Угроза наступления боевиков ИГИЛ на Багдад и утрата контроля за третью территории страны вынудили центральное правительство Ирака пойти на некоторые уступки Курдистанскому региону. В частности, наконец-то были достигнуты договоренности о порядке добычи и экспорта углеводородов Иракского Курдистана и находящихся ныне под контролем курдов месторождений мирового значения в районе Киркука, а также об участии Багдада в финансировании курдских военных формирований - бригад "пешмерга".
Центральные власти также не возражали против прямых поставок иракским курдам вооружений и боевой техники из западных стран и помощи иностранных государств в подготовке курдских военных кадров. Большую заинтересованность в сглаживании все нараставших в последнее время противоречий между Эрбилем и Багдадом проявили основные внешние партнеры иракского правительства в лице Вашингтона и Тегерана. Как ни парадоксально, но США и Иран уже свыше десяти лет поддерживают центральное правительство Ирака, считая его, каждый по-своему, проводником именно своих интересов в регионе.
В целом, союз курдов с арабо-шиитским правящим большинством страны можно было бы приветствовать, если бы не одно "но". Дело в том, что проводившийся с 2003 года внутриполитический курс Багдада на ничем не прикрытую дискриминацию арабо-суннитского населения страны ничуть не изменился. Наиболее уродливые формы процесс так называемых политических чисток и "дебаасизации" Ирака приобрел в годы более чем восьмилетнего премьерства Нури аль-Малики.
Под предлогом борьбы с функционерами партии Баас и сторонниками Саддама Хусейна центральное правительство подвергло репрессиям сотни тысяч простых иракцев-суннитов, которые ранее находились на государственной или военной службе. Многие из них были казнены, брошены в тюрьмы, подверглись судебному преследованию, свыше миллиона иракцев вынуждены были бежать в Сирию и другие страны. Даже те из них, кто пытался сотрудничать с новыми властями, например, вице-президент страны представитель арабов-суннитов Тарик аль-Хашими, вынужден был эмигрировать и неоднократно приговаривался к смертной казни заочно.
Развязанная Малики и его подручными "охота на ведьм" или целенаправленная кампания по отстранению от власти, нефтяных и денежных потоков арабов-суннитов завершилась восстанием 8 суннитских провинций и практически добровольным присоединением их к ИГИЛ или, как сейчас называется контролируемая этой группировкой территория, - Исламскому халифату.
Созданная с помощью американских инструкторов и специалистов армия Малики разбежалась при первых выстрелах, бросив боевую технику и вооружение на поле боя. Десятки миллиардов долларов США на нужды обороны были потрачены напрасно, часть из них разворована правительственными чиновниками. Сегодня сопротивление боевикам ИГИЛ оказывают лишь курдские бригады "пешмерга" и ополченцы шиитской милиции, в основном, с легким вооружением.
Иракцы ожидали позитивных перемен во внутриполитическом курсе страны со сменой главы правительства уже летом этого года, но пока этого не произошло. Новый премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади оказался ближайшим соратником Малики и вскоре после своего назначения не только согласился оставить бывшего премьера на высоком посту вице-президента, но и стал слепо копировать его ошибки, которые привели к распаду страны и которые смело можно отнести к разряду преступлений против своего народа. Вместо того чтобы реабилитировать невинно пострадавших арабов-суннитов и наладить диалог с вождями суннитских племен, их религиозными лидерами, попытаться привлечь к работе в центральных органах власти лояльных и влиятельных суннитов, Абади в панике обратился к наспех сколоченной США военной коалиции и Ирану с просьбой бомбить позиции ИГИЛ.
Поскольку боевики-джихадисты довольно быстро приспособились к авианалетам, рассредоточились и интегрировались в районы компактного проживания суннитов, то удары ВВС коалиции сопровождаются гибелью местного гражданского населения и разрушением инфраструктуры суннитских провинций. Такие действия окончательно отталкивают миллионы суннитов от багдадских властей. Даже американские эксперты признают их неэффективность и призывают к осуществлению наземной операции против ИГИЛ, но уже не силами ВС США и их западных и региональных союзников, а отрядами ополченцев из числа курдов и арабов-шиитов. То есть, берется курс на дальнейшее разжигание этно-конфессиональной войны в Ираке и регионе в целом, где курдам отводится роль "третьей силы" или передового отряда в борьбе с исламистами. Вашингтон мало заботят возможные потери курдов в живой силе и новые разрушения инфраструктуры страны.
В этой ситуации лидерам иракских курдов было бы оправданным и дальновидным максимально дистанцироваться от внутриарабского вооруженного конфликта, сосредоточить свои усилия на защите районов компактного проживания курдов, включая оказание военной и другой помощи наиболее пострадавшим от агрессии исламистов курдам-езидам района Синджар и своим сирийским собратьям в районе приграничного с Турцией города Кобани. Президент страны курд Фуад Маасум, другие курды в центральном правительстве и федеральном парламенте могли бы более активно выступить с инициативой организации мирных переговоров с лидерами арабов-суннитов, поставить вопрос о реабилитации всех невинно пострадавших от репрессий Малики суннитов. Ведь становится все более очевидным, что только военными мерами проблемы безопасности в Ираке и сохранения государства как единого целого решить не удастся.
Следование сектантской антисуннитской политике Багдада может втянуть иракских курдов в новую гражданскую войну, скомпрометировать их лидеров перед арабским населением и в будущем создать проблему в налаживании их отношений с соседними арабо-суннитскими провинциями.