© Сергей Мальгавко/ТАСС
Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению, наши политики и публицисты националистического толка явно перегибают палку по части проклятий в адрес русофобии и русофобов. Вот, например, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила ввести в российское законодательство ответственность за русофобию как за опасное преступление. Шаг резонансный, но бессмысленный. Власть инициативу не поддержала.
Начнем разбор тезиса русофобия с того, что установим: любая фобия это болезнь, тревожное расстройство психики, при котором человека преследует постоянное чувство беспричинного страха, вызываемое определенного рода объектами, действиями или обстоятельствами. На сегодня описано более 500 видов фобий. Ну вот, будет (или уже есть) в каталоге у психиатров еще одна, 501-я фобия в кластере ксенофобий.
Во-вторых, на основе массовой фобии можно развить выгодную по тем или иным причинам тем или иным элитным группам политическую практику, причем довольно активную. Мне представляется, что, пусть и несколько отстраненное, но все-таки поощрение со стороны российской власти брожения общества вокруг этих симулякров существует. В информационно-психологической войне концепция борьбы с русофобией является важнейшим инструментом цензуры критики России и ее руководства. В таком контексте это приемлемо. Но в мобилизационно-политический раж здесь входить контрпродуктивно. Вспомним случай с юдофобией, которая оформилась в практику антисемитизма. В СССР до начала разворота перед войной в сторону народности и великорусского этноцентризма за антисемитизм в его экстремистских формах полагалась смертная казнь. Сталин, отвечая на вопрос Еврейского телеграфного агентства (США) (ответ датируется 12 января 1931 г.) о своем отношении к антисемитизму, дал такую оценку: «Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма».
В-третьих, необходимо учитывать следующее. Бешеная деятельность сионистов-фанатиков на международной арене определила то, что в основных странах Запада принято уже ой как много законов и подзаконных актов, запрещающих и осуждающих как индивидуальные, так и коллективные, включая политические, формы проявления антисемитизма, но только как культурного явления. При этом мировое сообщество вынуждено выносить за скобки при построении юридических систем вопрос о балансе (признаемся, весьма неустойчивом) прав личностей и приоритете интересов в проекции на этот случай. Именно поэтому в международном правовом поле юридические репрессалии против антисемитов маскируются законами, запрещающими разжигание межнациональной розни вообще, при этом конкретная национальность не указывается. Карательные санкции, таким образом, предусматриваются против любых проявлений неприятия людей любой другой национальности.
Наконец, пока еще никто и нигде не рассматривал на системном уровне ксенофобию вообще и русофобию в частности как идеологию. Единственный пример такого рода ‑ нормативные определения, которые дают антисемитизму сионистские издания. Так, согласно соответствующей словарной статье в «Электронной еврейской энциклопедии» (впрочем, это достаточно маргинальный источник) антисемитизм - это «идеология и политическое движение, направленные на борьбу с еврейством». Конечно русофобство совсем не идеология и не политическое движение, направленное на борьбу с русскими.
Ну а что тогда с костью в горле? Есть она или нет – вопрос открытый, а вот то, что в США и на Украине имеет место государственная пропаганда, ставящая целью сформировать у обывателя резко негативное отношение к России, это, как говорится, медицинский факт. Но острие этой капании направлено не на русских, а на Россию как государство и прежде всего на его руководство.
Необходимо сформировать мнение, что Российская Федерация своего рода изгой на международной арене, поэтому выкручивание ей рук, демонстративные оплеухи и вообще, перекрывание кислорода дело не только благородное, но и общенациональное, консенсусное. В этих рамках нельзя использовать данные действия как инструмент борьбы внутри элит. Никаких лейбористских лозунгов типа «Руки прочь от Советской России», но и никаких русских погромов. Реципиент пропаганды просто должен знать, что отвечать при соцопросах.
А опросы тут – святое дело, это как у нас были рапорты трудовых коллективов перед съездами КПСС. Вот только что мировая соцслужба Gallup опубликовала отчет, где радостно протрубила: «При ответе на вопрос: «Каково ваше общее мнение о России? Является ли оно очень благоприятным, в основном благоприятным, в основном неблагоприятным или очень неблагоприятным?» всего 9% американцев ответило, что это мнение «благоприятно». Данная цифра самая низкая за всю историю российско-американских отношений». Но даже не это главное. Все дело в том, что данный пункт, пожалуй, единственный в современной американской повестке дня, по которому оценки республиканцев и демократов уже совпадают. По другим проблемам партийные оценки резко расходятся. А это означает, что какая-то там Россия американскому избирателю по барабану. Более того, русские американцам в целом симпатичны. Или безразличны. А ведь и правда, там нет никакой русской мафии, каких-то проблемных рашатаунов, а наши «понаехавшие» хорошо вписываются в их «трудовые коллективы». Нет, кстати, и прорусского политического лобби. Вот ведь, у евреев, индусов, армян, украинцев, итальянцев и афроамериканцев есть, а у русских нет!
Если взять и посмотреть частоту встречаемости слов «Россия», «Япония», «Китай» в англоязычных текстах США на длительном периоде, то окажется, что интерес к России доминировал в американском обществе примерно с 1800 по 1920 гг., т.е. Штаты становились полноценной, а потом и великой державой, опираясь на дружбу с Россией. Затем внимание переключилось на конкурентов - Японию, а с 2000 г. на Китай. Здесь, как мы понимаем, чистой воды империализм, причем Россия уже давно не та страна, из-за которой президенту США стоит чесать репу. В чем же дело?
Да все дело в реставрации у нас капитализма. Великий Бернард Шоу (самый цитируемый в мире писатель) выступая в США в начале 1930-х годов (его речь из «Метрополитен Опера» транслировалась по национальному радио) предрек: «К счастью, Провидение, любезно оглядываясь на Америку, сделало Россию коммунистическим государством; и пока она остается таким, вам нечего бояться. Ваша единственная тревога должна состоять в том, что произойдёт в Китае. И я искренне надеюсь, что Китай рассеет свои разрозненные дела, развив свое нынешнее ядро коммунизма на всей своей территории, так, чтобы и Китай и Россия были коммунистическими государствами. Тогда каждый американец сможет сидеть под своей виноградной лозой и своим фиговым деревом и ничто не будет его тревожить. Подумайте о Соединённых Штатах, конкурирующих не только с капиталистической Японией, но и с капиталистической Россией и с капиталистическим Китаем! Вы содрогнётесь».
Fortunam suam quisque parat. Свою судьбу каждый находит сам.