По сообщению регионального арабского издания «Аш-Шарк аль-Аусат», 11 декабря состоялся очередной телефонный разговор между президентами Турции Реджепом Эрдоганом и России Владимиром Путиным, в ходе которого турецкий лидер обратился с просьбой рассмотреть возможность полного выполнения соглашения 2019 года в Сочи, предусматривающего создание Турцией 30-километровой зоны безопасности на севере Сирии.
Поясним: речь идет о выдворении курдских «Отрядов народной самообороны» (ОНС), которые в Турции причислены к террористической организации и составляют основу проамериканских «Сирийских демократических сил» (СДС, примерно 40 тысяч вооруженных боевиков). В конкретном случае Эрдоган добивается вывода вооруженных групп ОНС из районов населенных пунктов Айн аль-Араб (Коббани) в 3-4 км от границы с Турцией, Айн-Исса и Мамбидж. Во всех этих местах совместно с курдами размещены подразделения сирийской правительственной армии, а также гарнизоны российских войск.
Данные районы представляют важное оперативно-стратегическое значение для развертывания сил и средств на случай обострения отношений с северным соседом. Кроме того, данные населенные пункты представляют собой крупные узловые центры транспортных коммуникаций, соединяющих восточные, западные и северные регионы Сирии с центральной и южной частью страны. Добровольная передача туркам этих позиций означает утерю контроля за обстановкой примерно на трети территории Сирии.
Итоги телефонного разговора на высшем уровне обсуждались 12 декабря на заседании турецкого правительства в присутствии Эрдогана. При этом основное внимание было уделено рассмотрению военно-политической обстановки в приграничных с Турцией районов Сирии и дальнейшим действиям турецкой армии.
Разговору президентов предшествовало заявление специального представителя российского президента в Сирии Александра Лаврентьева о «возможности проведения ВС Турции в скором времени наземной военной операции на севере Сирии». «Россия надеется, что Анкара прислушается к призыву Москвы не проводить операцию в стране. Никто не заинтересован в эскалации напряженности не только на севере и северо-востоке Сирии, но и в регионе в целом и за его пределами», - подчеркнул Лаврентьев.
8-9 декабря в Стамбуле состоялись российско-турецкие переговоры на уровне первых заместителей министров иностранных дел. В них участвовали Сергей Вершинин и Садат Онал. Турецкая сторона, как и предполагалось, настаивала на согласии Москвы в проведении турками военной операции против СДС в Сирии, а российская подняла вопрос о нормализации полномасштабных отношений между Турцией и Сирией. В том числе организации встречи президентов обеих стран.
В официальном заявлении турецкого МИД от 10 декабря сообщается, что Анкара потребовала от Москвы «выполнения Сочинского соглашения от 22 октября 2019 года в части, предусматривающей создание турецкой зоны безопасности на севере Сирии глубиной до 30 км от государственной границы».
«Подсуетились» и США. Бывший специальный представитель американского президента Дональда Трампа Джеймс Джефри в своей статье в газете «Форин Эфферз» предупредил Анкару о том, что «Вашингтон изменит свои отношения с Турцией в случае проведения ею сухопутной военной операции против курдских формирований СДС, который являются надежным и проверенным союзником США в борьбе с международным терроризмом в Сирии».
Несколькими днями ранее состоялся телефонный разговор министров обороны США Ллойда Остина и Турции Хулуси Акара, в ходе которых глава Пентагона предупредил своего турецкого коллегу о том, что Вашингтон «категорически против развязывания новой войны на севере Сирии».
Исходя из сложившейся и перспективы развития ситуации в регионе, следует предполагать, что Турция не планировала проведение в настоящее время военной операции против курдских вооруженных формирований на севере Сирии. Скорее всего, турецкие спецслужбы по инициативе Реджепа Эрдогана осуществили целенаправленный вброс ложной информации о готовящейся военной операции, рассчитанной только на Россию и США.
Цель данной информационно-пропагандистской операции Реджепа Эрдогана – выторговать для себя политические и экономические выгоды в преддверии намеченных на конец июня 2023 года парламентских и президентских выборов. Дело в том, что многие из обещаний нынешняя турецкая элита не выполнила, и за оставшееся до голосования время вряд ли сможет выполнить.
Главным просчетом власти остается ухудшающееся материально-экономическое положение подавляющего большинства населения страны на фоне продолжающегося падения курса национальной валюты и усиления инфляции, достигнувшей более 80 процентов. Одной из причин такого положения являются непомерные военные расходы, даже несмотря на минимальные суммы денежного содержания личного состава армии. В этих условиях Эрдоган вынужден руководствоваться русской пословицей «с миру по нитке – бедному на рубаху», и использовать военную и политическую зависимость России и США в своих личных и государственных интересах.
Так, «согласие с Москвой» об отказе от дальнейшей эскалации напряженности в Сирии турок ставит в зависимость от получения российских финансовых преференций – 25-процентное снижение стоимости за получаемый газ, и даже получение согласия Газпрома на временную заморозку оплаты за энергоресурсы, начиная с прошлого года.
От США требуется отказаться от проведения хотя бы до окончания выборов финансовых диверсий, направленных на обесценивание турецкой лиры, оказания давления на военно-политическое руководство сирийских курдов с целью прекращения диверсионных действий на юге Турции.
С большой долей уверенности можно предполагать, что Россия и США пойдут на выполнение турецких условий. Для Москвы выгодна победа Эрдогана на президентских выборах, так как, несмотря на его политический эгоизм и наглость, он остается всегда предсказуемым для России политиком. А с его недостатками и не выполненными обязательствами по Сирии, также как и нарушениями союзнических отношений, военно-политическое руководство России разберется после Победы против объединенного Запада на Украине. В этом не стоит сомневаться.