Продолжающаяся уже четвертый год вооруженная борьба между сторонниками президента Башара Асада и его противниками в лице Свободной сирийской армии (ССА), других местных радикальных суннитских группировок и сил международного терроризма приобретает все более ожесточенный характер. В то же время сирийские курды, а их около 3 млн человек, несмотря на их дискриминацию по национальному признаку в годы правления баасистского режима в Сирии, все же смогли уклониться от участия во внутриарабской бойне и ограничились лишь защитой районов своего компактного проживания, из которых были выведены правительственные войска.
Отрядам самообороны курдов долгое время удавалось отражать отдельные нападения исламистских бандформирований и обеспечивать деятельность новых местных органов самоуправления. В отличие от других районов Сирии, в курдских анклавах продолжалась относительно нормальная жизнь, число беженцев и перемещенных лиц было невелико. В мирных переговорах и конференциях типа "Женева-1" и "Женева-2" курды предпочитали выступать в качестве "третьей силы" и подчеркивали, что они ждут от будущих властей в Дамаске, кто бы ни пришел к власти, восстановления своих законных прав и свобод до уровня прав титульной нации – арабов. На практике это означало: пропорциональное участие в органах законодательной и исполнительной власти, госаппарате, силовых структурах, самостоятельное формирование местных органов власти, признание курдского языка в качестве языка регионального общения. Сирийские курды предложили свою модель будущего государственного устройства страны, где бы все этно-конфессиональные группы населения могли мирно сосуществовать и развиваться в границах нового демократического государства.
К настоящему времени нейтралитет сирийских курдов оказался под угрозой из-за нового обострения военно-политической обстановки в Сирии и регионе в целом. Политико-дипломатическая, финансовая, материальная и военная помощь сирийской вооруженной оппозиции со стороны США, их западных и региональных союзников нисколько не приблизила падение правительства Башара Асада, а лишь усилила силы международного терроризма и спровоцировала очередную волну хаоса и насилия в регионе. Большая часть формирований ССА, вооруженных и оснащенных всем необходимым Вашингтоном и его партнерами, примкнула к созданной на базе "Аль-Каиды" международной радикальной исламистской группировке "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), которой сравнительно легко удалось установить контроль над значительной территорией Сирии и Ирака.
Полученные по каналам спецслужб и неправительственных фондов Саудовской Аравии и Катара, а также захваченные в ходе успешного наступления в Ираке финансовые и материальные ресурсы, новейшие образцы американских тяжелых вооружений и боевой техники превратили ИГИЛ в самую мощную региональную военно-политическую группировку, способную вести масштабные боевые действия одновременно против режима Башара Асада в Сирии и правительства Нури аль-Малики в Ираке. При этом боевики ИГИЛ не останавливаются перед разгромом более мелких антиправительственных группировок, не желающих добровольно переходить под их знамена. На захваченных территориях провозглашается создание Исламского халифата со всеми необходимыми атрибутами (исламская власть, шариатские суды, паспортизация населения и т.п.).
И если в Иракском Курдистане и иракской северной провинции Таамим с центром в Киркуке силы самообороны курдов - бригады "пешмерга" смогли дать достойный отпор боевикам, то в брошенных на произвол судьбы Дамаском сирийских курдских анклавах ситуация оказалась гораздо сложнее. Вооруженные лишь стрелковым оружием и раздробленные территориально курдские ополченцы вряд ли смогут длительное время противостоять военным формированиям ИГИЛ, которые совсем недавно обратили в бегство несколько иракских механизированных дивизий и взяли штурмом город Мосул.
Скорее всего, лидеры ИГИЛ реально оценивают боеспособность правительственных войск Сирии, которые в течение трех лет приобрели значительный боевой опыт, имеют на вооружении современные образцы авиации, артиллерии, ракет, бронетанковой техники, опираются на поддержку Ирана и ливанской военно-политической группировки "Хизбалла". В таком случае, чтобы избежать серьезных потерь в боестолкновениях с правительственными войсками, боевики могут сначала попытаться расширить свой плацдарм за счет сирийских курдских анклавов, посчитав их относительно легкой добычей. Без скорой и эффективной помощи Дамаска или внешних сил - Иракского Курдистана, оперативного вмешательства мирового сообщества под эгидой Совета Безопасности ООН сирийским курдам придется весьма сложно.
При всем уважении к мужеству курдов - прирожденных воинов - можно констатировать, что силы сторон конфликта на сегодняшний день явно не равны. Курды уже потеряли в боях с джихадистами около тысячи ополченцев, погибло также около двух тысяч мирных жителей, несколько сотен курдов попали в плен или были взяты в заложники. Десятки тысяч международных террористов-джихадистов, прошедшие с помощью американских инструкторов военную подготовку в Иордании, Турции, других странах, вооруженные новейшим оружием и боевой техникой, имеющие практически неограниченные финансовые ресурсы создали в центре Ближнего Востока свое государство (исламский халифат), границы которого они намерены расширять и дальше.
Ни сирийские, ни иракские власти помешать этому процессу пока не в состоянии. Преследуя свои "национальные" эгоистические интересы в регионе, Вашингтон, Брюссель, Анкара, Эр-Рияд и Доха внесли немалую лепту в создание нового террористического монстра, "ближневосточного Сомали" или второго Афганистана, где может на долгие годы воцариться хаос и насилие.
Есть еще некоторая надежда, что Дамаск с помощью своих союзников все же найдет возможность защитить от нападок ИГИЛ сирийские курдские анклавы. В противном случае сирийские курды могут стать разменной монетой в региональной геополитике и районы их проживания оккупируют отряды боевиков-исламистов.