С точки зрения военных, скорая разблокировка города Дэр-Эль-Зор на северо-востоке Сирии станет новым успехом в справедливой войне против обрушившихся на страну орд наемников и террористов. Этот город, на секундочку, один против бандитов, простоял в полном окружении с 2012 года! И не сдался «бармалеям»!
Надеюсь, что многие помнят сводки американского ЦРУ, которое с некоторой долей «глубокого удовлетворения» – платежи-то находили своих адресатов, и толпы наемников наводняли сирийскую землю – сообщало, что в Сирии против правительства Асада воюют до 90 тысяч «борцов», нарисовавшихся здесь со всех сторон – от США и Евросоюза до монархий Персидского залива и участников СНГ.
И вот теперь, после военного вмешательства России в эту смертоубийственную драму сирийского народа – и это надо говорить громко и на каждом углу: ради его спасения от интервентов, – встает вполне себе законный вопрос: «А что будет здесь дальше?» Да, куда пойдет развитие Сирии с учетом того, что ближайшие соседи наворотили в этих краях чёрт-те-что, и, нет сомнений, что от Сирии не отстанут – хотя бы для того, чтобы «отбить» хоть как-то свои бессмысленно, как выясняется, потраченные миллиарды на «свержение Асада» через подконтрольные бандитские структуры.
И здесь надо вернуться к тому региональному раскладу, который, даже без учета глобального интереса Великих Держав, может многое рассказать о том, куда пойдет развитие событий после завершения самой кровавой части сирийского конфликта. Эксцессы ещё, к сожалению, будут. Теракты не исключены. Но, самое главное, Большая война будет закончена. И уверения Трампа о том, что «после победы над ИГИЛ в Сирии американцы покинут эту территорию», т.е. этот вожделенный ими плацдарм, можно принимать сейчас на веру с учетом того, что «ловить» именно здесь янки нечего, а вот рядышком – в Афганистане – они уже столбят лагеря для тысяч новых своих Джи-Ай.
Значит, Сирию ждет возрождение? Хотелось бы на это надеяться. Однако, взглянем на карту региона, где центральным звеном, центральной территорией, центром сборки (либо разрушения) в силу, прежде всего, географических, а, де-факто, цивилизационных своих свойств, является именно Сирия. Какой бы режим здесь ни главенствовал – от правителей древнего Дамаска до президента Асада – именно тут всегда находился тот самый «перекресток цивилизаций», торговых путей и религиозных традиций, который всему Ближнему и Среднему Востоку дал многовековой пример многообразия сосуществования людей и верований, а также – терпимости между ними.
А что вокруг? Вы только гляньте на карту, и сразу станет ясно, какую страну взялись раскачивать практически все её соседи. Вокруг Персидского залива, который является эпицентром всех выросших вокруг цивилизаций и религий, сосредоточились четыре региональных центра, четыре региональных державы. Причем, каждая из них имеет свои исключительные корни – и религиозные, и национальные. А Сирия-то – точно между ними. Так, что это за державы? Турция (османы), Иран (персы), Израиль (евреи) и Саудовская Аравия (арабы).
«Лебедь, рак и щука…» либо ещё более точно – «Квартет» (с) Крылов Иван Андреевич. И вот «посредине этого разгула» веками существует Сирия как перекресток торговых путей. А где торговля и деньги, там должны быть «тишь и покой» потому, что «деньги любят тишину». Вы же помните, что в веках Дамаск с Багдадом были самыми успешными торговыми городами Востока. А Иерусалим с его минимальным населением, как сейчас выясняют израильские ученые, никогда не мог даже соперничать с центрами торговых путей с Востока на Запад, проходивших, в частности, через Дамаск. Но это – другая история…
Так вот, вопрос, который уже в ближайшее время будет поднят – хоть на открытых, хоть на закрытых переговорах о будущем Сирии – заключается в том, насколько настойчиво будут настаивать на своем контроле над Сирией – «либо светлым образом её» – все упомянутые выше региональные державы. Притом, что США уже демонстрируют своё намерение покинуть театр проигранной войны, а Россия, наоборот, не собирается никуда отсюда уходить, число «интересантов» будущего политического урегулирования в Сирии не так велико, как кому-то может представляться. Евросоюз, уж точно, будет скрипеть и ворчать, но получит «дырку от бублика, а не Асада»…
Значит, можно строить предположения относительно того, что получит – либо потеряет, каждая из обозначенных региональных сил. Итак.
Саудиты не получат ни-че-го. Точка. Их демонстративная ссора с Катаром, а также демонстративное коленопреклонение перед США с подписанием бумаг на 300 миллиардов долларов «откупных» для Вашингтона – прямая демонстрация слабости. Хотя, реванш они наверняка задумали, только не знают ещё – как его осуществить. Так что с этой стороны «тихо» не будет.
Израиль уже нервничает. Стремительный визит премьера Нетаньяху к Путину участники открытой части переговоров характеризуют, как «очень нервное состояние» израильского гостя. Как-то в разгар сирийской войны довелось беседовать с израильским экспертом, и я задал ему простой вопрос: «Зачем Израилю разрушение Сирии, ведь на его границах возникнет угроза исламистов?» Он ответил примерно так: «Любая угроза исламистов для нас менее опасна, чем угроза Сирии вернуть Голанские высоты». И что теперь? Израиль вдруг осознал, что вместо исламистов близ оккупированных израильтянами Голанских высот вскоре могут появиться войска Ирана и отряды «Хизбаллы». А это – прямая и явная угроза самому Израилю. Тогда вопрос: неужели там не предвидели такого разворота событий и зачем отчаянно «топили» режим Асада?
Похоже, именно об этом пророчествовала Ванга, оставив после себя очень известные сегодня слова: «…ещё Сирия не пала. Скоро она падет к ногам победителя, но победителем окажется не тот». А не Иран ли баба Ванга имела в виду? Уж про его победу в сирийской войне в году 2011-м, когда вся эта каша заваривалась, не мог предположить никто. А теперь Израиль дрожит от того, что скоро военные силы Ирана плюс союзная с Ираном «Хизбалла» займут позиции у Голанских высот. Да, Иран получит больше других после сирийского урегулирования. Во всяком случае – укрепит свои позиции от Тегерана до Бейрута – так называемый «шиитский пояс».
Что касается Турции, то у неё, как можно представить, успехов по итогам сирийского урегулирования будет столько же, сколько и потерь. Во-первых, Турция не получит ничего от ожидаемого развала Сирии. Развала не будет! А если сирийские курды и захотят автономии, то сами турки эту историю «закроют» со всей своей яростью к курдам. С другой стороны, Турция выиграла союзника по имени… Россия! Один только газопровод «Турецкий поток» дает Эрдогану больше вистов, чем кровавая перспектива получить хоть кусок сирийской территории. Эрдоган через российский газопровод получает в руки инструмент по регулированию подачи газа на юг Евросоюза! До Турции газ идет по российскому газопроводу, а вот на границе Турции с ЕС газ переходит в турецкую юрисдикцию, и это – уже «намек» для ЕС. Ведь, история сохранила те факты, что, например, Украина не раз показывала всей Европе, как политическая воля «владельца вентиля» может влиять на магистральные поставки горючего. Поэтому, в целом, Турция получает больше, чем хотела, правда на другом «треке».
Для России сирийское урегулирование это – прежде всего спасенные жизни людей, как бы пафосно это не звучало. В Сирии за годы интервенции и гражданской войны погибло – по разным данным – до полумиллиона людей! А раненых в разы больше. Теперь эти страшные списки могут быть «закрыты».
Для России сирийское урегулирование – это наше возвращение на Ближний Восток ради безопасности собственных южных границ.
Для России сирийское урегулирование – это проявление и проецирование нашей военной мощи в самом центре пересечений линий безопасности между Ближним Востоком, Средиземноморьем (от Сирии до Гибралтара), Аравийским полуостровом (от Средиземного моря до Индийского океана), Суэцким каналом, с юга – Босфором и Дарданеллами, впервые – Персидским заливом. Совсем немало по итогам разгрома бандюков и наемников в Сирии.
Подлетное время к любой точке тех стран, которые захотят вновь потревожить Россию, например, на Кавказе, десяток минут для «Калибров». А оно теперь кому-нибудь в здешних местах будет надо?..