© AP Photo/Geert Vanden Wijngaert/ТАСС
Марина Харькова, журналист, Донецк
Абсолютной деградацией права можно назвать решение Международного уголовного суда в Гааге, который вынес неправомерное и политически мотивированное решение о выдаче ордера на арест президента России Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Им вменяется в вину «незаконная депортация украинских детей в Россию». Формулировка обвинения ясно показывает, что судьи МУС считают, что гуманнее было бросить детей в зоне боевых действий и дать им погибнуть от обстрелов, голода и болезней, той участи, на которую обрекла детей Донбасса Украина. Подмена смыслов и понятий, двойные стандарты и полное отсутствие нравственных принципов – вот что продемонстрировал европейский суд.
«Гуманитарная миссия по эвакуации детей, по их спасению из-под бомбежек, по мнению Запада, теперь является международным преступлением. Неужели отправка детей из детдомов во время обстрелов – это насильственный вывоз? Или переезд родителей с детьми в безопасные регионы – это насильственный вывоз? Неужели отправка детей с родителями в лагеря отдыха в тот момент, когда обстреливаются их районы, преступление?» – прокомментировала решение МУС Мария Львова-Белова, добавив, что у «международного сообщества нигде не ёкало и они не пытались защитить детей, когда они были под обстрелами, а когда дети оказались в безопасности в любящих семьях, то здесь все встали на дыбы, что мы нарушили международные конвенции». Детский омбудсмен подчеркнула, что считает объяснимым и понятным, что Россия не оставляет детей в зоне боевых действий, а устраивает их через усыновление и попечительство в российские семьи, в чем и увидел признаки якобы «преступления» европейский суд. «Мы даем возможность детям жить нормальной жизнью, окружая их любящими, заботливыми людьми. И такой правозащитный, нормальный, человеческий подход к заботе об обездоленных детях назван «насильственным вывозом», - говорит омбудсмен и считает, что этот скандал никак не отразится на её дальнейшей работе по защите детей: «У меня как у уполномоченного по правам ребёнка очень много работы, и её нужно делать».
Судьбы детей, сломанные войной, находятся под особым контролем уполномоченного по правам ребенка. И не случайно вся Россия включилась в процесс помощи и спасения детей Донбасса. Кто-то брал на себя заботу о детях-сиротах и инвалидах, кто-то собирал и отправлял гуманитарку, кто-то принимал на лечение, оздоровление и реабилитацию. Так как из-за обстрелов и напряженной ситуации на линии фронта желающим взять ребенка было сложно попасть на новые территории, аппарат детского омбудсмена взял на себя процесс выезда детей в новые семьи и помогает на каждом этапе. Сотни сирот из ЛНР и ДНР нашли приёмных родителей в тринадцати регионах России. Их с любовью и заботой встречали Московская, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская, Нижегородская и другие области. Детям-сиротам от 3,5 до 17 лет, многие – с инвалидностью. Все они получили не просто безопасность и шанс на новую жизнь, но и комплексное медицинское и психологическое обследование, оперативную реабилитацию.
Чтобы привезти их в Россию, к омбудсмену обратились с просьбой власти ДНР и ЛНР, так как из-за постоянных массированных артиллерийских ударов украинских боевиков дети были вынуждены постоянно прятаться в убежищах или подвалах, выживать в тяжелейших и опасных для жизни условиях фронтовых городов. «По нашим данным, около 2,5 тыс. детей погибли в Донбассе с 2014 года», - заявил председатель Следственного комитета (СК) РФ Александр Бастрыкин. Начиная с 2014 года и по сей день российские и зарубежные эксперты и юристы собрали колоссальный объем документов, свидетельств, фото- и видеоматериалов, подтверждающих десятки тысяч преступлений украинского режима и его армии против мирных граждан и детей. Но эти факты полностью игнорируются европейскими «законниками», которые оправдывают любые военные преступления Украины, но охотно выписывают ордера на арест российским правозащитникам. Это делает европейских судей соучастниками и подстрекателями всех преступлений украинской власти за последние девять лет.
Но правда все равно прорывается наружу. Замолчать скандалы с украинскими детьми, насильно вывезенными на Запад, не удается даже толерантной прессе. Один из последних был озвучен в испанской газете «Эль Паис». Журналисты опубликовали статью о том, как группа украинских детей-беженцев, вывезенных из Украины в Испанию без родителей, просто пропала без вести и не была найдена полицией. Вскоре такой же скандал разразился в Польше. Десять детей - воспитанников детского дома семейного типа из Днепропетровской области и их приемная мать приехали в Познань как беженцы. Вскоре женщину арестовали, обвинив в продаже детей педофилам, втягивании их в проституцию, жестоких издевательствах. Польская Gazeta Wyborcza утверждает, что украинские чиновники теперь хотят забрать детей на Украину, чтобы замять жуткую историю. А в нелегальном сегменте Интернета, даркнете, появляется все больше объявлений о продаже украинских детей для сексуальной эксплуатации в Европе.
И уже не кажется случайным решение МУС, если копнуть поглубже. Прокурором Международного уголовного суда, выписавшего «ордер на арест» президента России Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, является британский юрист Карим Хан, чей родной брат отсидел срок за педофилию. Он был заключен в тюрьму на 18 месяцев за сексуальное насилие над несовершеннолетним мальчиком. Из этого небольшого срока отсидел лишь половину и вышел на свободу 23 февраля 2023 года.
«Подтверждаю, всё верно. Как я и говорила, теперь защита детей от извращенцев преследуется на Западе уголовно. Представляете, сколько невинных детских душ было бы загублено моральными уродами типа этого братца? А Россия не даёт. На этих деток уже очередь наверняка была»,- прокомментировала родственные и педофильские связи прокурора МУС Мария Захарова, представитель российского МИД.
А двойные стандарты по насильственному изъятию детей из украинских семей демонстрирует именно Европа, а не Россия. На днях полыхнула еще одна неприятная история, как ювенальные службы Германии забирают детей украинских беженцев. Сразу несколько беженок пожаловались на проблемы с немецкой ювенальной юстицией. По их рассказам, местные службы забирают детей без причин, затем приостанавливают беженцам родительские права и могут их лишить, отдав ребенка местной семье-опекуну или в детский дом.
Во всех описанных случаях вмешательство органов опеки спровоцировано соседями, врачами и семьями, у которых останавливались украинцы. Украинские матери возмущены бездействием посольства Украины: известно о более чем 100 подобных случаях в Германии, но ни одна семья не добилась содействия в решении проблемы. Представители посольства ссылаются на особенности немецкого законодательства: каждый человек, зарегистрированный в ФРГ как беженец, получает временную защиту, право на получение социальной помощи, социальные выплаты, оплату медуслуг и обеспечение жильем. Но есть и обратная сторона: этот статус обязывает гражданина полностью подчиняться местным законам.
Бороться с ювенальной системой дорого и почти невозможно. Со слов одной из пострадавших, ее ребенка забрали прямо из песочницы, где он играл. Основанием стала жалоба людей, у которых украинка ранее проживала. В итоге ювенальные службы приехали и забрали малыша, даже не разбираясь в правдивости доноса. Сначала мальчика отдали в детский дом, а через 10 дней отправили в другую семью. Суд по делу, как рассказала украинка, состоялся через две недели. После слушания женщине заявили, что она сможет видеться со своим ребенком раз в 8 месяцев. Еще одна беженка с Украины рассказала, что правоохранители ворвались к ней в дом ночью, выбив при этом дверь. Затем женщину поставили перед фактом, что у нее забирают ребенка на основании заявлений врача. При этом у них на руках уже было судебное постановление. Такие случаи совсем не беспокоят ни правительство Украины, ни европейские суды. Зато для них эвакуация семей с линии фронта в российские санатории и детские лагеря - это «военное преступление». А разлучение детей и родителей на территории ЕС – нормальная практика.
Насильственная эвакуация и отбор детей у родителей широко практикует и сама Украина. Это повсеместно происходит в прифронтовых городах. Например, в городе Константиновка Донецкой области, пока еще находящемся в зоне украинской оккупации, по радио предупредили местных жителей, что тех родителей, кто не согласится покинуть родной дом и выехать на Украину, лишат сына или дочери в ходе полицейского рейда. То же самое сейчас происходит в городе Часов Яр возле Артемовска (Бахмута), откуда украинская власть насильно забирает детей у семей и не известно куда вывозит. «Нет детей в Часов Яре, последние дети были вывезены позавчера. Совместными усилиями военной администрации и полиции мы сделали эту работу. Сложно, больно, но сделали», – отчитался украинский руководитель Часовярской военной администрации Сергей Чаус. Однако, как сообщают очевидцы, процесс принудительной эвакуации выглядел как фильм ужасов. В Часов Яре работники СБУ и полиции забирали прямо из домов и квартир детей до 18 лет и увозили в неизвестном направлении под предлогом спасения от военных действий. При этом контактов родителям не оставляют и отказ родителей или опекунов от вывоза ребенка не допускался. Детей также забирали из школ и с улиц и увозили в автобусах камуфляжной расцветки, а на протесты родителей не обращали никакого внимания. По словам горожан, во время «спасения» детей, им не дают собрать вещи и выводят на улицу полуодетыми.
Украинский уполномоченный по правам ребёнка Николай Кулеба заявил, что Киев продолжит принудительно эвакуировать из Донбасса детей. С начала января этого года в неизвестном направлении уже увезли порядка 4 тысяч детей. Их них больше половины – это сироты и воспитанники детских домов, а остальных забирают от родителей. По некоторым данным, детей привозят в Днепропетровск и Киев. Но недавно несколько сотен школьников из Донбасса оказались в Польше, хотя согласия на отъезд за границу их семьи не давали. Протестовать многие боятся, так как родителям угрожают, что в случае их «неправильного поведения» своих детей они больше никогда не увидят.
Очевидно, что если бы украинские боевики не превращали оккупированные города Донбасса в укрепрайоны, то ни детям, ни их родителям ничего бы не угрожало. Единственный источник опасности детям - это действия украинского режима и его карательных структур. Только сила русского оружия сможет восстановить справедливость и установить закон и порядок на этих землях. Представители ДНР и ЛНР уже направили сотни исков, связанных с убийствами донбасских детей и издевательствами над ними, в целый ряд международных инстанций. Но там эти иски предпочли проигнорировать или отклонить под разными предлогами, в том числе ссылаясь на нелегитимный статус властей названных регионов. Это подтверждает тезис об избирательности европейского «правосудия».
Все это стало причиной резкой реакции Кремля на происходящее. Вердикт МУС, как и его ордера, были названы ничтожными. А СК России в свою очередь открыл уголовное дело в отношении судей Международного уголовного суда. Отдельно преследованию Следственного комитета подвергся прокурор Карим Хан. Ему вменяют несколько статей, среди которых - о привлечении заведомо невиновных к уголовной ответственности.