С 31 мая на территории Грузии будет остановлено вещание российских каналов Russia Today, "Россия 24" и RTD. Власти государства никак не комментируют данное известие: якобы решение о закрытии российского телевещания принадлежит руководству местной кабельной сети "Силкнет".
Грузинские СМИ представляют две версии причин данного шага компании: по одной — российские каналы не пользовались популярностью у телевизионной аудитории, а по другой — у них просто заканчивается срок контрактов. Официальное заявление кабельного оператора будет опубликовано позже, политики предпочитают отмалчиваться.
В действительности мотивы данного решения вполне прозрачны. Изгнание российских телеканалов из Грузии вызвано не коммерческими, а политическими мотивами. Несмотря на слова необходимости восстановления дружеских отношений с Москвой, на деле Тбилиси действует по примеру Риги, нарушая демократические принципы свободы СМИ путем выискивания среди них "врагов" государства.
Охота на российских "ведьм"
Ради справедливости следует отметить, что инициаторами запрета российских СМИ были все же не власти, а группа общественных деятелей, которые ранее направили коллективное обращение на имя председателя комиссии по коммуникациям Вахтанга Абашидзе, в котором призвали власти выявить "инструменты российской государственной пропаганды" среди работающих в Грузии средств массовой информации. В первую очередь подозрения коснулись таких каналов, как Первый канал, "РТР-Планета", "Россия 24", "НТВ Мир", TVCI, "Россия 1", НТВ, ТНТ, "Петербург 5", "Звезда", Рен-ТВ, Russia Today.
По мнению главы грузинского Центра исследования экономической политики (EPRC) Нино Евгенидзе, данные каналы не просто отстаивают пророссийский политический курс, но даже совершают "нападки" на "независимую и прозападную грузинскую прессу, делая грузинских граждан "беззащитными" перед агитацией Москвы.
Евгенидзе посоветовала властям Грузии последовать примеру "очень развитых стран — членов Евросоюза и НАТО" — прибалтийских государств.
"Тем более что наше государство является прифронтовой страной в контексте угроз, идущих из России. Эти угрозы здесь еще больше обострены, а степень нашей защищенности по сравнению со странами — членами Евросоюза и НАТО меньше", — заявила Нино Евгенидзе в ходе конференции "Российская пропаганда и дезинформация в Грузии: источники и вызовы".
По мнению Евгенидзе, запрет таких СМИ вовсе не является наступлением на свободу слова, так как Россия якобы ведет войну против всего демократического мира.
Беспокойство госпожи Евгенидзе легко объяснимо: известно, что возглавляемый ею Центр представляет в Грузии интересы вовсе не грузинского народа, а Госдепа США. Требованию запретить работу российских СМИ в Грузии предшествовало выступление Нино Евгенидзе, в котором она отметила отклонение Грузии от западного вектора из-за активного применения Россией средств гибридной борьбы. Данное признание было сделано директором прозападного института во время выступления на презентации отчета EPRC "Гибридная война и изменение ландшафта безопасности евро-атлантического пространства — политические и экономические результаты".
По сути дела, признавшись в поражении в борьбе за умы грузинского населения, американские агенты попытались применить административный ресурс, пожаловавшись на российскую прессу властям.
В целом теме "гибридной агрессии" со стороны России посвящено множество публикаций в грузинских СМИ, а если точнее — в грузинской проамериканской прессе.
Осенью 2015 года тревогу по поводу российского наступления поднял кавказское подразделение радио "Свобода" ("Эхо Кавказа"), опубликовав расследование Transparency International (чьим финансированием занимается американский Фонд демократии). Авторы доклада утверждают, что на территории Грузии действует целая сеть онлайн-СМИ, спонсируемых Москвой и занимающихся исключительно пророссийской пропагандой.
"Язык этих интернет-ресурсов полон ненависти, ксенофобии и гомофобии. Примечательно, что закон не обязывает онлайн-ресурсы называть имена своих владельцев и их финансовые доходы. Большинство из них этим правом воспользовались. Тем не менее мы посчитали нужным информировать общество, поскольку считаем, что именно деятельность этих ресурсов отразилась на последних данных разных социологических опросов, согласно которым в грузинском обществе усиливаются антизападные настроения", — заявила представитель Transparency International Нино Робакидзе.
Разумеется, такие заявления сами по себе способствуют разжиганию в обществе ненависти и страха.
Пока что Грузия сохраняла средние позиции в рейтингах свободы СМИ, к примеру, по итогам исследования Freedom of the Press за 2015 год, Тбилиси занял 93 место из 199, уровень свободы слова в стране оценивается как "частично свободный".
После запрета вещания российских телеканалов позиции Тбилиси могут резко ухудшиться — в теории это должно воспрепятствовать интеграции Грузии с Евросоюзом. На практике, конечно, будет наоборот.
Репрессивная демократия
После изгнания из Грузии Михаила Саакашвили отношения Москвы и Тбилиси застыли в подвешенном состоянии. Многие из представителей грузинской элиты, вероятно, не являются фанатичными русофобами, однако вынуждены следовать в фарватере США, так как для того, чтобы сойти с прозападного курса у Тбилиси нет ни сил, ни желания.
Грузинская сторона допускает изредка дружественные высказывания по поводу отношений с Москвой: например, 15 мая премьер-министр Георгий Квирикашвили заявил о том, что Тбилиси планирует "вывести отношения с Россией из тупика".
В отличие от своих прибалтийских коллег, грузинские политики, видимо, отдают себе отчет в антидемократическом характере антироссийских мер — поэтому решение о запрете российских СМИ не особенно тиражируется в грузинской прессе, ответственность за него власти пытаются переложить на коммерческую компанию. Не притесняют в Грузии и русскоязычное население, что выгодно отличает Тбилиси от Риги.
Изначально в качестве ответа на "российскую экспансию" в Грузии планировали создать собственный русскоязычный канал, который должен был стать альтернативой Russia Today и "России 24". Об этом говорили министр Грузии по делам беженцев Созар Субари и государственный министр Грузии Паата Закареишвили. Хотя подобный шаг нельзя было бы назвать дружественным по отношению к России, он, по крайней мере, позволил бы грузинским властям оставаться в правовых рамках.
К сожалению, в результате пересилили абсолютно деструктивные тенденции, и Грузия двинулась по дороге, ведущей в дикость и тоталитаризм — абсурдно бороться с "антидемократичным" влиянием России при помощи атак на прессу.
Источник: "Русская планета"