© AP Photo/Mahesh Kumar A./ТАСС
- Песков: договор России и КНДР подразумевает помощь при внешней агрессии
- Лукашенко: сотрудничество Белоруссии и России теснее, чем бывает в одном государстве
- КНДР ратифицировала договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с РФ
- Евросоюз и Япония объявили о заключении Стратегического и оборонного партнерства
Сергей Саенко, международный обозреватель
Отношения с двумя гигантами Азии – Китаем и Индией – стали для России одним из главных внешнеполитических трендов последнего времени. Фактическое военное противостояние России с Западом на Украине и периодические вспышки пограничного вооруженного противостояния между Пекином и Нью-Дели только обострили ситуацию с реализацией стратегии поворота Москвы на Юг и Восток. Сегодня Россия вынуждена балансировать между двумя мощными центрами силы в Азии, не позволяя их конфликту осложнить стратегическое партнерство с каждой из сторон.
Отметим, тесное сотрудничество России с Индией и Китаем началось не сейчас. Идею создания стратегического треугольника Россия – Индия – Китай (РИК) первым из известных политиков выдвинул еще в 1998 году тогдашний российский премьер-министр Евгений Примаков в качестве противодействия однополярности в мире. Ныне взаимодействие Москвы, Нью-Дели и Пекина, суммарное население которых составляет почти 40 % населения планеты, а совокупный ВВП уже превысил аналогичный показатель «Большой семерки», позволяет лишь повысить международный вес и авторитет каждой из них. А судя по заявлениям лидеров трех стран, их сотрудничество не направлено против кого бы то ни было и в то же время призвано сделать мир многополярным.
Не секрет, что каждое из государств в геополитическом треугольнике РИК преследует, помимо общих, еще и индивидуальные интересы. Так, Индия и Китай рассчитывают получить еще больший доступ к российским энергоносителям – нефти и газу. А Россия подчеркивает важность практического сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и другими новыми угрозами (особенно в зоне, прилегающей к территории всех трех стран, – в Центральной Азии, поскольку возможное усиление исламского экстремизма в этом регионе способно ударить по каждому из «тройки»).
Отметим, на сегодня Москва, Нью-Дели и Пекин – не только объединение РИК, они также входят в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). С одной стороны – это хорошо, но с другой, из-за противоречий Индии и Китая Россия оказалась в непростой ситуации и ей приходится вести крайне тонкую игру, чтобы не затронуть жизненные интересы той или другой страны. Интрига в отношениях России с двумя стратегическими партнерами и непримиримыми оппонентами в Азии, ревностно следящими за шагами друг друга, достигла кульминации в марте текущего года, когда председатель КНР Си Цзиньпин посетил Москву с трехдневным государственным визитом.
Этот визит вызвал серьезную обеспокоенность Нью-Дели. Большинство индийских экспертов, как пишет газета The Times of India, пришли к выводу, что визит китайского лидера в Москву может нанести ущерб связям России с Индией. При этом отмечается два аспекта. Во-первых, станет ли Китай агрессивнее по отношению к соседям (читай Индии – прим. ред.), если будет уверен в поддержке России? Во-вторых, станет ли Москва ориентироваться на Пекин, чтобы изменить подход к Нью-Дели и другим странам, с которыми она в настоящее время имеет тесные отношения? Другая газета The Indian Express указывает, что саммит в Москве укрепил альянс Владимира Путина и Си Цзинтпина, и это может подтолкнуть Индию к большему сближению с Западом хотя бы для того, чтобы защитить ее ключевые интересы в противостоянии с Китаем.
Несомненно, в последние годы российско-китайские отношения значительно укрепились, и стороны не раз заявляли об их «безграничном» характере еще до начала конфликта вокруг Украины. Достаточно сказать, что в последние годы заметно расширились торгово-экономические связи России и Китая. Так, по итогам прошлого года существенно вырост товарооборот между двумя странами, достигший $190 млрд. Для сравнения – аналогичный показатель российско-индийской торговли составляет всего $30 млрд. В ходе нынешнего визита председателя КНР в Москву концепция укрепления двухстороннего сотрудничества получила дальнейшее развитие. Кроме того, лидеры двух стран на переговорах в Москве подвергли жесткой критике возглавляемый США западный альянс, создающий напряженность в мире, и подтвердили готовность в построении многополярного мироустройства.
Вместе с тем, в Нью-Дели осознают, что Россия ценит независимую внешнюю политику Индии, которая уже сейчас состоялась как крупная держава и в будущем имеет все шансы еще более укрепить свои позиции на международной арене. Как считает индийское руководство во главе с Наренрой Моди, в мире «сейчас не эпоха войны». В этой связи важно подчеркнуть, что Индия (как и Китай) воздерживается от антироссийских резолюций в ООН и не одобряет поставки западной военной техники и вооружений Украине. И данный факт заставляет официальный Нью-Дели думать, что у России нет причин менять нынешний курс «особо привилегированного стратегического партнерства» из-за возможного давления Китая.
Однако, если у Москвы нет предпосылок менять свое дружеское отношение к Индии – одно многократное увеличение в эту страну российских энергоносителей чего стоит, то как бы само индийское руководство не повернуло в сторону Запада, в первую очередь США, которые всеми правдами и неправдами стараются оторвать Индию от России, играя на индийско-китайских противоречиях. Наглядный тому пример – усилия Вашингтона теснее задействовать Нью-Дели в рамках объединения QUAD (США, Австралия, Индия и Япония), главной целью которого является противодействие Китаю в Индо-Тихоокеанском регионе. Нельзя также сбрасывать со счетов постоянные заигрывания США с Индией в экономическом и торговом плане. Соблазны американского рынка постоянно привлекают индийцев.
Но как показывают события последнего времени, Нью-Дели в состоянии выдерживать давление Вашингтона. Индия, невзирая на антироссийские санкции и недовольство Запада, уверенно покупает в России огромные объемы нефти и зерна, чем демонстрирует свою независимую политику и намерение и дальше сотрудничать с Москвой. Причем не только в сфере энергетики и закупки вооружений.
Необходимо также помнить, что отношения между крупными державами – это не детская игра, и нынешние прочные связи между Россией и Индией не могут рухнуть в одночасье из-за сближения Москвы и Пекина. Все три страны обладают стратегической автономией, и Индия не должна терять самообладание из-за улучшения китайско-российских отношений. Это было бы крайне незрелым поведением, чего ранее за Нью-Дели никогда не замечалось.
Возможно, РИК сегодня переживает не лучшие времена, но преждевременно говорить о том, что этот формат «бесповоротно умер», поскольку речь идет о дополнительном канале для обсуждения вопросов друг с другом, который позволяет доносить свою точку зрения и избегать прямого противостояния. По крайней мере, России сохранение площадки РИК весьма выгодно, т.к. сводит Москву с двумя крупнейшими державами Азии и дает ей возможность играть посредническую роль между ними, а также балансировать российско-китайские и российско-индийские отношения.
В заключение подчеркнем, что за развитием событий в треугольнике РИК необходимо внимательно следить, поскольку международная ситуация меняется очень быстро и порой непредсказуемо. А то, что сохранить треугольник Россия – Индия – Китай необходимо и в будущем – не вызывает никаких сомнений.