Члены данной комиссии надеются оказывать влияние на правительства обеих стран через развитие диалога по преодолению разногласий между Арменией и Турцией. Все участники комиссии согласны, что главная проблема армяно-турецких отношений – это разрешение исторических проблем. Формально Турция разорвала дипломатические отношения с Арменией десять лет назад в связи с карабахским конфликтом. Однако ни для кого не секрет, что основные разногласия между Ереваном и Анкарой касаются событий начала XX века, когда в период Первой мировой войны в Османской империи произошли массовые убийства и погромы армянского населения. Армянская сторона утверждает, что тогда было убито более 1 млн. армян. Турция до сих пор категорически отвергает все обвинения в геноциде.
Между тем, в связи с предстоящим вступлением Турции в Евросоюз вопрос о геноциде армян в 1915-1923 гг. приобрел в последнее время особое значение. Дело в том, что многие политики и представители общественности Западной Европы высказывают мнение, что вступление Турции в Европейский союз должно быть увязано с признанием официальной Анкарой факта геноцида армян в начале ХХ века и принесением соответствующих извинений.
Так, в декабре 2002 г. влиятельная немецкая газета "Ди Вельт" опубликовала статью Ганса Штайна "Если Турция хочет принадлежать Западу, она не должна отрицать Геноцид". В статье указывается, что в Германии продолжаются острые дебаты вокруг вопроса о вхождении Турции в союз европейских стран. В Европе многие задают вопрос о том, является ли культура Турции европейской по духу, и в какой мере в этой стране разделяют идеалы европейского гуманизма и либерально-демократических ценностей?
В статье высказывается мысль, что только те страны, которые не стыдятся "стирать свою грязную одежду", признавая ошибки и даже преступления прошлого, имеют право именоваться "западными". В частности, во Франции каждый может свободно и открыто говорить об ужасах и преступлениях, совершенных французскими войсками в ходе колониальной войны в Алжире. В Германии не стыдятся признавать преступления режима Гитлера и т.д. Однако, в Турции, претендующей на получение статуса полноправного члена единой "Европейской семьи" до сих пор делается все возможное, чтобы замаскировать постыдные и темные эпизоды собственной истории.
Между тем, в истории Турции, несомненно, есть крайне позорные страницы: в 1915 г. тогдашнее турецкое руководство осуществило, по сути, первый в XX веке геноцид, жертвами которого стали, по некоторым данным, 1,5 млн. армянских мужчин, женщин, детей. Имеются многочисленные документальные подтверждения фактов массового уничтожения армян, в т.ч. и свидетельства западных источников, например, немецкого писателя Армина Вегнера, посла США в Турции Генри Моргентау, военного атташе Австро-Венгрии в Стамбуле Помианковски и других. В архивах есть также множество донесений и телеграмм иностранных дипломатов, журналистов и миссионеров, которые свидетельствуют о совершенных преступлениях.
Интересно, что вскоре после завершения первой мировой войны правительство Кемаля Ататюрка одно время намеревалось предать суду виновных в организации и осуществлении геноцида армян. Однако, видимо, под сильнейшим давлением определенных кругов, эти планы вскоре сменились категорическим отрицанием геноцида. Для европейцев это кажется особо нелепым, поскольку юридически нынешнее турецкое государство не ответственно за деяния, совершенные прежними режимами страны. Но вопреки этому, Турция по сей день утверждает, что геноцида армян никогда не было. По официальной версии, "В дни Первой мировой войны армяне с помощью русских готовили восстание против законных властей, которое было подавлено". Более того, некоторые турецкие историки обвиняют армян в якобы имевших место массовых убийствах турок.
В свете этого в западном общественном мнении все громче высказывается мнение, что если Турция желает считаться западной страной, то она должна прекратить вести себя как ребенок, который думает, что, закрывая глаза, он становится невидимкой. Власти и население Турции должны, в конце концов, набраться решимости взглянуть в лицо историческим фактам. Причем речь идет не о возврате захваченных армянских территорий или материальной компенсации. Все что требуется от Анкары – это хотя бы извиниться перед потомками убитых в ходе погромов и умерших от нечеловеческих условий в концлагерях пустыни Дер Зора депортированных туда армян.
В первую очередь, это нужно самой Турции. Пока в этой стране отрицается геноцид армян, она не сможет состояться как современное демократическое государство. Турецкая республика уже прошла длинный путь к западной цивилизации: государство и религия здесь отделены друг от друга, имеется избранный парламент, в какой-то степени свободна пресса. Но на геноцид армян в Турции наложено табу, а разрешение проблем нацменьшинств (например, курдов) осуществляется старыми методами насилия и устрашения. Не является новостью и то, что в Турции довольно комфортно чувствуют себя лица, исповедующие радикальный исламизм и связанные с международным "террористическим интернационалом", в т.ч. и чеченские сепаратисты.
Между тем, после победы на последних парламентских выборах в Турции происламской партии "Справедливость и процветание" ее лидер Реджеп Таип Эрдоган активно объезжает страны Европы с целью заручится поддержкой в вопросе вступления Турции в Евросоюз. Для лоббирования этого вопроса были подключены все дипломатические ресурсы Турции за рубежом, а в ходе визита Эрдогана во Францию в ноябре 2002 г. для его поддержки в Париж был направлен даже "карманный" патриарх Константинопольский Месроп Мутафян. В то время как европейцы все еще колеблются, Анкара вполне может рассчитывать на поддержку своего "стратегического союзника" США, крайне заинтересованных в своих военных базах на турецкой территории. Солидарность с Турцией, как ни странно, выражают и власти Израиля, весьма щепетильные в вопросе признания всем миром геноцида евреев в годы второй мировой войны, но отрицающие факт геноцида армян в 1915-1923 годах.
В то же время в самой Турции есть (хотя и не очень многочисленные) силы, выступающие за официальное признание геноцида армян и принесение извинений армянскому народу. Например, недавно в ряде западных стран была опубликована книга турецкого историка и обществоведа Танера Акчама "Эссе, посвященные турецко-армянскому диалогу". В ней, в частности, автор перечисляет пять основных постулатов, на которых зиждется Турецкая Республика: в Турции нет общественных классов; в Турции нет курдов, а есть "горные турки"; Турция – светская страна с обществом западного типа, где все рассуждения об исламских ценностях или культуре строго запрещены; "геноцида армян" никогда не было; вооруженные силы Турции, контролирующие соблюдение предыдущих четырех постулатов, не могут подвергаться какой-либо критике.
Самым строгим из вышеперечисленных, по мнению Т.Акчама, является табу, касающееся геноцида армян, так как эта тема считается представляющей наибольшую угрозу для устоев республики. Акчам также считает, что отсутствие должного диалога между Турцией и Арменией, отказ Турции признать геноцид армян и провести открытые обсуждения этой темы являются главными препятствиями для окончательного установления в Турции демократии.
Что касается примирения между Арменией и Турцией, то, как говорится, мяч уже давно находится на турецкой стороне поля. Турецкие власти и общество должны в соответствии с нормами цивилизованного мира сами проявить добрую волю и мужество и признать исторический факт геноцида. Только на этой основе возможно действительно плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество двух соседних стран и народов.