Юрий Алексеев, международный обозреватель
Период затишья в межкорейских и американо-северокорейских отношениях, судя по всему, завершается. Приход Джо Байдена к президентской власти уже привел к ухудшению обстановки на Корейском полуострове и неуклонно ведет к обострению противоречий между Пхеньяном и Вашингтоном.
Да и само по себе затишье было недолгим. После провала американо-северокорейской встречи в верхах в Ханое Пхеньян терпеливо ожидал позитивных сигналов от Дональда Трампа, воздерживался от резких выпадов в адрес США и даже кандидата в президенты США Байдена, который тем временем позволял себе последними словами чернить и оскорблять руководителя КНДР.
В течение всего этого недолгого времени руководство Северной Кореи стремилось продемонстрировать миру, и в первую очередь, конечно, США, что оно глубоко вовлечено в процесс внутренней экономической перестройки, борьбы с коррупцией, бюрократизмом и «чиновничьим перерождением».
Так, на пленуме ЦК Трудовой партии Кореи (ТПК) восьмого созыва руководству на местах была дана недвусмысленная директива: «оправдать высокое доверие партии и большие ожидания народа… и непременно улучшить нынешнее экономическое положение».
Удивительно, но в проявлении негативных тенденций совершенно открыто обвинялось даже высшее армейское руководство. От таких оценок армейской жизнедеятельности обычно воздерживались не только в Северной Кореи, но и в большинстве других стран мира. О плохом состоянии армейской дисциплины вообще не принято говорить открыто – это может создать впечатление о низкой боеготовности войск.
Но северокорейское руководство осознанно пошло на это, демонстрируя миру, что оно в тренде борьбы за исключительную нравственность, улучшение жизни народа и права человека, что оно стремится к тому, чего от него требует мировая политическая элита.
На первом расширенном заседание Центрального Военного Комитета Трудовой партии Кореи (ТПК) восьмого созыва, которое проводил лично Ким Чен Ын, генсек ТПК и председатель государственного совета КНДР, приняли участие командный состав видов и родов войск Корейской народной армии, армейские командиры уровня не ниже корпусного, а также руководители других силовых ведомств и партийные работники. На пленуме было прямо заявлено о «просчетах в военно-политической деятельности и поддержании здорового морального состояния командного состава Народной Армии».
Была дана установка на «укрепление революционной дисциплины и морали в вооруженных силах» и восстановление «духовно-нравственного превосходства революционной армии».
Естественно, что в след за этим в армии последовали громкие отставки и новые назначения.
Но всего этого не заметили в администрации Байдена. Там настойчиво твердят о необходимости продлить и усилить санкции против КНДР, чтобы добиться от нее односторонних уступок.
В экспертном сообществе США бытует мнение о том, что Байден усилит давление на Северную Корею, поскольку Трамп, дескать, ничего не добился в результате своих контактов с Ким Чен Ыном, в частности, денуклеаризации Корейского полуострова, а тем временем КНДР сумела нарастить ракетный потенциал.
Эксперты полагают, что по указанию Байдена вскоре будут возобновлены полномасштабные американо-южнокорейские военные учения, в районе Корейского полуострова будут дополнительно размещены современное американское вооружение и боевая техника, а экономические санкции не только не будут сняты, но и будут усилены.
Как бы в подтверждение намеченного жесткого курса США в отношении КНДР по указанию из Вашингтона в Малайзии арестовывают северокорейского гражданина, который занимался внешней торговлей, и выдают его США, которые обвиняют его в причастности к «незаконному отмыванию денег». Опять произвол международного масштаба.
Реакция Пхеньяна на все это была ожидаемой – и наверняка для США тоже. Вот что говорит на этот счет северокорейский МИД:
- «это - злейшие враждебные происки США, нацеленные на изоляцию и удушение Республики»,
- «предупреждаем США… им тоже придется заплатить за это свою цену».
А вот опубликованные фрагменты из заявления от 15 марта замзав отделом ЦК ТПК Ким Ё Чжон, сестры лидера КНДР Ким Чен Ына, проложившей северокорейским представителям дорогу в Сеул:
- «…мы советуем новой администрации США… если хотите спать спокойно в течение предстоящих 4 лет – лучше не делать этого»;
- «Нам придется ставить вопрос упразднения Комитета по делам мирного объединения Родины – организации по диалогу с Югом… с таким визави не о чем говорить»;
- «если южнокорейские власти посмеют вести себя еще более провокационно, то мы решительно аннулируем и Соглашение в военной сфере между Севером и Югом».
И еще много подобных высказываний различных представителей КНДР различного уровня.
В обстановке нарастающей конфронтации становится очевидным то, что американская администрация в который раз будет пытаться взять северокорейцев на испуг. А это значит, что Пхеньян опять ответит резко и пойдет на дальнейшее обострение своих отношений с Сеулом и Вашингтоном.
И, видимо, правы американские эксперты: не о какой разрядке напряженности на Корейском полуострове, ни о какой денуклеаризации КНДР при администрации Байдена речи идти не может.
Команде Байдена вряд ли стоит удивляться и тому, что представители Пхеньяна сегодня не идут на контакт с американской стороной: позиция Вашингтона день ото дня становится отчетливей – она не устраивает северокорейское руководство. В северокорейской столице, видимо, считают так, что сейчас лучше не отвечать на предложения о контактах, чем идти на прямое столкновение с командой Байдена.