Сергей Саенко, международный обозреватель
Во вторник, 20 сентября, после трех лет перерыва мировые лидеры собрались в Нью-Йорке на 77-ю сессию Генассамблеи ООН. Правда, на этот раз прибытие ряда из них несколько задержала не пандемия COVID-19, а смерть королевы Великобритании Елизаветы II. Из-за того, что многие главы государств приняли решение почтить ее память и отправились на похороны в Лондон, программу выступлений на Генассамблее организаторам пришлось немного переверстать. Было перенесено даже выступление Джо Байдена.
Напомним, в минувший понедельник в британской столице состоялись похороны королевы Елизаветы II, скончавшейся 8 сентября 97-м году жизни и правившей страной более 70 лет. Отдать дань памяти британской королеве в Лондон со всего мира съехались около 500 высокопоставленных гостей. Они прибыли в британскую столицу, чтобы выразить уважение человеку, который вместе со страной прошел путь от империи, «над которой никогда не заходило солнце», до одного из многих государств Европы, отделенного от континента лишь Английским каналом (Ла-Маншем). Государством, которое разругалось с остальной Европой, выйдя и состава ЕС (Brexit), и сохранило «особые отношения» лишь с США, да и этот факт некоторые эксперты сегодня ставят под сомнение.
Почетных гостей на похоронах было так много, что в Вестминстерское аббатство, где состоялось прощание с Елизаветой II, их повезли на специальных автобусах. Исключение организаторы церемонии сделали лишь для президента США Джо Байдена, которому разрешили из соображений безопасности воспользоваться собственным лимузином. Да и вообще президент Байден в этот день оказался со всех сторон «исключительным». Мало того что он получил автомобильные привилегии, так еще и от множества телекамер не скрылось его излишне веселое расположение духа. Не сходившая с его лица лучезарная улыбка у части скорбящих лиц вызвала недоумение, а рядовые британцы были просто возмущены таким поведением американского лидера. Почившая королева, конечно, обладала прекрасным чувством юмора, однако так открыто улыбаться и даже посмеиваться на ее похоронах позволил себе только Джо Байден.
Похороны королевы ознаменовались еще одним скандалом. Причем весьма громким. Приглашенный на церемонию прощания с Елизаветой II саудовский принц Мухаммед бен Салман был вынужден досрочно покинуть Лондон из-за позиции британских властей. Саудовский кронпринц прибыл в британскую столицу на основании направленного в Эр-Рияд официального приглашения. Однако как только это прибытие состоялось, в Великобритании начались призывы к тому, чтобы заблокировать для бен Салмана возможность непосредственного участия в похоронах королевы. В итоге дошло до того, что тот же королевский двор, который его приглашал, ввел запрет на участие Мухаммеда бен Салмана в прощальном церемониале. Позиция была представлена примерно так: «На основании негативной реакции со стороны правозащитников в связи с убийством саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году». Сам наследный принц, посчитавший, что таким образом ему и всей монаршей семье королевства нанесено оскорбление, принял решение немедленно покинуть Лондон.
Эксперты полагают, что этот инцидент может серьезно повлиять на отношения Эр-Рияда и Лондона, поскольку на Востоке такие обиды не прощают. Считается, что это ухудшит не только британо-саудовские связи, но и отношения Саудовской Аравии со всем Западом, в первую очередь США. К слову, было заметно, что этот процесс ухудшения пошел еще до инцидента в Лондоне, когда во время недавнего визита президента Байдена в Эр-Рияд ему был оказан весьма холодный прием. Аналитики уверены, что Саудовская Аравия намерена отвернуться от Запада и сделать ставку на Россию. Здесь, кстати, уместно сказать о хороших личных отношениях российского лидера Владимира Путина и Мухаммеда бен Салмана, что является немаловажным фактором в сотрудничестве Москвы и Эр-Рияда.
Однако, проблемы во внешней политике Великобритании на этом не заканчиваются.
На полях нынешней Генассамблее ООН президент США встретился 21 сентября с новым премьер-министром Великобритании Лиз Трасс. Информации об этой встречи не так много, но известно, что в ходе беседы с Байденом британский премьер заявила, что выступает за тесное сотрудничество с США, особенно в области энергетической и экономической безопасности.
Однако, эта встреча проходила на общем фоне ухудшения американо-британских отношений. Как написала на днях газета The Guardian, отношения между двумя лидерами уже обострились из-за сделанных Трасс еще в бытность министром иностранных дел угроз разорвать торговые соглашения по Северной Ирландии после Brexit. Не будем забывать, что в жилах Джо Байдена течет ирландская кровь, и он очень трепетно относится ко всему, что связано с родиной его предков.
И не только «ирландский вопрос» разделяют ныне Вашингтон и Лондон. Достаточно вспомнить, что торговая сделка между США и Великобританией когда-то была объявлена политиками в Лондоне в качестве награды после Brexit, но теперь выглядит очень отдаленной перспективой, поскольку администрация Байдена не желает двигаться дальше в этом вопросе до следующих президентских выборов, если вообще будет.
На фоне нынешних экономических потрясений в Британии Лиз Трасс крайне заинтересована в торговой сделке с США, но, похоже, ее ожиданиям и надеждам не суждено сбыться. Видимо, это поняла и сама Трасс, которая накануне отъезда в Нью-Йорк заявила, что «торговая сделка Великобритании с Соединенными Штатами вряд ли состоится в ближайшие годы». В свою очередь помощники Трасс указали, что в настоящее время у Британии есть уже заключенные соглашения только на уровне штатов США, да и то которых пока всего два: Индиана и Северная Каролина, а со штатом Джорджия был подписан договор о стратегическом партнерстве.
Собственно говоря, от прошедшей встречи Байдена и Трасс никто прорывных решений и не ожидал. Стороны, если следовать официальному заявлению канцелярии британского премьер-министра на Даунинг-стрит, договорились укреплять сотрудничество между двумя странами, в том числе в области обороны. «Они договорились опираться на эти связи, в том числе расширяя наш сильный оборонительный союз через НАТО и AUKUS (оборонное партнерство Австралии, Соединенного Королевства и США)», – сообщили на Даунинг-стрит. Отмечается, что Трасс и Байден подтвердили «свое обязательство укреплять мировую свободу, бороться с угрозами, которые представляют автократии», а также гарантировать, что Россия потерпит поражение на Украине.
Пожалуй, вопрос о совместной борьбе с Россией – один из немногих, который объединяет и ярко характеризует нынешнее состояние «особых отношений» между Вашингтоном и Лондоном. Хотя и по этому вопросу полного единства нет: Лиз Трасс, например, считает позицию администрации Джо Байдена недостаточно жесткой по отношению к Москве. Это позволяет говорить о том, что даже в «королевстве англосаксонском» не все так гладко и просто…