При существовании рукописной газеты еще не было такого понятия, как "безличный читатель". Газету "Куранты" переписывали именно в том количестве экземпляров, сколько имелось заинтересованных лиц, иначе говоря – заказчиков. Это значительно облегчало и труд журналистов, поскольку они заранее знали, для кого именно пишут. С рождением нового столетия началась и новая эпоха в журналистике.
Отныне газета не только рассылалась тем, кто ее непосредственно заказывал, но и поступала в свободную продажу, а стало быть, появился новый тип читателя, чьи вкусы и пристрастия следовало предугадывать. Раньше этими читателями были представители высших сословий. Теперь газету мог прочесть каждый грамотный гражданин страны. И это выдвигало перед газетчиками новые требования.
Первые газеты появились в Венеции. Они представляли собой рукописные сводки последних новостей. За них взималась мелкая венецианская денежка – gazzeta – она-то и дала наименование целому виду печатной продукции, впоследствии развившемуся до невероятных размеров. Изначально "Ведомости" задумывались как подражание немецкой газете "Нордишер Меркуриус", но очень скоро наша газета приобрела свое лицо, свой особый стиль преподнесения материала читателю. В отличие от излишне строгой немецкой печати, в "Ведомостях" использовались вся широта и все неисчерпаемое богатство великого русского языка.
Возьмем в руки номер петровских "Ведомостей" от 2 января 1703 года. Прочтем первую страницу. Забавно, что сначала шел заголовок, потом ставилась запятая, и далее шел сам текст. Вот как это тогда выглядело:
ВѣДОМОСТИ,
На Москвѣ вновь нынѣ пушекъ мѣдныхъ гоубицъ и мартировъ вылито ỹ. Тѣ пушки ядром по Ǩд, по и˜в и по в˜I фунтовъ, гоубицы бомбомъ пудовые и по полупудовые, мартиры бомбомъ девяти, трехъ и двупудовые и менше. И еще много формъ готовыхъ великихъ и среднихъ къ литью пушекъ гоубицъ и мартировъ: а мѣди нынѣ на пушечномъ дворѣ, которая приготовлена къ новому литью, болше ‡ʍ пудъ лежитъ.
Это – полный текст передовицы. Прежде всего, бросаются в глаза странные для современного восприятия значки. Перед нами цифры, тогда еще обозначавшиеся, как встарь на Руси, особенными титулованными буквицами старославянского алфавита. В Европе с XV века уже стала внедряться более простая, так называемая арабская система написания цифр. Вскоре она будет введена Петром и в России, но в первых, московских, номерах "Ведомостей" мы видим еще старые русские цифровые буквицы. Переведем первую передовицу на современный язык: "На Москве вновь ныне пушек медных гаубиц и мортир вылито четыреста. Те пушки ядрами по 24, по 52 и по 12 фунтов, гаубицы бомбами пудовые и полупудовые, мортиры бомбами девяти, трех и двухпудовые, и меньше. И еще много форм готовых великих и средних к литью пушек гаубиц и мортир, а меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, более сорока тысяч пудов лежит".
Почему передовица первого номера "Ведомостей" 1703 года посвящена отлитию новых гаубиц и мортир? Потому что этот вопрос тогда был самым важным, государственным. В сердцах россиян еще кровоточила рана, нанесенная нам шведами в Нарвском сражении 1700 года, когда русская армия полностью потеряла артиллерию. Вот почему первый номер первой печатной газеты сразу же успокаивает сограждан: вон, сколько новых пушек произведено, вон, сколько меди приготовлено для отлития новых пушек, знайте же – нарвские потери полностью возмещены. Еще в декабре 1702 года рукописные "Ведомости" сообщали о том, что в Верхотурском уезде "из новосибирской железной руды много пушек налито и железо велми много сделано, и такого мягкого и доброго из шведской земли не привозили, для того, что такого у них нет, а на Москве с привозом стал пуд в 12 алтын".
Поднимающаяся нация, как известно, способна даже поражение превратить в орудие победы. Нарвская катастрофа оказалась для России полезной, и в дальнейшем в Северной войне Петр и его сподвижники одерживали победы одну за другой. "Ведомости" постоянно посвящали свои страницы описанию хода этой долгой войны, приведшей к возвеличиванию России и навсегда выведшей Швецию из числа могущественных военных держав. Уже в первом номере от 2 января 1703 года помещена заметка о том, как "Города Олонца поп Иван Окулов собрал охотников пеших с тысячю человек, ходил за рубеж в Свейскую (то есть, в шведскую) границу, и разбил свейские заставы. А на тех заставах шведов побил многое число, и взял рейтарское знамя, барабаны и шпаг, фузей и лошадей довольно. Конницы шведской убито 50 человек, пехоты 90 человек, а из попова войска толко ранено солдат два человека". В последующих номерах появятся сообщения об удачном походе на Ивангород и Нарву (Ругодив), о взятии разных шведских крепостей, о покорении всей Ингерманландии, о победах на Омовже, в Курляндии, Литве и Польше, под Калишем, под Полтавой, в Лифляндии, Эстляндии и Финляндии, о морских сражениях, включая, конечно, славное Гангутское сражение. Наконец, в газете был напечатан текст Ништадского мирного договора с припискою: "Господам шведам уже и за морем на своей стороне тошно стало".
Вернемся к первому номеру газеты. В нем, как в капле воды отражается вся деятельность Петра. Передовица – о главнейшей войне со шведами за выход к Северным морям. Следующая статья – о науках, ибо государь был самым ярым покровителем наук: "Повелением его величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше трехсот человек учатся и добре науку приемлют".
В третьей статье сообщается о приросте населения: "На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеска и женска полу 356 человек".
Четвертая статья – о международных связях: "Из Персиды пишут. Индейский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен слон в Астрахань сухим путем".
Пятая статья – об успехах в отыскании полезных ископаемых: "Из Казани пишут, на реке Соку нашли много нефти, и медной руды, из той руды медь выплавили изрядно, от чего чают немалую быть прибыль Московскому Государству".
Во всем чувствуется петровская сильная эпоха. Не об интимной жизни актеришек, не о "звездах" тогда писали. А о самом важном в жизни стремительно развивающегося, могучего государства.
"Ведомости" издавались в виде книжечки, размером меньше четвертушки. Для сравнения сложите этот номер "Гудка" вчетверо, и вы получите размер книжечек "Ведомостей". Обычно номер состоял из четырех страниц, иногда из восьми, десяти, реже – из шестнадцати и более. А порой газета издавалась на одном листе, текст на котором был напечатан только с одной стороны. Впоследствии ученые поняли их предназначение – для наклеивания на стены, заборы и фонарные столбы.
Главным редактором с 1703 по 1714 год был Федор Поликарпович Поликарпов, типичный человек петровского времени – подобно Меншикову, Макарову и многим другим "птенцам гнезда Петрова", он происходил из незнатной семьи, но, благодаря Петру получил желаемое образование и считался одним из наиболее образованных людей тогдашней России. Историк, поэт, переводчик, автор известного в свое время "Лексикона треязычного". Можно с уверенностью утверждать, что именно при Поликарпове по-настоящему возникло и развилось в России газетное дело. В нынешний юбилейный год неплохо было бы украсить кабинеты главных редакторов наших лучших газет портретом этого замечательного человека!
После него главным редактором "Ведомостей" стал другой не менее образованный журналист Михаил Аврамов, приверженец старины. Петр настолько уважал его, что прощал нападки Аврамова на излишнюю любовь императора к новшествам в русской жизни и обычаях.
Первая русская печатная газета находилась в ведении Монастырского приказа, но контроль над "Ведомостями" был также поручен Коллегии иностранных дел. Материалы в газету поставляли такие знаменитые деятели петровского времени, как Г.Головин, П.Толстой, П.Шафиров, А.Долгорукий, Б.Куракин, Б.Волков, Н.Мусин-Пушкин, Ф.Головин. Да и сам Петр Алексеевич непосредственно частенько принимал участие в издании своего детища.
Рекордным был тираж номера "Ведомостей" от 22 марта 1703 года. Государь приказал распечатать побольше, и было выпущено четыре тысячи экземпляров. Они и наполовину не были распроданы, и уже в апреле того же года установился оптимальный тираж – тысяча. Но иногда газета выходила и совсем малым тиражом – в пятьсот, четыреста, а то и триста экземпляров.
А сколько всего номеров было выпущено за годы существования первой русской печатной газеты? "Ведомости" издавались с 1703 по 1724 год. Можно сказать, они ушли вместе с их основателем – ведь Петр скончался в начале 1725 года. За эти двадцать с лишним лет было выпущено 509 номеров. Можно было бы вывести среднее количество – в среднем по 25 номеров в год, если бы не одно "но". Дело в том, что в разные годы выходило разное количество номеров. В 1703-м – 39, в следующем – 35, в 1705-м – 46, в 1706-м – 28, и так далее. Количество номеров в год то уменьшалось, то резко увеличивалось. Больше всего было выпущено в 1720-м – 56 номеров. А за два года до того, в 1718 году – всего лишь один номер! Правда, эта статистика основывается только на дошедших до нас материалах, и есть предположение, что некоторые номера газеты попросту не сохранились.
С 1725 года главная государственная газета России вновь стала издаваться в Петербурге. Она называлась "Российские ведомости" и стала достойной преемницей первой русской печатной газеты.