Госсекретарь США Майк Помпео в ходе недавней встречи со своими коллегами в штаб-квартире НАТО в Брюсселе заявил, что Вашингтон поставил перед Россией условие – в течение 60 дней вернуться к соблюдению Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). В противном случае Соединенные Штаты выйдут из него. Что надо сделать для соблюдения ДРСМД, Помпео тут же пояснил: уничтожить крылатые ракеты 9М729 (SSC-8 по классификации НАТО). По его словам, дальность этой ракеты превышает ограничение, установленное договором, - она летает дальше 500 км. И представляет собой прямую угрозу Европе.
Интересно при этом, что НАТО полностью поддержало заявление американского госсекретаря и выразило готовность проголосовать за выход США из ДРСМД, а Европейский союз в лице его Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини категорически против денонсации этого соглашения. И это при том, что в ЕС и в НАТО входят практически одни и те же страны. В ЕС только нет Турции, которая входит в Североатлантический альянс, а в НАТО нет Финляндии и Швеции, которые входят в ЕС.
Москва, конечно же, как и следовало ожидать, опровергла заявление господина Помпео. Представитель МИД Мария Захарова подчеркнула, что «Россия строго придерживается предписаний ДРСМД». Это, кстати, неоднократно утверждали и в руководстве нашей страны. Президент России Владимир Путин, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, заместитель министра внешнеполитического ведомства Сергей Рябков, который назвал американские обвинения сфабрикованными, а также ведущие отечественные политики и эксперты. Более того, многие из них обвиняли в нарушении условий этого договора именно Вашингтон, который использует в качестве ракет-мишеней для тестирования своей системы ПРО ракеты «Гера», которые, по сути, являются ракетами средней дальности. Более того, в пусковые стаканы системы ПРО Aegis, размещенной в Румынии и разворачиваемой в Польше, можно поместить не только противоракеты SM-3, но и крылатые ракеты большой дальности «Томагавк», которые летают на расстояния, запрещенные Договором о РСМД. Владимир Путин по этому поводу сказал, что США уже заложили в бюджет Пентагона средства на создание крылатой ракеты средней дальности и только потом объявили о выходе из ДРСМД, перекладывая свою ответственность за это на Россию. Фактически - с больной головы на здоровую.
Но обмен обвинениями между Москвой и Вашингтоном не снимает вопроса о выходе США из Договора о РСМД. Конечно, в России никто не собирается реагировать на ультиматум госсекретаря Соединенных Штатов и уничтожать крылатую ракету 9М729, предназначенную для оперативно-тактического комплекса «Искандер-М» и не нарушающую требований ДРСМД. Как подчеркивал Сергей Рябков, не заявленную и ни разу не испытанную на дальность свыше 500 км. Мы не собираемся ее ликвидировать не только потому, что она не подпадает под ограничения этого соглашения, но и потому, что наша страна не приемлет языка ультиматумов. Если эта ракета по тем или иным, даже мистическим, причинам не нравится США, есть известный механизм устранения противоречий по Договору о РСМД. Он называется Специальной контрольной комиссией, в рамках которой можно обсудить взаимные претензии и выработать предложения, которые устроят обе стороны.
Старший вице-президент «ПИР-центра» генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский, к примеру, считает, что стороны могли бы договориться на таких условиях: мы уменьшаем радиус действий ракеты 9М729, а США изменяют свои комплексы Aegis Ashore в Европе так, чтобы те не могли осуществить пуск крылатой ракеты «Томагавк». Кроме того, как предлагают другие эксперты, можно было бы провести инспекцию на местах – мы показали бы американцам нашу ракету для оперативно-тактического комплекса «Искандер-М», а они - пусковые стаканы Мк-41 от системы Aegis, чтобы и мы, и они могли убедиться, что никаких нарушений Договора о РСМД не существует. Правда, как стало известно автору этих строк, подобные предложения американские политики отметают с порога. Они не собираются разрешать противоречия по этому соглашению с Россией за столом переговоров, а тем более путем инспекций. Как считают в Москве, потому что политическое решение о выходе из ДРСМД уже принято и никаких отходов назад не будет.
Причина не только в надуманной проблеме о российских нарушениях договора, есть еще обещание президента США Дональда Трампа предоставить новые прибыльные заказы американскому ВПК и есть реально беспокоящая Вашингтон проблема Китая, у которого сегодня насчитывается, по разным данным, до 500 ракет средней и меньшей дальности. Эти ракеты, способные нести и ядерные боеголовки, угрожают американским ударным авианосным группировкам в Азиатско-Тихоокеанском регионе и базам США в той же Южной Корее, в Японии, на Филиппинах, на Гуаме.
Помощник президента США Джон Болтон во время последнего посещения Москвы обещал руководству нашей страны, что США, выйдя из ДРСМД, не станут размещать свои ракеты средней и меньшей дальности в Европе. То же самое он утверждал и в ходе своей поездки в европейские столицы, озабоченные решением Трампа о выходе из этого соглашения, и на переговорах с руководством НАТО. Но, как говорят в народе, обещать - не значит жениться. Зафиксировать на бумаге это решение Вашингтон не собирается. И эксперт Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, бывший начальник Главного штаба РВСН (1994-1996) генерал-полковник в отставке Виктор Есин предостерег США. Если не удастся договориться о неразмещении их ракет в Европе и наших в европейской части страны, а Вашингтон все-таки выйдет из Договора о РСМД и начнет развертывание своих ракет средней и меньшей дальности на Старом континенте, то нам, видимо, придется изменить условия применения ядерного оружия, записанные в Военной доктрине. А именно - отказаться от доктрины ответно-встречного удара и перейти к доктрине упреждающего удара.
Другой видный российский специалист по контролю над вооружениями, член наблюдательного совета Люксембургского форума и руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Евгения Примакова Российской академии наук академик РАН Алексей Арбатов в разговоре с автором этих строк сказал, что нам не следует торопиться с принятием решений по случаю выхода США из ДРСМД. Для этого есть время. Во-первых, после официального объявления о таком шаге - а это нота Госдепартамента США, направленная в МИД России, - есть еще полгода до реальной денонсации договора. А во-вторых, нужно посмотреть, что будут делать Соединенные Штаты после выхода из этого договора, где размещать свои ракеты средней и меньшей дальности. И в Европе, и в Азии они столкнутся с большими трудностями в реализации своих планов.
Южной Корее, при всей ее готовности сотрудничать с США, это сегодня совсем не нужно. Главная цель у Сеула наладить отношения с Пхеньяном, и дополнительное размещение американских ракет может перечеркнуть эту задачу. Корейцы будут сопротивляться. Не заходят принять ракеты средней и меньшей дальности и японцы. Тем более, если эти ракеты будут оснащены ядерными боеголовками. Там тоже не собираются обострять отношения с Китаем и Россией. Единственное место, где Вашингтон может беспрепятственно разместить свои ракеты, это Гуам. Для нас расстояние от него не представляет опасности. Ну а если американские ракеты появятся в Европе - подготовку к их размещению всегда легко проследить по подготовительным работам, - то только тогда мы в ответ сможем нарастить свой ракетный потенциал в европейской части страны. Возможности для этого у нас существуют. Это и крылатые ракеты «Калибр», которые можно перенести с кораблей на землю, это и стратегические ракетные комплексы «Ярс» и Рубеж», у которых можно уменьшить количество ступеней, и даже та самая ракета 9М729, на которую американцы ссылаются, как нарушающую Договор о РСМД. Мы сможем увеличить ее дальность, если потребуется.
По мнению опрошенных мною экспертов, главное – после выхода США из Договора о РСМД, а этот шаг Вашингтона представляется им очевидным, не втянуться в гонку ядерных вооружений - по своим экономическим и финансовым возможностям она для нас противопоказана, - а иметь необходимое и достаточное, чтобы ни у кого за океаном не возник соблазн проверить на деле свою военную мощь. Судя по настроению экспертного сообщества, такое мнение преобладает и в руководстве страны.