Владимир Блинков, экономический обозреватель
Тенденция к дедолларизации мировой экономики начала формироваться в начале текущего столетия. За 20 с небольшим лет доля доллара в структуре официальных международных резервов, снизилась с более чем 70% до 58,4% по состоянию на конец 2022 г. Такие же тенденции наблюдаются и в мировой торговле. Если в начале 2000-х годов в долларах осуществлялось 66% мировых торговых операций, то сегодня этот показатель упал до 40%.
Но, на других рынках доллар пока удерживает доминирующие позиции. Так, на валютных рынках доля доллара в обороте составляет порядка 44%, что значительно превышает долю евро (16%) и иены (11%). Более 60% всех международных долговых инструментов выпускается в долларах США (в евро чуть более 20%). Кроме того, практически все сырьевые товары котируются в долларах.
Эти данные показывают, что пошатнуть господствующую роль доллара не так-то просто. Причина этого заключается в том, что страны, входящие в G7 и обладающие крупнейшим совокупным финансовым рынком в мире, в своих потоках капитала отдают ему предпочтение. Тем не менее, хотя доллар продолжает занимать лидирующее место в рейтинге самых популярных валют, дедолларизация мировой экономики - объективно наблюдаемый факт.
Следует отметить, что США сами «стимулируют» закат доминирования доллара. Постоянное введение санкций, даже против своих же союзников, вынуждает многие государства пересматривать свои подходы к его использованию во взаиморасчетах. Так, в 2014 г. французскому банку BNP пришлось выплатить США штраф в размере 9 млрд долл. за то, что он, в соответствии с европейским и французским законодательством, финансировал (в долларах) экспорт из Кубы, Судана и Ирана. Но эти три страны находились под американским эмбарго, американский суд наложил штраф на BNP, после чего в Нью-Йорке были произведены компенсационные расчеты. Вот так американцы навязали «собственные политические амбиции» компании союзного государства.
Процесс дедолларизации ускорился после заморозки валютных резервов российского Центробанка в 2022 г. (ранее эти меры принимались только в отношении относительно небольших по влиянию в мировой экономике государств - Венесуэлы, Ирана, КНДР). Лидеры «незападных стран» четко осознали, что, если они буду бороться с соседом и этот конфликт не понравится Вашингтону, то в одночасье могут потерять большую часть своих валютных резервов, которые хранятся в западных банках. Последнее усилило их стремление сократить объемы долларовой торговли долларовых активов.
В 2022 г. это побудило Россию и Китай перейти на национальные валюты в торговле. Это же побудило Россию и Китай создать свои системы международных расчетов – СФПС и CIPS соответственно. Между этими системами установлен шлюз, который позволяет проводить расчеты между контрагентами, не задействуя западные платежные системы.
Россия уходит от доллара и во взаимной торговле и с другими странами, например, с Индией. В итоге, по данным Банка России, доля расчетов по экспорту в валютах «недружественных» стран сократилась с 87% в начале 2022 г. до 48% в конце.
В процесс дедолларизации включаются все новые страны. В декабре 2022 г. на национальные валюты в торговле с Китаем нефтью решила перейти Саудовская Аравия, а в торговле газом – ОАЭ.
Еще одним знаковым событием стала закупка за юани СПГ французской компанией. Как сообщило 29 марта издание The Business Times китайская China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) впервые продала сжиженный природный газ (СПГ) за юани европейской компании - французской TotalEnergies. Сделка была проведена через Шанхайскую биржу нефти и природного газа. Всего было продано 65 тыс. т, поставленных из ОАЭ.
В марте 2023 г. Бразилия и Китай заключили соглашение об отказе от доллара в пользу своих валют - юаня и реала. Сделка позволит Китаю и Бразилии напрямую обменивать юани на реалы и наоборот - вместо того, чтобы сначала конвертировать их в доллары США. В Бразилии заявили, что договоренность позволит сократить затраты, будет способствовать расширению двусторонней торговли и облегчит инвестиции. Китай - крупнейший торговый партнер Бразилии, на которого приходится пятая часть всего ее импорта и треть экспорта, а торговый оборот достиг 150 млрд долл.
Это соглашение будет способствовать формированию взаимосвязанной логистической системы между странами-членами БРИКС.
Для США создание бразильско-китайской клиринговой палаты - плохая новость т.к. снижает возможность оказывать влияние на мировую торговлю и политику. Дедолларизация международной экономики уже начинает беспокоить американские элиты. Так, тревогу бьют конгрессмены. «Я предупреждала, что доллар будет заменен юанем, еще год назад, когда Вашингтон решил вести опосредованную войну с Россией на Украине, и теперь это происходит, — заявила конгрессвумен Марджори Тейлор Грин.
Администрация Байдена, естественно, уверяет, что ничего страшного не происходит. В американском Минфине так же призывают не паниковать. По мнению министра финансов США Джанет Йеллен, доллар еще долго будет оставаться мировой резервной валютой. «У России и Китая есть мотивация попытаться разработать другую систему, которая позволит избежать использования доллара. Но это то, чего крайне тяжело добиться. И у меня есть уверенность, что доллар останется мировой резервной валютой еще долгое время, несмотря на различные попытки создать системы, позволяющие обойти его», - заявила она.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе эти процессы ослабят глобальное господство доллара США. Хотя это и не значит, что уже завтра он утратит свою роль т.к. доллар настолько прочно укрепился в международной финансовой системе, что его крах невыгоден многим странам. Это - длительный процесс, который будет встречать жёсткое сопротивление со стороны США, не желающих терять мировое влияние и господство.
Но, темпы процесса дедолларизации могут значительно повыситься при появлении новой резервной валюты, о которой уже говорилось на саммитах ШОС и БРИКС. Это позволило бы ликвидировать перекосы во внешнеторговом балансе, с которыми столкнулась Россия в 2022 г. Ее экспорт в тот же Китай намного превосходил импорт. По данным таможенной службы КНР, поставки из Поднебесной в РФ выросли на 13%, до 76 млрд долл., а экспорт увеличился на 40%, до 114 млрд долл. В результате в российской казне появились излишки китайской валюты. А, если бы торговля велась в валюте, признанной средством международного платежа в БРИКС или ШОС, Россия смола бы покупать на нее товары в третьих странах, скажем, в Индии, Бразилии, ЮАР и др.