Ряд мировых СМИ поспешили растиражировать заявление госсекретаря США Джона Керри на американском телеканале PBS в отношении иракских курдов. Якобы США считают, что «для признания Иракского Курдистана в качестве независимого государства время еще не пришло». При этом Керри высказал опасение, что такое признание "может подорвать сложившуюся правящую коалицию в Багдаде".
Другого от высокопоставленного чиновника Белого дома услышать и не ожидали. Ведь Вашингтон продолжает раскладывать свои карточные пасьянсы по всему миру, в одном из которых с маниакальной настойчивостью предпринимаются попытки создать Большой Ближний Восток по западным лекалам и где до сих нет места курдскому государству. Почему-то народам Южного Судана, Косово, других республик бывшей Югославии, Шотландии, Каталонии, Северной Ирландии, даже отдельных штатов США можно ставить вопрос о своей независимости и добиваться ее, а многомиллионному курдскому народу в этом праве отказано. Американцы упорно продолжают выдавать себя за носителей «образцов подлинной демократии» и определяют, кто заслуживает права на свое государство, а кто нет. Политика двойных стандартов во внешней политике США особенно ярко проявилась на Украине и в Ираке.
Сегодня становится все очевиднее, что искусственно слепить новое иракское государство западным кукловодам не удалось. Все попытки Вашингтона создать хотя бы видимость коалиционного правительства в Багдаде с треском провалились. Насквозь прогнивший, коррумпированный и непопулярный среди иракцев режим Нури аль-Малики бесславно ушел в историю. Его преемник Хейдар аль-Абади никаких существенных изменений в курс прежнего правительства пока не внес. Наличие в новом кабинете министров нескольких курдов и так называемых "багдадских" арабов-суннитов в проведении внешней и внутренней политики страны никакой роли не играет.
Антагонизм между арабами-шиитами и арабами-суннитами с каждым днем обостряется. Ирак вслед за Сирией надолго погрузился в атмосферу террора, всеобщего хаоса и насилия. Созданная с помощью американских инструкторов иракская армия не смогла оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления бандформированиям джихадистов и группировкам суннитских радикалов, в панике разбежалась, бросив тяжелую технику и вооружение.
Курдским отрядам самообороны вначале пришлось самостоятельно защищать районы компактного проживания курдов. При этом они несли потери в живой силе, особенно пострадали от действий исламистов курды-езиды, часть из которых была зверски убита, часть захвачена в плен в качестве заложников и живого товара. Чтобы как-то компенсировать паралич центральной иракской власти и остановить наступление исламистов, ВВС США и их союзников приступили к нанесению точечных ракетно-бомбовых ударов по позициям боевиков, чем объективно помогли иракским курдам, но коренного перелома в ход боевых действий не внесли. Джихадисты рассредоточились в городах и населенных пунктах, прикрываются населением как «живым щитом». Похоже на то, что США и их союзники смирились с тем, что Исламский халифат пришел в Ирак и Сирию "всерьез и надолго" и может стать де-факто отдельным арабо-суннитским государством. Наземная операция коалиции иностранных войск против ИГ не планируется.
В этих условиях курдское региональное правительство вынуждено искать наиболее безопасные формы своего дальнейшего существования и государственного устройства. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани обратился к региональному парламенту с предложением рассмотреть вопрос о целесообразности проведения референдума о независимости региона. Это обращение было как бы ответом Эрбиля на неспособность Багдада дальше управлять страной, гражданскую войну между арабами-шиитами и арабами-суннитами, на масштабные теракты, длительное игнорирование законных конституционных прав курдов. За более чем восьмилетний срок нахождения у власти арабо-шиитское большинство ничего не сделало для реализации положений статьи 140 конституции (об административных границах исконно курдских районов), не приняло законы по порядку эксплуатации углеводородов и статусу курдских бригад "пешмерга". Уже длительное время Багдад нарушает и закон о распределении доходов от экспорта нефти и не перечисляет в бюджет Курдского региона положенных 17%.
В этих условиях иракским курдам ничего другого не остается, как приступить к созданию своей государственности. Все предпосылки к этому уже имеются. Сегодня Иракский Курдистан является субъектом федерации с самыми широкими правами, созданы все необходимые структуры и атрибуты государства (флаг, гимн, конституция, свод законов, парламент, президент, правительство, бюджет, вооруженные силы, полиция, спецслужбы, таможенный и пограничный контроль, международные аэропорты, системы жизнеобеспечения, здравоохранения, образования, иностранные диппредставительства и т.п.). Иракский Курдистан уже давно самоопределился и вряд ли нуждается в признании его законных прав со стороны США. В конкретно сложившейся обстановке в Ираке заявление Джона Керри иначе как попыткой оказать давление на руководство Иракского Курдистана не назовешь.
Но иракские курды уже не следуют, как раньше, в фарватере американской ближневосточной политики. Прошло то время, когда американцы могли манипулировать народами и грозиться "зажечь курдскую спичку", когда им будет нужно. Более того, иракские курды прекрасно помнят, как спровоцированные призывами американского руководства весной 1991 года восстали их отцы и вскоре оказались в неравной битве с регулярной армией Саддама Хусейна. Вашингтон ничего не предпринял для защиты курдов, долгое время занимал выжидательную позицию и не спешил отдать приказ своим войскам вторгнуться вглубь Ирака. Восставшие курды и их семьи были вынуждены бежать из городов и населенных пунктов в труднодоступные горные районы Ирака, соседние Иран и Турцию. Иракская авиация и артиллерия бомбили и обстреливали курдские селения, дороги, скопления беженцев, танки и бронетранспортеры утюжили деревни, выжигали их дотла.
В ходе подавления курдского восстания погибли и были ранены десятки тысяч человек, многие были брошены в тюрьмы, свыше 2 млн иракских курдов были вынуждены покинуть свои дома и оказались на положении перемещенных лиц и беженцев. Только Резолюция Совета Безопасности ООН № 688 от 5 апреля 1991 года, установившая "зону безопасности" севернее 36-й параллели, спасла иракских курдов от геноцида и гуманитарной катастрофы. Из Иракского Курдистана были полностью выведены иракские правительственные войска, свернута работа центральных органов власти, спецслужб и полиции, в трех северных провинциях Ирака образовался "Свободный Курдистан".
За более чем 20-летний период полунезависимости иракские курды приобрели опыт государственного управления, превратили свой регион в оазис относительного благополучия в воюющем Ираке, смогли наладить взаимовыгодные отношения с Турцией, Ираном, другими странами. Не отказываются они и от сотрудничества с центральными властями Ирака, но не хотят ввязываться во внутренний шиитско-суннитский вооруженный конфликт и быть пешками в чьей-то игре.
Более того, Эрбиль с готовностью откликнулся на призывы своих собратьев в Сирии оказать им срочную военную помощь в борьбе с исламистами. Первые вооруженные подразделения "пешмерга" из Ирака уже прибыли в район турецко-сирийской границы (г. Кобани) и вступили в бой с исламистами ИГИЛ. Есть определенная уверенность в том, что иракские курды смогут сами, без советов господ типа Керри, смогут решить свою дальнейшую судьбу и определиться, оставаться ли им и дальше в составе Ирака или создать свое независимое государство.