Игорь Пшеничников, политолог
Избранный президент США назначил члена палаты представителей Майка Уолтца (республиканец от штата Флорида) своим помощником по национальной безопасности. Трамп также предложил телеведущего и бывшего военного Пита Хегсета на пост главы Пентагона. Трамп убежден, что в новой должности он будет "смело и патриотично отстаивать политику США по установлению мира через силу". Хотя, судя по всему, назначение телеведущего министром обороны должно вызвать сильное недоумение у американских военных.
Бывший директор Национальной разведки США Джон Рэтклифф, как уже объявлено, возглавит ЦРУ. Как отмечается в заявлении Трампа, Рэтклифф "разоблачил ложь" предвыборной кампании Хиллари Клинтон о "вмешательстве России" в президентские выборы 2016 года, а также "говорил правду американским гражданам" о скандальных данных, обнаруженных ФБР в ноутбуке Джо Байдена, сына действующего президента Джо Байдена.
Кроме того, Трамп назначит губернатора штата Южная Дакота Кристи Ноэм министром внутренней безопасности. Избранный президент отметил, что рассчитывает на тесное сотрудничество Кристи Ноэм с Томасом Хоманом, которому будет поручено отвечать за безопасность границ и депортацию нелегальных мигрантов.
Эксперты отмечают, что Трамп исходит из компетентности назначенных в последнюю очередь. Главный критерий для Трампа – лояльность назначенцев ему лично. В этом есть смысл. Трамп хочет избежать ситуаций, когда кто-то из его выдвиженцев в один прекрасный день скажет, что "не согласен с политикой президента". Эту мысль подтверждает тот факт, что Трамп не оставил на своем посту нынешнего директора ЦРУ Уильяма Бёрнса – профессионального дипломата и шпиона, чья работа в соответствующих кругах считается весьма эффективной. Как уже сказано, Трамп заменил его Джоном Рэтклиффом, который ранее продемонстрировал свою лояльность избранному президенту.
Но главное ожидаемое, но не состоявшееся пока назначение касается поста госсекретаря. Ожидается, что на пост госсекретаря избранный президент назначит сенатора Марко Рубио, сообщает The Washington Post.
Рубио и Уолтц, как ожидается, будут заниматься прекращением конфликта на Украине и отрывом европейских союзников по НАТО от американской "кормушки". Эти политики, представляющие штат Флорида, придерживаются более жёстких взглядов на внешнюю политику, чем Трамп, который публично выступает "за восстановление мира на раздираемой войнами планете". Но несмотря на свою давнюю репутацию "ястребов", и Рубио, и Уолтц по ряду важнейших вопросов близки с Трампом, особенно по вопросу войны на Украине, которая, как отмечает The Washington Post, "становится всё менее популярной среди республиканцев по мере того, как она превращается в дорогостоящую войну на истощение".
Известно, что Марко Рубио также поддерживает мнение Трампа по поводу сокращения военных расходов на оборону Европы. К Старому свету Трампом тоже будет применен его известный бухгалтерский подход, который позволит США сэкономить миллиарды долларов и переложить финансовое бремя обеспечения безопасности своих европейских союзников по НАТО на них самих же.
Рубио, сын кубинских иммигрантов, известен тем, что построил свою политическую карьеру на поддержке свержения "авторитарных правительств от Латинской Америки до Ближнего Востока и Азии". Он является заместителем председателя сенатского комитета по разведке и был одним из тех, кого Трамп рассматривал в качестве своего напарника, прежде чем остановился на сенаторе Джее Ди Вэнсе, который сейчас является избранным вице-президентом.
Будучи выходцем их среды кубинских эмигрантов во Флориде, Рубио особенно известен своим крайне враждебным отношением к правительствам Кубы, Никарагуа и Венесуэлы. Он не раз был инициатором и соавтором различных жестких законов, принятых Конгрессом против этих стран, и выступает против любого ослабления санкций против них.
Что касается Уолтца, то он офицер спецназа в отставке. Работал на вице-президента Дика Чейни (в администрации Джорджа Буша-младшего). Он является одним из самых ярых критиков Китая в Конгрессе и ранее выступал за бессрочное военное присутствие США в Афганистане. Уолтц входил в состав ряда ключевых комитетов по национальной безопасности в Палате представителей. Одним словом, "ястреб".
И вот этим двум "ястребам" якобы придется разгребать проблемы, которые администрация Байдена создала для своей же страны на Украине, втянув США, как кажется, в бесконечную и пустую трату бюджетных денег.
С этими ключевыми игроками в своей администрации Трамп точно возьмёт курс на прекращение конфликта на Украине и, скорее всего, возложит на Европу финансовую нагрузку в обеспечении её собственной обороны. Но если с Европой перспектива относительно ясна, то вопрос об урегулировании на Украине обрамлен множеством деталей и нюансов, некоторые из которых кроются, как ни странно, в отношениях США с их латиноамериканскими соседями.
Если верить газете The Washington Post по поводу будущего назначения Рубио, то оно свидетельствует о том, что Трамп намерен продолжать и даже ужесточить свой подход к официальным Гаване, Каракасу и Манагуа. Марко Рубио был воспитан в ненависти к коммунистическом правительству Кубы. И его не надо уговаривать придумать очередные пакости для Кубы, как и для других союзников России в регионе.
Вполне можно предположить, что союзники России в Латинской Америке могут быть использованы новой администрацией США в качестве своеобразных заложников при будущем торге с Россией относительно параметров мирного урегулирования на Украине. Например, теоретически планируемое усиление финансово-экономического и политического давления на Кубу, Венесуэлу и Никарагуа Трамп может обусловить тем, как Москва будет реагировать на те или иные его будущие "мирные предложения" по Украине. В обмен Трамп вполне может предложить снять угрозу с латиноамериканских друзей России.
Все разговоры Трампа о намерении установить мир во всё мире – не более чем предвыборный лозунг. В России, например, никто в серьез не воспринимает его заявление о том, что он "усадит Путина за стол переговоров". Трамп и сам это понимает. Но намерение не прослыть болтуном может заставить Трампа предпринять чрезвычайные шаги на разных направлениях внешней политики, пытаясь найти рычаги давления на Москву. Очень похоже, что мировая популярность и мировое влияние Владимира Путина не дают Трампу покоя.
Совершенно очевидно то, что Трамп ставит перед собой задачу показать, что он "круче" Путина и что может диктовать условия российскому лидеру.
Одновременно не стоит забывать, что американцы – любители провокаций и пробных шаров, которые они бросают в информационное пространство с целью оценить реакцию друзей и противников. Буквально на днях газета The Wall Street Journal (WSJ) писала о том, что некие ближайшие советники Трампа, имена которых не разглашались, совещаются по вопросу о мирном завершении конфликта на Украине. При этом, как бы невзначай назывались имена имеющих отношение к дискуссии, в частности, речь шла о бывшем после США в Германии и "любимом дипломате Трампа" Ричарде Гренелле, которого, как отметила WSJ, тоже прочат в госсекретари.
Из всех этих информационных вбросов и назначений ясно, что Трамп намерен на самом деле заняться украинским кризисом. Вопрос в том, что его интересы и публично заявленные Москвой цели СВО скорее всего не совпадут. Предстоит ювелирная работа дипломатов, экспертов, разведки, пропаганды... Трамп хочет сделать это красиво, ради себя любимого и ради того, чтобы сравняться по мировой популярности с президентом России. Печальный опыт Байдена, опозорившегося с выводом войск из Афганистана, ему не нужен. Но как это сделать, Трамп еще не знает.