Rate it
"Окно" в Россию для Востока

Русская дальневосточная эмиграция и ее вклад в сближение культур Запада и Востока

В последнее десятилетие XX века заметно вырос научный интерес к изучению творчества русской дальневосточной эмиграции как важной части отечественного историко-литературного процесса. После глобальных социально-политических перемен в России в конце -х гг. XX века Китай как соседнее государство принял многих русских беженцев и вынужденную покинуть пределы России часть белой армии, дав им возможность жить и трудиться. Значительное число российской эмиграции состояло из творческой и научной интеллигенции. Писатели, художники, музыканты, ученые, оказавшись лицом к лицу с новой для себя восточной культурой, были поставлены перед необходимостью постигать ее тайны, чтобы не только не растратить, но и приумножить свой творческий потенциал.

Большой вклад в процесс взаимного узнавания и поистине исторического сближения культур Запада и Востока внесли своей литературной и общественно-культурной деятельностью такие русские писатели дальневосточной эмиграции – поэты и прозаики, – как Всеволод Никанорович Иванов, Валерий Перелешин, Арсений Несмелов, Михаил Щербаков и другие. Тема Востока и, в частности, Китая стала одной из главных в творчестве многих русских писателей дальневосточной эмиграции. Оказавшись в Китае, они в 1920-1930-е гг. предпринимали неоднократные попытки создать свои литературно-художественные объединения и содружества, наладить выпуск периодических изданий, нацеленных на глубокое изучение и научно-художественное постижение истории, культуры и литературы Востока. Постоянными соперниками в этом отношении являлись Харбин и Шанхай. Большинство из увидевших свет таких изданий стало сегодня библиографической редкостью, труднодоступными даже для исследователя.

Поистине подвижнической можно считать работу создателей и участников литературно-художественных альманахов, посвященных изучению российскими исследователями, писателями и художниками истории и культуры Китая. Нами установлен факт выхода в Шанхае альманахов "Дальний Восток" (1920), "Желтый лик" (1921) и "Китай" (1923). Два последних – под редакцией издателя Э.Е. Магарам, который опубликовал в них также свои наблюдения над жизнью и бытом китайцев под названием "Желтый лик (Очерки одного странника). В одном из этих очерков автор познакомил читателей со скульптурой Смеющегося Будды, который символизирует благоволение ко всем людям, добрым и злым, без различия. В редакционной статье альманаха "Желтый лик" сформулированы главные цели издания: ознакомить русских читателей с Китаем, его духовной и материальной жизнью, своеобразной культурой и искусством. В ней совершенно справедливо сказано, что русская литература крайне бедна произведениями о Китае. Английская, французская, немецкая публика писал редактор, поставлена в более благоприятные условия, чем российская, хотя Россия "непосредственно граничит с Китаем на протяжении нескольких тысяч верст". Поэтому редакция взяла на себя право печатать переводные статьи с английского, немецкого и французского о Китае, "способствующие постижению непонятной нам души великого народа". Так в "Желтом лике" в переводе с французского представлена статья Л.Верлей "Китайское искусство". Западная культура по-своему помогала сближению России и Востока.

Создатели "Желтого лика" и "Китая" прекрасно осознавали важность и своевременность появления таких альманахов. "Мы верим, мы убеждены что такое издание полезно и необходимо, – прозорливо отмечали они. – Тем более оно необходимо сейчас, когда Русский Дальний Восток переживает трагедию в которой, – кто знает? – быть может, и Китаю суждено сыграть видную роль".

Содержание альманахов поражает разнообразием. Оно включает в себя поэзию и прозу как русскую, так и переводную с китайского. Поэзия Китая представлена произведениями таких авторов, как Фань Юнь ("Тайна") Чан цзы ("Искушение"), Тан Гулунь ("В корчме"). В альманахе "Китай" опубликован большой очерк "Знаменитые китайские наложницы", в который включены стихотворения классиков китайской поэзии, воспевающие красоту этих женщин. Здесь помещены стихотворения Ли Бо Ван Чанлина и других поэтов.

Теме Востока посвящали свои стихи и русские поэты дальневосточной эмиграции. Широко известный в этих кругах поэт и переводчик с китайского Михаил Щербаков опубликовал в альманахе "Китай" свое стихотворение Царь-Дракон, написанное в 1921 г., по пути в эмиграцию в бухте Сидеми, что на границе с Кореей. В опубликованном здесь же сонете "Женьшень" созданном во Владивостоке в 1922 г., нашел отражение духовно-нравственный мир народов Востока, имеющий много общего с другими народами. Русский поэт разделяет идею гармонии человека Востока и природы как основополагающую для человеческого бытия вообще.

Проза альманахов включает в себя китайские народные сказки ("Жертвы солдата", "Лодочник и колдунья", "Злая жена", "Зуб за зуб", "Обжорливый черт", "Поздняя месть" и другие), переведенные с французского текста Э.Е. Нарымским. Общественно-политическим проблемам современного Китая его истории и истории его культуры посвящены статьи Василия Темного "Международное положение Китая", "Возрождение Китая", Николая Черного "История Китая", Е.А.Федорова, "Китайская живопись". Многие тексты альманахов содержат глубокие историко-культурные комментарии, иллюстрированные художниками.

В начале 1920-х гг. в Харбине был налажен выпуск литературно-художественного ежемесячника "Окно", также обращенного к теме Востока но в более тесной связи с Россией. Мы располагаем данными о выходе в свет двух номеров этого уникального издания (ноябрь и декабрь 1920 года). Опубликованные в "Окнах" художественные произведения российских поэтов и прозаиков, оказавшихся в Китае в эмиграции или побывавших в Харбине, отражая их взгляд на произошедший в России в конце второго десятилетия XX века исторический поворот, стали своеобразным вкладом в осмысление этого события. Позиция создателей "Окна" была обогащена мудрой жизнеутверждающей философией Востока. Эти два номера журнала российских эмигрантов выражали патриотическую устремленность их создателей, пытавшихся "открыть окно" в Россию с Востока, чтобы помочь ей преодолеть крутой поворот истории. Журнал в равной мере был адресован как эмигранту, так и читателю, в самой России.

Первый номер журнала "Окно" 18 ноября 1920 г. был отправлен из Харбина в Москву М.Горькому. Об этом свидетельствует сделанная от руки надпись на обложке журнала, который хранится в отделе Русского зарубежья Российской государственной библиотеки. Создатели "Окна", утверждая вечность и высокие идеалы искусства, не уходят от жизни с ее проблемами. "Искусство – над пушкой и над лафетом, – читаем мы в редакционной статье первого номера. – Оно – небо жизни..." Именно искусство должно стать светочем, путеводной звездой, оно призвано помочь миру не упасть в бездну мрака и тьмы. "Мы не уклоняемся от жизни... Не закрываем очей на происходящее. Но в наших душах нет места для ужаса и боязни, потому что в них вливается не только железно-чугунный раскат ломающихся и строящихся дней, но и вещая песня любви, творчества и покоя, придущих на смену стальному лязгу борьбы".

В первом номере журнала "Окно" состоялся дебют Вс.Н. Иванова (1888-1971) в литературной жизни русских эмигрантов в Китае. Им были опубликованы три философских сонета, нигде и никогда не печатавшихся позднее. Эти сонеты ("Видение", "Дьявол", "Финикия") были рождены грозовым временем революции и гражданской войны и передают глубокое потрясение и хаотическое состояние духовно-нравственной жизни тогдашней России. В двух номерах "Окна" публиковали также свои произведения многие другие русские писатели, получившие известность и признание в эмиграции, а позднее и на Родине. Это Сергей Алымов, Федор Камышнюк, Венедикт Март, Сергей Третьяков, Арсений Несмелов, Николай Алл, Леонид Астахов, Михаил Щербаков и другие.

С середины 1920-х гг. атмосфера общественной и культурной жизни русских эмигрантов в Харбине начала меняться. Наметился повышенный интерес к вопросам культуры и искусства, в том числе литературы. Жившие в Харбине русские писатели, увлеченные темой Востока, предприняли в 1931 г. издание литературно-художественного сборника "Багульник". Свое символическое название он получил от особо почитаемого в Маньчжурии растения, которое начинает цвести первым. Редактором-издателем "Багульника" стал Ф.Ф. Даниленко.

Главная направленность этого издания – изучая Восток, служить России – была выражена в предисловии к первой книге сборника: "Мы живем на Востоке. Мы держим направление на Россию". Служа таким своеобразным образом России, писатели, участвовавшие в создании "Багульника", объективно способствовали взаимному узнаванию и сближению двух культур, Востока и Запада. Одной из самых ярких публикаций "Багульника", как отметила в свое время эмигрантская критика, был очерк Вс.Н. Иванова "Пекин". Это были записки путешественника, мыслителя и художника слова, который пытливо стремится заглянуть за грань видимого, проникнуть в суть явлений, открываемых писателем не только для себя. Обладая уникальным опытом работы во многих крупных библиотеках и архивах России, Германии и Китая, Вс.Н. Иванов в кратчайшие сроки создал политико-экономические региональные обзоры всех 23-х провинций Китая. Его перу принадлежат значительные труды об истории и современных проблемах Китая: "Маньчжурия и КВЖД", "Китай и его 24-я революция", "Китай, Россия, КВЖД и Маньчжурия". Свой неизменный интерес к Востоку этот писатель, журналист, поэт и мыслитель продолжал реализовывать, предприняв в 1932 г. в Тяньцзине, где проживал непродолжительное время, издание общественно-литературного журнала, посвященного Востоку, под названием "Азия".

Расцвет русской журналистики в 1930-е гг. переживал и Шанхай. Шанхайская "богема", как называли себя художники, литераторы, артисты и музыканты, организовала широкую сеть кружков и обществ ("Шанхайская Чураевка", "Понедельник", "Восток" и др.), а также создавала свои журналы. Содружество литераторов "Понедельник" издавало печатный орган с таким же названием, – с 1930 по 1934 годы. Восточная тема в первом номере журнала была представлена очерком М.Щербакова "По древним каналам"; во втором номере она значительно расширилась публикацией статьи Е.Федорова "Ханчжоу", а также переводов с китайского Ф.Даниленко, М.Щербакова. В рассказах К.Батурина "Шаньдун" и А.Несмелова "Е Боинге" содержалось немало интересных реалий китайской жизни тех лет. Проза в журнале была представлена В.Логиновым, Вс.Н. Ивановым, отправлявшими свои произведения из Харбина; поэзия – А.Несмеловым, Л.Гроссе, Т.Андреевой, Н.Щеголевым, М.Спурготом, В.Янковской, присылавшей стихи из Кореи.

В декабре 1933 г. после выхода из содружества "Понедельник" большой группы молодых литераторов в Шанхае было создано новое литературно-художественное объединение "Восток". К нему в скором времени примкнули многие из иногородних корреспондентов "Понедельника" во главе с Вс.Н. Ивановым и А.Несмеловым. Самим названием новое объединение литераторов еще сильнее актуализировало тему Востока. Для реализации творческих планов "Восток" учредил свой печатный орган – журнал "Врата". В редакционной статье его первого номера была изложена эстетическая программа объединения, в которой нашло отражение глубокое понимание сложившейся историко-культурной ситуации и стремление утвердить значимость культурного вклада российской интеллигенции, оказавшейся на Востоке. При этом подчеркивалась ее большая роль в раскрытии для европейской культуры культурно-художественных богатств этой части мира. Перед творческой интеллигенцией ставились две главные задачи. Во-первых, показать, чем духовно живут на Дальнем Востоке русские писатели и художники, занесенные сюда волною революции, и как отражается в их творчестве этот своеобразный и самобытный мир. Во-вторых, познакомить русского читателя, хотя бы частично, с богатствами культуры Востока, о которых все еще так мало сказано в русской литературе. Восток велик, подчеркивалось в этой статье, ибо он дал миру все великие религии. Само время выдвигало его на авансцену мировой цивилизации, диктовало необходимость его изучения и познания в интересах прогресса всего человечества. "Живя в обстановке стран древних азийских культур, – отмечалось в редакционной статье, – мы поставлены в особо выгодные условия для продолжения культурно-исторической роли нашей Родины – связующего и связывающего звена между Востоком и Западом, черпающего и сплавляющего в себе лучшее, что есть в обоих, для создания чего-то Третьего, которому, быть может, и суждено примирить современную культуру с современной цивилизацией".

Художественные и научно-художественные произведения, представленные только в двух первых номерах журнала "Врата", свидетельствуют о стремлении к постижению русскими писателями и учеными тайн восточной философии и творческом использовании богатств восточной культуры и литературы. Заметно расширились и географические горизонты. Авторы стали обращаться к темам, связанным с другими странами Востока – Японией, Кореей. Во "Вратах" увидели свет статьи "Листы дневника" Н.К. Рериха, "Сокровища китайского искусства" Л.В. Арнольдова, "Учение Дао" Синолога, "Китайский иероглиф" Е.А. Федорова, "Бусидо (нравственный кодекс самурая, или Душа Японии)" А.А. Цепушелова.

Теме Востока была посвящена и значительная часть поэтических произведений журнала. Это стихи А.Несмелова "Хунхуз", М.Щербакова "Стихи императора", "Японский храмик", "Вишня", "Танка", Т.Андреевой "В храме Ми-син" и другие. Японская тема, заявленная в стихах М.Щербакова, не только по содержанию, но и по форме японской классической поэзии (танка) находит свое дальнейшее развитие в традиционно нерифмованных четырехстрочных "Японских стихах" Вс.Н. Иванова, опубликованных во второй книге журнала "Врата" (1935).

Глубоко изучая национальные традиции восточной культуры, уважая духовную жизнь другой нации, российская творческая интеллигенция стремилась найти точки соприкосновения культур разных народов, чтобы не разделять, а соединять людей независимо от их национальной принадлежности. К этому шли и русские писатели дальневосточной эмиграции.
Добавить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подробнее по теме «»:

15.11.2024
Кандидат в канцлеры ФРГ угрожает Путину
25.10.2024
Эксперт: атаки Израиля на Сирию - попытка не допустить открытия еще одного фронта
25.10.2024
Кто кого пугает ядерным оружием на Украине?
01.10.2024
Европа берет на себя содержание Украины
13.08.2024
Турция собирается продать «Триумф»?
09.07.2024
Эксперт: три принципа стратегии противостояния США с Россией
01.07.2024
Володин: граждане США и ЕС хотят ухода лидеров своих стран
13.05.2024
Макаревич при общении с пранкерами заявил, что поддерживает ВСУ
27.04.2024
Эксперт: Блинкен стремился добиться хотя бы мелких подвижек КНР в отношении России, но безуспешно
17.04.2024
Эксперт: НАТО постепенно легализуется на Украине
14.03.2024
Политолог Гришанов: в Европе нарастает усталость от Украины
09.02.2024
Европа устала от украинских беженцев
06.02.2024
Решать будут в Вашингтоне, платить - в ЕС
02.02.2024
Зачем США возвращают своё ядерное оружие в Британию?
/ru/?action=view&id=65&module=news
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, Радио Свобода, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021, Важные иноагенты, Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, ЗП, Зона права, ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ, Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, МЕМО, Mason G.E.S. Anonymous Foundation, Stichting Bellingcat, Москоу диджитал медиа, РС-Балт
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Центр гендерных исследований, Четвертый сектор, Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд борьбы с коррупцией, Альянс врачей, Центр по работе с проблемой насилия НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, СВЕЧА, Феникс ПЛЮС, Открытый Петербург, Гуманитарное действие, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Гражданский Союз, благотворительный Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Сфера, СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Центр по правам человека, Дальневосточный центр инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение по реализации программ и проектов Совета Министров, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО.РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Милославский Павел Юрьевич, Шнырова Ольга Вадимовна, Сечина Анастасия Евгеньевна, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Писемский Евгений Александрович, Пивоваров Андрей Сергеевич, Дугин Сергей Георгиевич, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Шарипков Олег Викторович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Свечников Анатолий Мариевич, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Свидетели Иеговы, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация общественного политического движения Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, УНА - УНСО, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Братство, Белый Крест, Misanthropic division, Религиозное объединение последователей инглиизма, Народная Социальная Инициатива, TulaSkins, Этнополитическое объединение Русские, Русское национальное объединение Атака, Мечеть Мирмамеда, Община Коренного Русского народа г. Астрахани, ВОЛЯ, Меджлис крымскотатарского народа, Рубеж Севера, ТОЙС, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Фирма, Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального, Совет граждан СССР Прикубанского округа г. Краснодара, Мужское государство, Народное объединение русского движения, Народное движение Адат, Народный совет граждан РСФСР СССР Архангельской области, Проект Штурм, Граждане СССР, Держава Союз Советских Светлых Родов, Совет Советских Социалистических Районов, Meta Platforms Inc, Facebook, Instagram, WhatsApp, СИЧ-С14, Добровольческое Движение Организации украинских националистов, Черный Комитет, Татарстанское Региональное Всетатарское общественное движение, Невоград, Молодежное Демократическое Движение Весна, Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, Конгресс ойрат-калмыцкого народа, Исполнительный комитет совета народных депутатов Красноярского края, Этническое национальное объединение, ЛГБТ, Я.МЫ Сергей Фургал

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.