Немало воды в украинской политике с тех пор утекло. Давно уже растворились в Партии регионов остатки либералов, а Кравчук возглавил парламентскую фракцию СДПУ(о). Но его идеи середины 1990-х годов, что называется, "живут и побеждают". Мало того, это он "со товарищи" заложил тогда открытую ревизию той программы, с которой на выборах 1994 года победил Л.Кучма. Вспомним, с чем тогда шел к людям будущий Президент: ориентация "на социалистические ценности, которые являются повседневной реальностью большинства стран Европейского сообщества".
Ныне президент пригвожден к учрежденному американскими либералами вкупе с европейскими позорному столбу. И вовсе не потому, что один журналист исчез, а один офицер решил вступить в кружок любителей магнитозаписи. В конце концов на пространствах СНГ существуют и более авторитарные режимы, а кое-где полным ходом идет процесс формирования то ли ханств, то ли каганатов. Дело в геостратегическом положении, в энергетических аортах, питающих Европу, но берущих начало в России и проходящих по территории Украины. Кто контролирует Украину – тот одновременно веревки вить может как с Европы, так и России. Вот где "черная собачка зарыта", как любил говорить журналист Гонгадзе. То есть, сиди и знай, когда лаять, а когда лизать. Если же вдруг перепутаешь одно с другим, появляются не только позорные столбы, но и международные трибуналы.
Тем временем почтенный социал-демократ вслух мечтает о Социнтерне, для порядка молится на Ватикан, а на деле продолжает двигать по жизни либерализм. Годы, конечно, берут свое. Но не страшно. На Украине выросло новое поколение резвых либералов, продолжающих дело патриарха. Проявив завидную прыть в период захвата собственности, они ныне заняты исключительно одной проблемой. Они стремятся сохранить и приумножить захваченное. Однако, не за счет инвестиций, расширения производства и повышения его качества. А за счет копеечной приватизации того, что еще остается в руках государства, за счет грабежа бюджета и неуплаты налогов, а порой и за счет разборок между собой. Словом, все происходит "законным, честным путем", как и советовал экс-президент.
"Честный путь" привел к неплохим показателям личного благосостояния то самое меньшинство, о защите которого пекся Леонид Макарович, но катастрофически сказался на положении подавляющего большинства населения Украины. Страна скатилась на 143-е место в мире по уровню годового национального дохода на душу населения. Даже Португалия, наименее развитая среди стран Евросоюза, опережает нас по этому показателю в 7 раз. Народное хозяйство Украины, некогда находившейся в преддверии постиндустриального общества, трансформировалось в экономику периферийно-колониального типа, которая производит, в основном, сырье и полуфабрикаты с низким уровнем промышленной переработки.
Декларируемый правительством рост ВВП (+4,6 % за 9 месяцев текущего года) вызывает иронические усмешки специалистов. Ведь, если ВВП вырос на 4,6 %, то почему грузооборот увеличился только на 1,8 %? Или продукция не реализуется, или рост является фиктивным, или же он происходит "в тени", или же, что вернее, происходит комбинация всех этих факторов.
Иначе невозможно объяснить, почему на фоне экономического роста происходит быстрое ухудшение финансового положения страны. Ведь бюджетные долги государства по невозвращенным суммам НДС превысили 6 млрд. гривен. А общая бюджетная недоимка в октябре приблизилась к
млрд. долларов. Это при том, что вся доходная часть бюджета планировалась в объеме 45,4 млрд. гривен. То есть, на сегодня мы имеем недовыполнение бюджета на 28,6 %. Как следствие, резко увеличились долги по зарплате. В течение одного лишь октября задолженность по зарплате увеличилась на 4,1 млрд. гривен. или в 2,4 раза, и по состоянию на 1 ноября составила около 7 млрд. гривен.
Одновременно ухудшается финансовое положение субъектов хозяйствования. В первом полугодии 2002 г. убыточными оказались 44 % субъектов хозяйствования. Убытки составили около 9 млрд. долларов, или на полмиллиона больше, чем за соответствующий период прошлого года. Прибыль их уменьшилась на 3 с лишним миллиарда. Отсутствие централизованных капиталовложений и средств на амортизацию приводит к предельному износу техники и оборудования, приближается время техногенных катастроф вроде Чернобыльской.
Но самое страшное и чудовищное в этой ситуации – судьба народа. Сегодня бедными считают себя 53 %, нищими
% населения. К так называемому "среднему классу" относят себя 32 % населения. Но за этим относительно высоким показателем явственно просматриваются те же бедность и нищета – ведь 50 % из этой прослойки утверждают, что средств достаточно только на продукты питания, и лишь 2 % могут что-то откладывать на "черный день".
Стало понятно, что далеко не всегда сакрализованные либералами вроде Кравчука тотальная приватизация и отказ государства от управления принадлежащими ей активами приводят к появлению хозяйственных субъектов с действительно рыночной природой и, главное, с высокой экономической эффективностью.
Опыт стран, сходных с нашей ментальностью населения и успешно преодолевающих переходный период, говорит о необходимости иных подходов: регулирующая роль государства не ослабевает, а даже усиливается; план и рынок не противостоят друг другу, а представляют собой две составные единого диалектического целого; частный сектор создается, в первую очередь, не за счет приватизации государственных предприятий (особенно, если они и без того действуют эффективно, а путем строительства новых предприятий. В самом деле: кто же, надумав строить новый дом, предварительно разрушает старый? Где же придется жить до тех пор, пока будет завершена новая постройка? Не под открытым же небом!
На этом, пожалуй, можно было бы и остановиться, если бы не одно важное обстоятельство. Приступая к ведущим в небытие реформам, Кравчук и его присные, говоря образно, вместе с водой выплеснули и ребенка. Ведь наша экономика была составной частью единого народнохозяйственного комплекса СССР. Ее подкосили не только реформы, но в не меньшей степени и разрыв устоявшихся экономических связей, разрушение сложившейся системы кооперации и специализации производства. Мгновенная переориентация экономики на Запад оказалась наибольшим злом, поскольку именно отсюда пошло уничтожение высокотехнологичных и наукоемких производств, и становление энергоемкого и высокозатратного, но малоприбыльного производства сырья и полуфабрикатов. В итоге страна потеряла 70 % национального богатства.
Норма прибыли от реализации сырья и полуфабрикатов намного ниже, чем при реализации завершенной продукции. Поэтому в страну не идут инвестиции. За все годы независимости Украина при 48 млн. человек населения получила лишь 3,6 млрд. долларов иностранных инвестиций, преимущественно в пищевую промышленность, оптовую торговлю и финансовую деятельность. Как видим, структура инвестиций сама говорит за себя. Для того, чтобы понять, сколь ничтожна эта сумма, напомним, что находящаяся в экономической блокаде Куба, имея млн. человек населения, за то же время получила свыше 5 млрд. долларов иностранных инвестиций.
Сейчас начинать надо с восстановления разрушенного. Сходные задачи стоят и перед Россией, другими странами СНГ. В силу наших старых связей намного эффективнее можно было бы решать проблему восстановления и реконструкции народного хозяйства, координируя и объединяя наши усилия. Ведь от "золотого миллиарда" за это черное десятилетие мы ничего хорошего не видели и не увидим. Тамошние глобализаторы руководствуются одним принципом: ссудный процент по кредиту, превышая темпы роста производительности общественного труда, порождает опережающий по отношению к темпам роста производства рост цен, обесценивает оборотные средства в сфере производства и сбережения, создает заведомо неоплатный долг. Управляя объемом, распределением и погашением этой задолженности посредством системы биржевых котировок, банковских и страховых ставок, контролирующие систему глобального финансового обращения кланы всех остальных держат на положении невольников.
Поэтому подниматься нам придется самостоятельно. Или мы сможем сделать это, или наши страны исчезнут как геополитические реальности.
Еще не поздно сложить усилия. Это не только твердая убежденность в том, что лишь вместе мы сможем занять достойное место в мире. У нас общая тысячелетняя история, единая культура и одна цивилизация. Отсюда – уверенность в возможности совместно преодолеть нынешний кризис. В России также все чаще высказываются сходные мысли. Народы осознали: Беловежское соглашение было сговором трех неблагодарных сыновей, решивших поделить отцовское хозяйство. Одного они уяснить не смогли – Отечество не делится. Оно либо уничтожается, либо возрождается.
Посмотрим, к примеру, на Китай. За 1997-2001 гг. на фоне азиатского финансового кризиса и глобального замедления экономического роста Китаю удалось обеспечить среднегодовой рост ВВП на 7,6 % и это произошло при низком уровне потребительских цен. А все потому, что государство осуществляет эффективную политику макрорегулирования и контролирует финансовые потоки. Китай принял решительные меры по пресечению бесконтрольных межбанковских операций и беспланового учреждения в стране финансовых организаций. Иначе говоря, в отличие от Украины, финансовые средства здесь аккумулируются государством и направляются в реальный сектор экономики. На Украине наоборот – по данным ГНАУ за годы независимости из страны незаконно вывезено более 40 млрд. долларов.
По итогу Китай вправе поставить перед собой задачу увеличить в предстоящие 20 лет ВВП в 4 раза. Причем, предполагается не обычное механическое увеличение, а качественное обновление всего производства. Как говорит Цзян Цзэминь: "Китаю предстоит идти по пути индустриализации нового типа. А именно: всемерно осуществлять стратегию подъема страны силами науки и образования и стратегию обеспечения продолжительного развития; обеспечивать полное процветания экономики села, ускоряя процесс урбанизации, интенсивно продвигать масштабное освоение запада страны и стимулировать гармоничное развитие региональной экономики; углублять реформу системы управления государственным имуществом: улучшать рыночную систему, усиливая и совершенствуя макрорегулирование и контроль; углублять систему социального обеспечения; всесторонне повышать уровень открытости внешнему миру; всемерно ширить занятость, непрерывно улучшать жизнь народа".
Может ли современная Украина выдвинуть перед собой хотя бы третью часть этих задач? Вопрос риторический – ведь у нас никто не может сказать, когда мы сможем достичь хотя бы уровня 1990 года, не говоря уже о действительном продвижении вперед. Китайцы, как видно, могут. Могут, потому что совершенствуя "систему многообразного по формам распределения", в качестве доминанты продолжают рассматривать "распределение по труду". Мы не можем, потому что "распределение по труду" у нас перешло в разряд чего-то остаточного и несущественного, вроде финансирования культуры или здравоохранения.