Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению, рецидив медийного ажиотажа вокруг Тик-Таков и прочих надувных изделий стратегического назначения демонстрирует сращивание на Западе, в первую очередь в США, политического нарративизма с политическим идиотизмом.
Что мы имеем в виду. На дворе эпоха нарративов, когда все источники информации не транслируют в наши мозги суровые директивные идеологические клише, а рассказывают нам разнообразные занимательные истории, но заодно и занимательно толкуют, как эти истории следует понимать. При этом другое толкование не допускается. Да никто и не стремится сам подумать, осмыслить, приобрести какой-то личный опыт участия в событии. Здесь важно то, что государственная пропаганда стала «ненапряжной», «веселенькой». Такая пропаганда на Западе всегда была как бы рекламой, почти иронически соотносилась с этим родственным «низким жанром».
Отголоски подобных идей нашли отражение даже в художественной литературе. Популярнейший английский писатель-юморист 20-х годов прошлого столетия (оно названо веком идеологий) Пелам Греннвилл Вудхауз, много и зло писавший в своих произведениях о деятельности «приобщенных к действию» идеологически разогретых «сталинистов», «нацистов» и даже «сионистов» в Великобритании, затронул эту тему в примечательном диалоге своих любимых персонажей – наделенного недюжинным интеллектом камердинера Дживса и его господина – симпатичного, но недалекого аристократа Вудстера:
«- Метод, который я беру на себя смелость вам предложить, называется в рекламном деле «методом прямого внедрения» и состоит во внушении какой-либо идеи путем многократного повторения. Вы, возможно, и сами сталкивались с действием этой системы.
- Ну да, это когда тебе все время талдычат, что то или иное мыло лучшее в мире, ты попадаешь под влияние, бросаешься в ближайшую лавку и покупаешь целую дюжину?
- Абсолютно верно, сэр. Тот же метод лежит в основе всех успешных пропагандистских кампаний, проводившихся во время последней войны»
Американская политика (если вычесть экономику) базируется не на внятной идеологии, а на голой электоральной прагматике. Когда американки получили право голоса и образовался «резерв» из десятков миллионов новых голосов, политики стали бороться за эти голоса, эксплуатируя тему гендерного равенства. Подчеркнем – не социального равноправия, а именно равенства, буквально полной биологической тождественности женщины и мужчины. Решительно ломались традиционные стереотипы: почему мужчины курят, а женщины нет – они тоже должны курить! Был вброшен рекламный лозунг: «Сигарета в зубах женщины это факел ее свободы!». Нет, каково! При этом, правда, на треть выросла продажа табачных изделий, никотиновые бароны были в восторге.
Сегодня внутриполитическая ситуация в США такова, что дополнительные электоральные потенциалы, сиречь голоса, приходится скрести по сусекам. Простые, как лопаты нацбуры, привлекают «глубинных» избирателей обещаниями дать им возможность больше зарабатывать. Глобуры же делают ставку на управленческий, креативный и цифровой планктон, обещая им дополнительные социальные блага (по нашему – халяву). Здесь к месту вспомнить почти каждому знакомое: у нас в конторах начальники вешают для воспитания подчиненных постер – шахтеры с чумазыми лицами и подпись: «Расскажи им, как ты устал в своем офисе».
Но планктона уже не хватает. Скребут по национальным сусекам все «глобальное», в дело идет тот самый +, который появился недавно в аббревиатуре ЛГБТ. Выборному призыву через демонстрацию защиты интересов и политического сочувствия подлежат больные СПИДом, психи без справок, жутковатые агрессивные «темнозеленые», члены черных (пардон, афроамериканских) уличных молодежных банд из городских гетто, представители украинской диаспоры, любители марихуаны и, разумеется, бесполезные для общества дармоеды ‑ креативно-цифровые маргиналы, познающие мир через круглосуточные компьютерные игры, которых можно рассматривать как своего рода мировоззренческих бомжей. В этом ряду не последнее место занимают любители всего эзотерического и конспирологического, в том числе и фанаты НЛО.
Вера в наличие «летающих тарелок» и в контакты с представителями внеземных цивилизаций является интересным феноменом появления в ХХ веке новой квазирелигии. При этом НЛО заняли нишу ранее сверхпопулярных сообщений о неслучайных «чудесах» и явлениях разнообразных «святых» и Девы Марии, которые несли людям важные смысловые «послания» и «социальные прогнозы». Можно высказать предположение, что подобная ситуация характерна для стран и регионов, где общественное сознание уже выражается через достаточно специфические интересы и представления, где укоренены современные формы стихийного мистицизма и суррогатной религиозности. А вот это как раз и есть тот самый пресловутый Запад.
По данным компании YouGov, в существование инопланетян верят 54% опрошенных жителей США, 56% жителей Германии и 52% британцев. (Для справки – в пришельцев верят 38% россиян, причем в основном люди с высшим образованием и хорошим доходом). Вся эта многочисленная публика последние годы кисла без будоражащих информационных поводов. Вот для того чтобы привлечь таких людей на избирательные участки, Байден и организовал недавно простенькое шоу с накаченным государственным ньюсмейкингом и хилыми воздушными шариками. Экспертное сообщество правильно определило ту особенность, что шоу носит внутриполитический характер. А уж все кто может, стали толковать эту рекламную акцию в своих интересах.
Американские пропагандисты не только связали неопознанные баллоны и «агрессивный Китай», но и дали понять, как дееспособен Байден, беспокоясь о национальной безопасности и заставляя высокопоставленных генералов отчитываться по этой теме в конгрессе, создавая авторитетные комиссии и пр. Киевские власти и их информационные наймиты тут же перевели, как могли, стрелки на Россию, показав какие-то аэрозонды с «уголковыми отражателями, которые ВС РФ запускают для выявления дислокации систем ПВО ВСУ». Не можем не отметить, что и российские эксперты не только замерли в ожидании: вот сейчас американские медиа привяжут к аэростатам образ «агрессивного Путина» (этого не случилось, что само по себе показательно), но и вытерли ноги о «Сонного Джо», покрутили пальцем у его виска: он-де «человек процесса: у него нет цели, у него есть только путь». Последнее в корне не верно. Старичок оказался ох как не прост. Не только цели имеет, но и весьма умело их достигает. Не кнутом и пряником, а кровью и золотом.
Надеемся, что сказанного достаточно для доказательства тезиса о сращивании нарративизма с идиотизмом. В этих столкнувшихся галактиках пространства для полета НЛО с маленькими зелеными человечками предостаточно. Но человек так устроен, что должен в это верить.