Что же происходит на самом деле вокруг "ядерных дел" Северной Кореи? Как известно, Пхеньян уже довольно давно вызывает острую аллергию у администрации Дж.Буша-младшего, еще год назад причислившей КНДР к пресловутой "оси зла". Но поскольку Ирак имеет явный приоритет в составленном Вашингтоном "списке на устранение", до недавнего времени к КНДР особых мер не принималось. Однако неожиданное признание Пхеньяна в наличии у него секретной ядерной программы и последовавшее вслед за этим в декабре 2002 г. решение возобновить работу ядерного реактора в Ёнбоне и выслать из страны международных инспекторов МАГАТЭ резко изменили ситуацию.
Из Вашингтона тут же начали раздаваться угрозы. В канун рождества 2002 г. шеф Пентагона Дональд Рамсфелд заявил, что США готовы вести одновременно две войны – против Ирака и Северной Кореи. Режим "дорогого товарища" Ким Чен Ира в Вашингтоне именуют не иначе как "непредсказуемым" и "опасным". Госсекретарь США Колин Пауэлл недавно назвал решение КНДР выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия "открытой демонстрацией неуважения к международному сообществу" (видимо, по мнению руководителей США, подобная "привилегия" является исключительно американской прерогативой). Северная Корея ответила массовыми антиамериканскими митингами и угрозами в случае нападения США "уничтожить весь мир".
С другой стороны, не сами ли США во многом виноваты в сложившейся ситуации? Ведь это их решение, принятое осенью 2002 г., прекратить поставки в Северную Корею мазута для электростанций КНДР и стало поводом к резким шагам Пхеньяна по свертыванию сотрудничества с МАГАТЭ и заявлению о намерении выйти из ДНЯО. Между тем, США в соответствие с подписанным еще в 1994 г. соглашением, обязались поставлять КНДР 500 тысяч тонн мазута в год в качестве топлива для электростанций в обмен на прекращение Пхеньяном попыток создания ядерного оружия и строительства ядерных реакторов, способных вырабатывать оружейный плутоний. Согласно тем же договоренностям, кстати, США, Япония и Южная Корея обязались к 2003 г. построить в КНДР два ядерных реактора на легкой воде, на которых невозможно производство оружейного плутония. Но реакторы так и не построены, а ситуация с электроснабжением в Северной Корее заметно ухудшилась за последние годы.
Еще одной теневой стороной этой проблемы является роль ближайшего американского союзника Пакистана в северокорейской программе по созданию собственного ядерного потенциала. Сотрудничество Исламабада и Пхеньяна в этой сфере началось еще лет назад. Пакистанцы активно закупали в КНДР баллистические ракеты средней дальности "Нодонг", созданные на базе знаменитой советской ракеты "Скад", и технологии производства ракетного оружия. Впоследствии они были использованы пакистанцами для создания собственной ядерной ракеты "Гури". Пакистан, кроме того, получил доступ к ракетным полигонам КНДР, где проводились совместные испытания опытных образцов ракет.
Есть все основания полагать, что Исламабад взамен "поделился" с Пхеньяном своими ядерными технологиями и возможно даже передал некоторые компоненты ядерного оружия. С 1997 г. и до начала 2002 г., когда США наконец-то заставили своего союзника прекратить контакты с "тоталитарным режимом" в Пхеньяне, между Пакистаном и КНДР осуществлялся активный обмен специалистами и технологиями в ядерной сфере. У серьезных экспертов не вызывает сомнения, что США имели всю информацию о масштабах и характере многолетнего пакистано-северокорейского ракетно-ядерного сотрудничества, но, по неким причинам, до поры до времени делали вид, что не замечают его.
Руководство Северной Кореи со своей стороны явно использует нынешний кризис вокруг своей ядерной программы для оказания давления (некоторые обозреватели называют это "шантажом") на США и другие страны Запада с целью упрочить свое международное положение и добиться от Запада существенной экономической помощи на выгодных для себя условиях. Нынешняя ситуация во многом напоминает аналогичный кризис 1993-1994 гг., когда КНДР также угрожала выходом из Договора по НЯО, а администрация президента Клинтона даже планировала нанести удары по северокорейским ядерным объектам. Тогда все закончилось подписанием договора о замораживании КНДР своей ядерной программы и допуск в страну инспекторов МАГАТЭ в обмен на экономическую и продовольственную помощь, а также кредиты.
У многих экспертов не вызывает сомнений, что КНДР действительно нарабатывала плутоний (примерно по 2 кг в год) на реакторах, построенных в свое время с помощью СССР и Китая. Высказывались предположения, что уже в начале 90-х годов прошлого века у Северной Кореи было достаточно плутония, чтобы изготовить 2-3 ядерных боезаряда средней мощности. Но доказать, что КНДР смогла без необходимых испытаний создать собственное ядерное оружие, пока никому не удалось. В лучшем случае, наличного плутония может хватить только на т.н. "грязную бомбу", т.е. радиологическое оружие.
В то же время, Пхеньян осуществляет весьма амбициозную ракетную программу и имеет в своих арсеналах более тысяч ракет средней дальности типов "Нодонг" и "Теподонг" и даже экспортирует их за рубеж. В 1998 г. Северная Корея произвела испытательный пуск многоступенчатой баллистической ракеты через территорию Японии в акваторию Тихого океана, чем вызвала страшный переполох в Токио и Вашингтоне. В Пхеньяне также утверждали о запуске в космос собственного спутника и разработке баллистических ракет стратегического радиуса действия, способных "достать" США. Что здесь блеф, а что реальность, сказать пока трудно. Но руководители КНДР уже заявили, что возможное введение против их страны международных санкций может быть расценено ими как объявление войны.
В этих условиях ближайшие соседи КНДР – Южная Корея и Япония очень опасаются нового конфликта с "непредсказуемым режимом" (в случае войны США с Северной Кореей они пострадают больше всех) и уговаривают Вашингтон "проявить гибкость". Тем более, что в Южной Корее нарастают антиамериканские настроения. И США уже заявили, что в принципе открыты к переговорам с северокорейцами. Администрация Буша видимо понимает, что время для "разборки" с "дорогим товарищем" накануне войны с Ираком не слишком удобное. Тем более, что КНДР вполне может рассчитывать на определенную поддержку Москвы и Пекина, не заинтересованных в обострении ситуации вблизи своих границ.
Россия же, как единственный член "большой восьмерки", имеющий доверительные отношения с Пхеньяном, способна сыграть "амортизирующую" роль в нынешнем конфликте. Разработанное российскими дипломатами пакетное решение, предусматривающее придание всему Корейскому полуострову безъядерного статуса и увязывание прекращения Пхеньяном своей ядерной программы с возобновлением международной экономической помощи, может сыграть важную роль в урегулировании конфликта.
Скорее всего, нынешний кризис пока не приведет к серьезным последствиям и будет разрешен через очередной компромисс. Но только пока. Никто не может исключить, что "разобравшись" с С.Хусейном и развязав себе тем самым руки, США захотят заняться следующим по очереди членом "оси зла" – КНДР. И тогда вопрос о "ядерной угрозе" из Пхеньяна вполне может перейти из разряда блефов в сферу реальности.