Владимир Кирилов, международный обозреватель
Мало кто сомневался, что свой первый визит после переизбрания в марте на пост главы Российского государства Владимир Путин нанесет в Китай. Ожидаемый визит российского лидера с наивысшим статусом государственного состоялся 16-17 мая по приглашению Председателя КНР Си Цзиньпина. Точно так же поступил и китайский лидер в марте 2023 года, отправившись в Москву спустя всего две недели после своего третьего переизбрания на высший пост в Поднебесной.
Визита Путина пришлось ждать два месяца, и это даже породило слухи в рядах западных злопыхателей о якобы каких-то затруднениях, связанных с его организацией. Но все оказалось проще и понятней – в России сначала должна были пройти инаугурация, распущено старое и сформировано новое правительство, члены которого чуть ли не в полном составе сопровождали Президента в ходе его поездки в Китай. Беспрецедентный состав российской делегации продемонстрировал объем и широту обсуждавшейся на переговорах повестки.
Дипломаты и протокольные службы провели прекрасную подготовительную работу – визит прошел на высоком содержательном и организационном уровне. По итогам переговоров состоялось подписание совместного Заявления глав государств и целого ряда двусторонних соглашений. Западным аналитикам осталось лишь провести сравнения визита российского Президента с недавними блеклыми посещениями Китая канцлером Германии и госсекретарем США, а также попытаться пропедалировать тезис о том, что на переговорах «не прозвучало ничего нового».
С этим утверждением вряд ли можно согласиться, если внимательно ознакомиться с объемным совместным Заявлением, опубликованным по итогам состоявшегося визита. В Заявлении были затронуты практически все современные темы внутренней и международной повестки. В документе, составленном в соответствии с политико-дипломатической культурой наших стран, при умении видеть скрытые смыслы можно получить ответы на многие животрепещущие вопросы, волнующие мировое сообщество.
Прежде всего в Заявлении стороны подчеркнули, что «развитие российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, отвечает коренным интересам двух государств и их народов, не строится на сиюминутных интересах или конъюнктурных расчетах» и что они « готовы оказывать друг другу решительную поддержку в защите жизненно важных интересов, включая вопросы суверенитета, территориальной целостности, безопасности и развития». Здесь главным стало «готовы оказывать», а как именно - наверняка обсуждалось за закрытыми дверями в ходе переговоров тет- а- тет двух руководителей с привлечением профильных министров и ответственных лиц.
В очередной раз стороны отметили, что современные российско-китайские отношения представляют собой более продвинутую форму межгосударственного взаимодействия по сравнению с военно-политическими союзами времен «холодной войны», не носят блокового и конфронтационного характера и не направлены против третьих стран.
Вместе с тем выражение министра иностранных дел Китая Ван И о «двойном противодействие» Москвы и Пекина американскому «двойному сдерживанию» не оставляет сомнений в раскладе сил на международной арене.
Стороны с удовлетворением отметили, что последовательное развитие сотрудничества двух государств в сфере обороны, основанное на высоком уровне взаимного стратегического доверия, эффективно укрепляет региональную и глобальную безопасность. Россия и Китай намерены и далее «углублять доверие и взаимодействие в военной области, расширять масштабы совместных учений и боевой подготовки, на регулярной основе проводить совместные морские и воздушные патрулирования, наращивать координацию и сотрудничество на двусторонней основе и в рамках многосторонних форматов, постоянно повышать потенциал и уровень совместного реагирования на вызовы и угрозы». Участие в переговорах нового министра обороны РФ Белоусова и его предшественника, направленного на курирование набирающего обороты российского ВПК, подтверждает важность и динамику развития военно-технического сотрудничества двух «несоюзников».
Безусловно, Путин и Си Цзиньпин не могли не обсудить украинский вопрос. Это было сделано в ходе неформальной встречи руководителей в узком кругу, которая, по мнению помощника российского Президента Юрия Ушакова, прошла в исключительно доверительной и доброжелательной обстановке и усилила и без того существующую «химию» между лидерами двух стран. Стороны подтвердили приверженность китайскому плану мирного урегулирования конфликта, главная отличительная суть которого заключается в прописной истине – чтобы погасить конфликт, прежде всего необходимо разобраться с его первопричинами с обязательным привлечением к этому процессу всех участников, включая Россию. В этой связи бесперспективность планируемой в Швейцарии мирной конференции по Украине, на которой предполагается обсуждать «план Зеленского» становится очевидной.
Подводя итоги визита, газета The New York Times отметила отсутствие признаков каких-либо разногласий между Путиным и Си Цзиньпином. По мнению западных аналитиков, ни угроза санкций, список которых привозил Блинкен, ни европейские посулы, озвученные президентом Франции Макроном, «похоже, не удержали Си Цзиньпина от объятий Путина» - написала газета. Для Си Путин продолжает оставаться «незаменимым другом, помогающим изменить мировой порядок в пользу Китая», а состоявшуюся встречу он использовал, чтобы продемонстрировать непоколебимость поддержки России. С таким выводом, пожалуй, можно согласиться.