Вторым из великих мира сего ей восхитился Сталин, когда в 1934 году посмотрел в Кремле комедию "Веселые ребята", где Любовь Орлова сыграла молочницу и домработницу Анюту. До этого триумфа актриса исполнила в кино всего две эпизодических рольки и была практически неизвестна. Сталин прозорливо почувствовал - вот кто станет кумиром многомиллионной страны!
Надо признать у него был отменный вкус, чтобы ценить Пастернака или Булгакова, опекать Эйзенштейна и, наоборот, увидеть опасность одиночки Платонова, для этого нужно было разбираться в искусстве… Через две недели после премьеры комедии, в январе 1935 года, в СССР отмечали 15-летие советского кино. Подписывая указ о награждении высшими наградами родины корифеев кино С. Эйзенштейна, С. Юткевича, Л. Кулешова... Сталин твердо вписал в этот блистательный ряд и Любовь Петровну Орлову, фактически дебютантку.
А вот главный герой той легендарной комедии Леонид Утесов, под которого делался фильм, не получил ничего кроме фотоаппарата.
И вождь оказался прав - до сих пор, за сто десять лет со дня ее рождения 29 января (11 февраля) в 1902 году никто не смог затмить славу Любови Орловой, а при жизни популярность кинозвезды была феноменальной.
В стране надежд только она смогла стать символом девичьей победы над жизнью. Молочница Анюта, сельский почтальон Дуня или домработница Танька делается на экране и русской эстрадной примой, и американской звездой цирка Марион Диксон, и знаменитой ткачихой-стахановкой, и крупным ученым-физиком. Любовь Орлова с обаятельным озорством поющей кинозвезды воплотила на экране советскую сказку о Золушке, которая становится принцессой в стране труда и товарищей.
Это ведь она первой бодро и темпераментно пропела с экрана: "Здравствуй страна героев, страна мечтателей, страна ученых".
Это она идеально воплотила партийный курс: кто был ничем, тот станет всем.
Но мало кто знает, что знаменитая замарашка Золушка, молочница, ткачиха, домработница, неграмотная крестьянка киноэкрана на самом деле была родом из легендарной дворянской семьи Орловых, из тех самых Орловых, среди которых и знаменитый фаворит великой Екатерины и заодно убийца двух императоров Петра III и Павла II Григорий Орлов, что в ее жилах течет кровь святого крестителя Руси князя Владимира, а по линии матери она ведет род от самого Чингизхана.
Любочка Орлова получила прекрасное домашнее образование, уже в детстве свободно знала три языка, танцевала, играла на фортепьяно, скакала на лошади. Знаменитый граф и писатель, к тому же и близкий друг семьи подарил своей дальней родственнице книжку с надписью: "Любочке. Л. Толстой". У нее был прекрасный характер, гувернантки ее обожали. Она собиралась поступать в консерваторию, но революция 1917 года перечеркнула жирным крестом судьбу молодой графини.
Ей пришлось все начинать заново.
И что же, обнищавшая в миг аристократка мужественно вступила в бой за новую жизнь... подмосковный Воскресенск, дом тетки в селе Сватово (бывшее имение матери), единственная кормилица - молочная корова. И сама Любочка в роли настоящей молочницы. Каждый вечер - дойка в хлеву, уборка навоза, а утром, ворочая тяжеленные бидоны голыми руками, она, запрягает лошадь и везет на подводе молоко в Москву на рынок.
Между прочим, мать считала, что все с ними случилось правильно - никаких графов быть не должно, вся власть у простых людей. Можно предположить, что Любовь Орлова была в душе такого же мнения – иначе бы ей никогда не стать любимицей советского народа.
Между тем, молодая девушка упрямо добивалась того же, чего хотела еще до революции, она хотела жить только искусством, все-таки поступила в консерваторию, правда, ее не окончила, что ж, сдала экзамены в театральный техникум, на отделение хореографии, параллельно брала уроки драматического мастерства, а зарабатывала уже не продажей молока, а умением играть на рояле – стала тапером в кинотеатрах Москвы, где под легкую музычку шли тогдашние немые фильмы.
В решающем 1926 году ей исполнилось 24 года, дух Орловой окреп, душа закалилась и она расцвела редкой красотой молодой дворянки, попавшей в новые обстоятельства жизни. В ней появился шарм и шик. А в судьбу вошел первый мужчина ее судьбы – Андрей Берзин, заместитель Наркома земледелия, перспективный чиновник, входивший в узкую партийную и государственную элиту страны. Но в те годы близость к высшей власти была опасной профессией, уже через три года ее благополучный муж был арестован по делу Трудовой крестьянской партии, и Любовь Орлова вдруг вновь стала свободной женщиной. В тот год она была артисткой хора и кордебалета в Музыкальной студии при МХАТе, которой руководил Немирович-Данченко. Арест мужа не сломил дух лобастой красавицы. Она поспешила найти нового покровителя. Им стал некий Франц, австрийский бизнесмен, самая таинственная фигура в ее жизни. Гражданский брак актрисы готов был принять вполне официальную форму, если бы не встреча с главным человеком ее судьбы с Григорием Васильевичем Александровым.
В ту пору, кинорежиссер Александров, ученик Эйзенштейна, с которым вместе работал в Америке над фильмом "Да здравствует Мексика!", вернулся в Россию и искал главную героиню на роль в кинокомедии "Веселые ребята". Поиски шли давно и пока безуспешно. Александров искал не просто актрису, напарницу Леониду Утесову, он искал советскую голливудскую кинозвезду типа Лилиан Гиш или Мэри Пикфорд. Тут было недостаточно таланта, красоты, фигуры, он искал харизматическую артистку. И нашел!
А наводку ему дал художник Петр Вильямс, который посоветовал посмотреть дебютантку Любовь Орлову, каковая лихо исполняет свою первую главную роль, роль Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха. Александров последовал совету. Был чудесный весенний вечер, театр полон, ничто не предвещало полной перемены судьбы, и вдруг на сцену выпорхнула белокурая Анюта. Его мечта из неснятого фильма.
Это была любовь с первого взгляда.
Супруги говорили друг другу "вы" до конца жизни.
Чем же сумела покорить начинающая актриса тогдашнюю публику, Москву, Сталина и, в конце концов, весь народ? Думаю, она сформировала образ советской страны, как ее соперница Марлен Дитрих сумела сформировать образ немецкого рейха. Начало СССР и новой Германии в 30-е годы не предвещало грозы, наоборот две державы были охвачены огнем социального оптимизма, духом реванша и две великих темпераментных блондинки встали на капитанском мостике двух рассветных империй. Вот оно – ключевое слово – рассвет! Любовь Орлова была музой расцвета, верой в счастливое будущее, которое уже вот-вот, не за горами. Она трепетала на экране с той энергией, какой плещет на ветру в лучах солнца спортивное знамя.
В ней тысячи советских людей живущих тяжкой жизнью труда и невзгод увидели главное – оказывается, интересы государства могут стать целью каждого человека.
"Веселые ребята".
"Цирк".
"Волга-Волга".
"Светлый путь".
"Весна".
"Встреча на Эльбе"… вот звездный путь ее славы, золотая классика советского киноискусства, хиты времени.
Но, в конце концов, репрессии и война разрушили светлый путь в будущее.
Жизнь оказалась страшнее, чем можно было представить.
И хотя по инерции оптимизм еще продолжал литься с экранов потоком зерна и водопадов Днепрогэса, актриса осталась одна со своим экранным счастьем и к началу 60-х годов оказалась чуть ли не на обочине киноискусства. Особенно горький провал ждал режиссера Александрова и актрису Орлову, мужа и жену в фильме "Русский сувенир". Она сыграла роль Барбары (Вари Комаровой), сыграла на внешних приемах, да и сам фильм оказался таким ходульным, устаревшим, пустым… к этим впечатлениям прибавилось неожиданное: Орлова перестала стареть, она выглядела неестественно молодо и – парадокс – эта моложавость была ей совсем не к лицу. Актриса бросила нешуточные силы на борьбу с возрастом. В нашей стране это было в новинку, до культа фитнеса и бадов было еще лет тридцать.
В следующем фильме "Скворец и Лира" (клубный показ) Орлова выглядела еще моложе,… фильм на экраны так и не вышел.
Между тем слава ее оставалась феноменальной.
Миллионы фотографий с ее прекрасной улыбкой украсили бедные квартиры. Кинозвезда продолжала излучать оптимизм и молча напевать те самые звонкие слова-лучи: "В своих дерзаниях всегда мы правы…"
Лауреат сталинских премий.
Народная артистка СССР.
Один орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени.
Даже медаль за "Оборону Кавказа"…
Финал жизни муж и жена провели замкнуто, наедине друг с другом. Орлова, как и Марлен Дитрих, старалась не демонстрировать свою старость на публике.
Александров пережил Любовь Петровну Орлову (1902-1975), режиссер посвятил звезде и другу жизни свой закатный фильм "Любовь Орлова", который закончил незадолго до кончины в 1983 году.
Что ж, замарашка Золушка, проявив железный характер, помноженный на счастливую судьбу рода Орловых, сумела стать любимой принцессой всего СССР.
Ты был ничем? Так станешь всем!
А тапером ее жизни стала сама богиня Удачи.
Кинозвезда сохранила молодое лицо, только всегда прятала свои руки, руки пианистки, искалеченные бидонами. Это было тайным условием всех киносъемок – только чтобы в кадре на крупном плане не было видно ее рук.