На днях я в очередной раз съездил в Малайзию и, конечно, дело не могло обойтись без разговоров об этой очень странной истории с ходом расследования гибели малайзийского лайнера 17 июля на востоке Украины.
Разговоры, конечно, бывают разные. Но когда общаешься с человеком из ВВС Малайзии, с немалым числом звезд на погонах, то это серьезная беседа.
«Мы уже давно все поняли. Мы знаем, кто сбил наш самолет, хотя не совсем понятно, по ошибке или в порядке провокации», сказал мне этот человек. «Наша – и ваша – проблема в том, что скорее всего фактов и доказательств мы никогда не получим».
Не надо принимать Малайзию за страну «третьего мира». Это весьма развитая, в том числе по части техники, нация. А еще это весьма неконфликтные (в смысле – не любящие скандалы) люди, которые, однако, бывают весьма упорны. И каждый, с кем я встречался, говорил мне, что эту историю они так не оставят. Как бы и кто бы ни старался спустить ее на тормозах.
В Малайзии я узнал, что они уже накопили множество интересных наблюдений о том, кто и как себя ведет в истории с расследованием. Довольно мощная команда малайзийцев работала в Киеве и Харькове, задавала там вопросы, вежливо выслушивала ответы. А затем в сентябре министр обороны страны Хишамуддин Хусейн проехался по маршруту Киев — Москва — Амстердам.
Известен вот какой эпизод его беседы с Сергеем Шойгу: российский министр обороны сказал, что на посту главы МЧС был причастен не менее чем к полусотне расследований по авиаинцидентам и катастрофам. И везде, по всему миру, тут сложились стандартные процедуры. Берутся все переговоры летчиков, диспетчеров, все данные контроля с земли — и сравниваются по секундам; и еще есть много стандартных методов. Этого всего в данном случае не сделали. Почему-то. Странное расследование.
Далее, Хусейну передали все снимки, которые у нас были, провели по ним брифинги. (Это не те загадочные фотографии, которые появились недавно на нашем телевидении). И подсказали: почему бы возглавляющим расследование голландцам не запросить снимки из космоса у США, поскольку мы установили — и сказали малайзийцам — что американский военный спутник там был, 10 минут до и 10 после инцидента.
С тех пор этот запрос в адрес американцев звучит, с российской стороны, очень громко и постоянно: покажите снимки. Малайзия громко обычно не разговаривает, но ее позиция ясна.
Кстати, у Малайзии в этой истории, во всей в целом, ровно и дословно та же позиция, что у России. А именно: покажите нам все факты.
И вот теперь пора сказать четко и ясно: Малайзию, страну, потерявшую лайнер и 44 своих гражданина в нем, абсолютно явно оттирают от расследования. Почему? А потому что ее позиция такая, как сказано выше. От нее, наверное, хотели, чтобы она без размышлений обвиняла Россию, подвергла ее санкциям. А вместо того получают вот это – «а факты?».
Сначала казалось, что происходили совпадения, а не случайности. Больше не кажется. Вот недавний эпизод: в СМИ страны появилось очередное сообщение о том, что Малайзию до сих пор официально не пригласили участвовать в уголовном расследовании инцидента с ее самолетом. Голландские эксперты уже получили, наконец, доступ к месту гибели лайнера, что-то вывозят – а Малайзия так и не является членом возглавляемой голландцами расследовательской команды. Хотя технические ее специалисты в общую команду зачислены. Но – кстати – к недавнему вывозу обломков их тоже не допустили.
Пятого ноября в Куала-Лумпур приезжал премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, снимать тихо накалявшийся скандал по поводу вот этого участия-неучастия. Заявлял, что, конечно, это логично, чтобы страна «получила более заметную роль» в расследовании. Чей лайнер, в конце концов… И что же? Сегодня малайзийский посол в Гааге говорит: а так ничего и не произошло. Потому что правительство Нидерландов должно обсудить эту проблему с властями Австралии и Украины.
Здесь нужна справка. Наибольшее число погибших на самолете, летевшем в Куала-Лумпур из Амстердама – голландцы. Было там много и австралийцев. Украина – страна, в чьем воздушном пространстве произошла катастрофа. Малайзия же поначалу передала свое право расследования Нидерландам по чисто техническим причинам: очень далеко. Но существует малайзийская команда экспертов, которая держит руку на пульсе и постоянно проявляет самостоятельность.
И что теперь – надо спрашивать австралийцев и украинцев, что они думают по поводу включения малайзийцев в «юридическую» команду? По сути спрашивать их разрешения? А почему? Странно.
До того было несколько инцидентов также весьма странных. Вот хотя бы 20 октября, когда 10 коробок обломков, якобы с места катастрофы, были отправлены голландцам. Малайзийцам эта история не понравилась. Да что там, она не понравилась даже австралийцам. Россия, заметим, выступала за то, чтобы обломки сначала побывали в руках малайзийцев, что технически было вполне исполнимо. Но голландцы настояли на прямой передаче таковых себе. Отсюда, кстати, и визит премьера этой страны в Куала-Лумпур. И вот опять скандал.
Мои малайзийские собеседники объяснили мне одну простую вещь. Общественное мнение в стране по поводу происходящего уже сложилось. Если следующим летом выйдет заключение, что комиссия не собрала достаточно материалов, малайзийцы ей не поверят. Если результаты расследования не совпадут с наблюдениями малайзийцев на месте, они потребуют нового расследования. Никаких игр по принципу «сначала обвинить Россию, потом тихо спустить дело на тормозах» с Малайзией не пройдет, публика не позволит.
Что интересно, есть ведь и оппозиция. В 90-е годы считалось, что она финансируется и направляется США для учинения очередной «цветной революции». Затем эта оппозиция была аккуратно введена в правовое поле и почти выиграла недавние парламентские выборы. С одним человеком из ее рядов я тоже поговорил, так же как и с прочими собеседниками – на условиях конфиденциальности. И он объяснил мне: сейчас не 90-е годы, оппозиция если и пыталась играть в игры с США, то сегодня все изменилось. И, в частности, она жестко требует от правительства не уступать попыткам оттереть его от расследования в Гааге. И критикует его за слабость по этой части. В принципе же никакой разницы по этой части у них нет.
Насчет слабости: вообще-то Малайзия – военный союзник Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и еще Сингапура. Они гарантируют ее безопасность. В последние месяцы – резко активизировались по этой части. На прошлой неделе в стране побывал еще и американец Джон Тулэн, командующий морской пехотой США на тихоокеанском театре. Так что можно себе представить масштабы давления, которому подвергаются малайзийские власти.
В те дни, когда я был в стране, в один из ее портов зашел «Ярослав Мудрый» из нашего балтийского флота; готовится, как всегда, мощное участие российской делегации на оборонной выставке «Ланкави-2015». Источники намекают на будущее укрепление оборонного сотрудничества.
Катастрофа малайзийского лайнера нас сблизила.