Сергей Саенко, международный обозреватель
Исторически Центральная Азия (ЦА) является важным регионом как с геополитической, так и геоэкономической точек зрения. В этой связи совсем не удивительно, что данный регион притягивает повышенное внимание со стороны крупных мировых игроков: России, Китая, США, Евросоюза, Индии, Ирана, Турции и др. При этом особую настойчивость в проникновении в государства ЦА проявляет Вашингтон. Но если, к примеру, Евросоюз в основном осуществляет торгово-экономическую экспансию в страны региона, то Соединенные Штаты заинтересованы в первую очередь в военном сотрудничестве с ними.
Однако инвестировать в экономику этих стран американцы, видимо, особо не намерены, а вот об усилении здесь своего военного присутствия Вашингтон уже заявлял не раз. Дело дошло до того, что американцы заговорили о возможном использовании российских баз на территории ЦА. К счастью, этого не случилось, но об амбициях США в этом регионе данный факт говорит со всей ясностью. Судя по всему, Вашингтон намерен открыть в государствах ЦА «второй фронт» против России и Китая, играющих ключевые роли в данном регионе. Не случайно в этой связи в центральноазиатские республики в последнее время зачастили эмиссары из-за океана.
И вояж госсекретаря США Энтони Блинкена, который он совершил на этой неделе в Казахстан и Узбекистан, – лишнее тому подтверждение. Данный визит стал особенно актуальным с учетом того, что год назад Россия начала специальную военную операцию (СВО) на Украине, и по этой причине Вашингтон стремится как можно больше стран перетянуть на свою сторону и заставить их осудить «агрессию» Москвы. В этом плане государства ЦА – не исключение.
Итак, во вторник, 28 февраля, в Астане Энтони Блинкен встретился с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и провел переговоры со своим казахстанским коллегой Мухтаром Тлеуберди. Госсекретарь США не жалел комплиментов в адрес руководства Казахстана, заверил его в поддержке, уважении суверенитета, одобрил политические реформы, которые происходят в стране. Что интересно, он поблагодарил местные власти за помощь более чем 200 тыс. россиян, которые покинули родину с началом СВО в феврале прошлого года. В ответ высокий заокеанский гость получил заверения в дальнейшем сотрудничестве по многим направлениям, представляющим взаимный интерес. Видимо, иначе руководство Казахстана ответить не могло – это противоречило бы восточному гостеприимству. Кстати, после переговоров на пресс-конференции в Астане Блинкен не преминул заявить, что Вашингтон жестко ответит Китаю, если тот поддержит Москву в кризисе вокруг Украины.
Заметим, отношения Москвы и Астаны, несмотря на заявления о вечной дружбе, складываются в последнее время непросто – постоянно их что-то да омрачает. Об этом уже много сказано, и нет смысла вновь повторяться. Между тем не может не обратить на себя такой важный факт: мог ли год назад Касым-Жомарт Токаев предположить, что госсекретарь США Энтони Блинкен лично приедет к нему заверить в вечной дружбе? И что председатель КНР Си Цзиньпин совершит свой первый официальный визит после пандемии COVID-19 именно в Казахстан, дабы опять же лично предоставить ему гарантии безопасности? Пожалуй, что нет. Однако это может говорить о том, что влияние Астаны в Азии в целом и на постсоветском пространстве в частности растет буквально с каждым днем. И нельзя исключать, что со временем Казахстан станет финансовым и бизнес-центром бывшего СССР и центральноазиатском регионе.
В тот же день высокий американский гость провел министерскую встречу с главами внешнеполитических ведомств стран ЦА в формате «С5+1» (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан + США). В повестке заседания было обсуждение вопросов безопасности, особенно с учетом соседства с «взрывоопасным» Афганистаном, а также развитие регионального сотрудничества и партнерства с Вашингтоном. Безусловно, не обошлось на встрече и без обсуждения ситуации вокруг Украины.
После Казахстана Энтони Блинкен отправился в Узбекистан, где 1 марта в Ташкенте провел переговоры с президентом страны Шавкатом Мирзиёевым. По сообщению пресс-службы главы государства, стороны рассмотрели вопросы поветски двусторонних отношений в политической, торгово-экономической, инвестиционной, образовательной и культурно-гуманитарной сферах, а также ключевые аспекты регионального взаимодействия.
В ходе встречи Блинкен передал Мирзиёеву приветсвия и наилучшие пожелания президента США Джо Байдена. При этом американский госсекретарь подчеркнул приверженность Вашингтона поддержке независимости, суверенитета и территориальной ценности Узбекистана. Помимо этого стороны рассмотрели вопросы широкого международного сотрудничества в вопросах урегулирования ситуации в Афганистане, говорится в сообщении пресс-службы президента Узбекистана. Но это все официоз. О чем на самом деле говорили Миризиёев и Блинкен – осталось за закрытыми дверями.
Здесь самое время сказать, что цель американской дипломатии в регионе, и в частности данного визита Блинкена в Астану и Ташкент, ясна, понятна и никем в Вашингтоне в общем-то не скрывается – оторвать страны ЦА от России. Еще год назад эта миссия показалась бы невыполнимой. Все пять стран региона были теснейшим образом связаны с Москвой, тем более, что три (Казахстан, Киргизии, Таджикистан) из пяти входят в ОДКБ – военный союз под ее эгидой. И даже те, кто не входит (Туркмения и Узбекистан), считали Россию главным партнером в области безопасности. Насколько эффективно Москва может осуществить военную акцию в регионе, она продемонстрировала в январе прошлого года, организовав операцию миротворческих сил ОДКБ, которые помогли властям Казахстана восстановить порядок в стране после бурных событий, названных попыткой госпереворота.
Однако с началом СВО ситуация в отношениях Москвы и стран региона несколько изменилась, и в Вашингтоне это почувствовали. И хотя все пять государств ЦА не поддержали санкции Запада против России и не голосовали за недавнюю антироссийскую резолюцию по Украине на Генассамблее ООН, вместе с тем никто из центральноазиатских республик, даже члены ОДКБ, открыто не выразили поддержку Москве и не намерены участвовать в СВО. И это оставляет США шанс, если не оторвать государства данного региона от России, то, как минимум, убедить их более четко соблюдать режим западных санкций. Правда, при этом не следует забывать, что введение санкций Запада привело и к росту выгодных странам ЦА торгово-экономических связей с Россией.
В заключение отметим, что совершенно очевиден тот фат, что США всеми силами и средствами, используя принцип кнута и пряника, будут стремится и дальше не допустить восстановления стратегического присутствия России в ЦА, а также создания политического союза между Москвой, Пекином и Тегераном. Немаловажным остается и то, что для Вашингтона Центральная Азия служит стратегически важным плацдармом на случай возможной при определенных обстоятельствах конфронтации США с Россией и Китаем в данном регионе. В общем, геополитическая схватка за этот регион предстоит ожесточенная. И, несмотря на амбициозные планы Вашингтона, нет уверенности, что Соединенные Штаты выйдут из нее победителем.