Глава Госдепартамента США Майк Помпео 24-25 августа совершил краткий визит в ряд стран Ближнего Востока, посетив Израиль, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Судан и Бахрейн. Главная цель его визита - убедить арабские страны установить дипотношения с Израилем по примеру ОАЭ, а заодно сплотиться в мощный антииранский альянс.
В понедельник Помпео находился в Израиле – главном союзнике США на Ближнем Востоке. В Иерусалиме он провел встречу с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, в ходе которой рассматривались региональные вопросы безопасности и «злонамеренное», как считают в Госдепе, поведение Ирана в регионе. Прошедшие американо-израильские переговоры стали уже вторыми за последние три месяца. В прошлый раз главной темой визита Помпео была годовщина переноса американского посольства в Иерусалим. Ныне же основной темой стало «историческое» соглашение между Израилем и ОАЭ о полной нормализации отношений.
Предполагается, что подписание окончательного договора состоится в конце этого месяца. Нельзя исключать, что оно пройдет и во время планирующегося на начало сентября визита на Ближний Восток зятя и старшего советника президента США Джареда Кушнера. Считается, что целью его поездки в Бахрейн, Оман и Саудовскую Аравию станет как раз попытка уговорить арабские страны улучшить отношения с Израилем и последовать примеру ОАЭ, нормализовав отношения с этой страной.
Напомним, 13 августа Израиль и ОАЭ объявили о нормализации дипломатических отношений и установлении новых широких связей. Как считают эксперты, договор имеет особую ценность, поскольку фактически открывает путь для нормализации отношений между арабским миром и Израилем. Еврейское государство на протяжении всей своей истории конфликтует с арабскими соседями по целому ряду вопросов. Однако главным камнем преткновения остается палестино-израильский конфликт. Страны арабского мира отказывались заключать мир с Израилем без справедливого разрешения палестинского вопроса и возвращения еврейского государства к границам 1967 года - то есть отказа от оккупации территорий Палестины на Голанских высотах и ферме Шебаа, а также признание палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.
Интересно отметить, что ОАЭ формально ушли от этих соглашений, решив нормализовать отношения с Израилем. В договоре сторон содержится лишь обещание израильтян приостановить распространение своего суверенитета на части территорий оккупированного Западного берега реки Иордан — принадлежащего Палестине. Соглашение между Иерусалимом и Абу-Даби высоко оценили Бахрейн и Оман, однако заявлений о планах последовать примеру ОАЭ пока не высказали.
После Иерусалима глава Госдепа США направился в ОАЭ. Безусловно, основной целью поездки в эту страну стало обсуждение анонсированного ранее в этом месяце соглашения о нормализации двусторонних отношений между Израилем и ОАЭ. И хотя детали переговоров Помпео с руководством эмиратов не сообщаются, думается, что у американского дипломата вряд ли возникли какие-либо трудности в ходе визита в Абу-Даби.
Во вторник Майк Помпео посетил с кратким визитом Судан и Бахрейн. Он не случайно выбрал для посещения эти страны, поскольку именно они находятся первыми в списке наиболее вероятных кандидатов на улучшение отношений с Израилем. При этом поездку в Судан можно считать в какой-то степени историческим событием, поскольку госсекретари США не посещали Хартум последние 16 лет, и это стало возможным лишь после прошлогоднего военного переворота в этой стране.
Сообщается, что помимо вопроса об улучшении отношений с Израилем Помпео обсуждал в Хартуме и вопрос о намерении Вашингтона исключить Судан из списка «государств-спонсоров терроризма». Возможное исключение этой страны из черного списка в пользу мира с Израилем – яркий пример того, как США продвигают свои интересы и достигают конкретных целей на Ближнем Востоке, который Вашингтон по-прежнему считает стратегически важным для себя регионом и уходить отсюда, судя по всему, не намерен.
Здесь необходимо отметить, что интерес к Большому Ближнему Востоку (включая Северную Африку, а также Иран и Афганистан) сформировался у США еще в XIX веке, когда к середине столетия объем внешней торговли с регионом составил для американцев 20% их общей торговли. После окончания Второй мировой войны начался этап более глубокой вовлеченности Америки в дела Ближнего Востока. В это время становится очевидной перспектива роста потребления нефти. Кроме того, остро встает вопрос о судьбе сотен тысяч евреев-беженцев. Именно эти две темы стали опорными для всей последующей политики Вашингтона на Ближнем Востоке.
После образования в 1948 году Израиля как государства США выступили гарантом и его безопасности. В свою очередь страны региона стали видеть в Америке единственного внешнего арбитра, имеющего каналы диалога как с Израилем, так и арабскими странами, что давало Вашингтону дополнительные рычаги воздействия на обе стороны, помимо большой финансовой и военной помощи.
В различные периоды некоторые акценты ближневосточной политики США смещались, появлялись новые вопросы и проблемы, в то время как другие, наоборот, теряли свою актуальность. Так, например, в условиях холодной войны важной задачей для американцев было противодействие советскому влиянию на Ближнем Востоке, которое в тот период было здесь особенно сильно. Сегодня, особенно после успешных действий России в Сирии, а также роста влияния в регионе Китая и Ирана, позиции Соединенных Штатов на Ближнем Востоке заметно ослабли.
В этой связи договоренностью между Израилем и ОАЭ, названной президентом Трампом «Соглашением Авраама» с отсылкой к истории о происхождении иудеев и мусульман от одного предка, в Вашингтоне очень дорожат. Если этот договор будет подписан, то администрация Дональда Трампа сможет рассматривать этот факт в качестве несомненного успеха своей внешней политики и дополнительного козыря в предвыборной борьбе с демократами за Белый дом на ноябрьских выборах. К тому же в случае успеха Дональд Трамп сможет получить дополнительные голоса живущих в США евреев и выходцев с Большого Ближнего Востока.