиться хотя бы мелких подвижек КНР в отношении России, но безуспешно
17.04.2024
Эксперт: НАТО постепенно легализуется на Украине
14.03.2024
Политолог Гришанов: в Европе нарастает усталость от Украины
09.02.2024
Европа устала от украинских беженцев
06.02.2024
Решать будут в Вашингтоне, платить - в ЕС
02.02.2024
Зачем США возвращают своё ядерное оружие в Британию?
/ru/?action=view&id=39&module=news
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, Радио Свобода, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021, Важные иноагенты, Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, ЗП, Зона права, ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ, Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, МЕМО, Mason G.E.S. Anonymous Foundation, Stichting Bellingcat, Москоу диджитал медиа, РС-Балт
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Центр гендерных исследований, Четвертый сектор, Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд борьбы с коррупцией, Альянс врачей, Центр по работе с проблемой насилия НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, СВЕЧА, Феникс ПЛЮС, Открытый Петербург, Гуманитарное действие, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Гражданский Союз, благотворительный Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Сфера, СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Центр по правам человека, Дальневосточный центр инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение по реализации программ и проектов Совета Министров, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО.РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Милославский Павел Юрьевич, Шнырова Ольга Вадимовна, Сечина Анастасия Евгеньевна, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Писемский Евгений Александрович, Пивоваров Андрей Сергеевич, Дугин Сергей Георгиевич, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Шарипков Олег Викторович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Свечников Анатолий Мариевич, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Свидетели Иеговы, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация общественного политического движения Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, УНА - УНСО, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Братство, Белый Крест, Misanthropic division, Религиозное объединение последователей инглиизма, Народная Социальная Инициатива, TulaSkins, Этнополитическое объединение Русские, Русское национальное объединение Атака, Мечеть Мирмамеда, Община Коренного Русского народа г. Астрахани, ВОЛЯ, Меджлис крымскотатарского народа, Рубеж Севера, ТОЙС, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Фирма, Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального, Совет граждан СССР Прикубанского округа г. Краснодара, Мужское государство, Народное объединение русского движения, Народное движение Адат, Народный совет граждан РСФСР СССР Архангельской области, Проект Штурм, Граждане СССР, Держава Союз Советских Светлых Родов, Совет Советских Социалистических Районов, Meta Platforms Inc, Facebook, Instagram, WhatsApp, СИЧ-С14, Добровольческое Движение Организации украинских националистов, Черный Комитет, Татарстанское Региональное Всетатарское общественное движение, Невоград, Молодежное Демократическое Движение Весна, Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, Конгресс ойрат-калмыцкого народа, Исполнительный комитет совета народных депутатов Красноярского края, Этническое национальное объединение, ЛГБТ, Я.МЫ Сергей Фургал

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.