Цепь недавних трагических событий, в результате которых погибли сотрудники редакции журнала «Шарли Эбдо», посетители кошерного магазина на окраине Парижа, полицейские и другие граждане Франции, включая самих террористов, получили большой резонанс в мире. По всей планете в очередной раз прокатилась волна митингов и акций в поддержку жертв терактов, а также маршей протеста против оскорбления святынь ислама, ценностей других религий.
Внимание мирового сообщества в очередной раз было привлечено к проблемам вспышек насилия, воспитания толерантности в обществе, в том числе религиозной. Западный мир, абсолютизировавший слово "свобода", вновь оказался перед дилеммой: все ли можно разрешать? Он до сих пор сомневается в том, в чем давно утвердился остальной мир: "Конечно, нет!" Свобода, прежде всего, предполагает ответственность за свои действия и поступки, а где она, эта ответственность карикатуристов "Шарли"?
Думается, что спор о том, кто больше виноват в парижской трагедии, бессмыслен. Погибших людей не вернешь, можно только в очередной раз выразить свои соболезнования родственникам погибших. Приходится с сожалением констатировать, что отношения между этническими общинами и религиозными группами во Франции, да и в других странах Запада, остаются крайне напряженными, если не взрывоопасными. Выводов из трагедии не сделано: следующий номер "Шарли" снова вышел с карикатурами на Пророка, только теперь уже многомиллионным тиражом. Такой вот "рейтинг на крови"!
Законы Франции и других западных стран остаются прежними, позволяющими безнаказанно оскорблять чувства людей, глумиться над их национальными и религиозными чувствами. И всё - под предлогом приоритета "свободы слова", Франция будто не придает значения тому, что она давно уже стала многонациональной, многоконфессиональной страной, и мусульмане - важная составляющая французского общества.
Согласно опросам независимых социологов, идеи радикального ислама поддерживают до 27% мусульманской молодежи страны, а свыше 1100 граждан Франции уже примкнули к военно-политической группировке радикальных исламистов - ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) и даже непосредственно участвовали в боевых действиях на его стороне. Более того, согласно данным спецслужб, Франция стала лидером среди европейских стран по фактам бегства подростков для участия в войне с неверными. "Джихадистками" стали свыше ста несовершеннолетних француженок, воюющие в Сирии и Ираке.
Стоит вспомнить ту гигантскую волну насилия, которую спровоцировал смонтированный в США и распространенный в Интернете фильм "Невинность мусульман". Как и карикатуры "Шарли Эбдо", он затрагивает религиозные чувства мусульман и в оскорбительном плане показывает пророка Мухаммеда. Результат был плачевным: толпы разгневанных граждан во многих мусульманских странах атаковали посольства США, сжигали их флаги, автомашины, громили здания. Массовые акции протеста прошли в Марокко, Ливии, Тунисе, Египте, Йемене, Судане, Индонезии, Иране. Наиболее трагично развивались события в ливийском городе Бенгази, где погиб посол США и еще трое сотрудников дипмиссии. По улицам иракской столицы - Багдаду прошла многотысячная манифестация сторонников радикального имама-шиита Муктады ас-Садра, который потребовал от иракских властей запретить доступ в страну американцам, запретить иметь отношения со странами, в которых оскорбляются ислам и пророк Мухаммед.
Нельзя не согласиться с мнением первого заместителя председателя Совета муфтиев России, члена Общественной палаты РФ Дамира Гизатуллина, который в своем интервью отметил, что "когда свобода слова приводит к насилию, к убийству, то это уже не свобода слова и демократия, а попытка разжечь межнациональный или межрелигиозный конфликт".
К сожалению, печальный опыт заокеанских коллег ничему не научил французские власти, которые просто закрыли глаза на провокаторов с карандашом в руках. Для чего надо было превращать в объект карикатуры центральную фигуру исламской религии, человека, жившего полтора тысячелетия лет назад и "имевшего в лице столько доброты, что нельзя было отвести глаз", как писали его современники-богословы? Ответ напрашивается сам собой: редакция "Шарли Эбдо", малоизвестного и малотиражного издания, готова была идти на всё ради дохода, повышения рейтинга своего мелкого журнальчика. Четырнадцать сотрудников (нет, не журналисты, а - карикатуристы) отдали за это жизнь, остальные же сейчас как раз стригут купоны. Мировая известность - тоже пришла.
Взялись на пророка Мухаммеда, когда не дало нужного эффекта циничное глумление над Иисусом Христом (не художнику же вбивали гвозди в ладони!). Нормы этики, морали, внутренней цензуры человеческой совести, доброты - какие мелочи! "Свобода слова" - вот знамя, которое может прикрыть любую пошлость, любое бесстыдство.
Подобные провокации становятся нормой общественной жизни западных государств. Карикатурам на пророка Мухаммеда положили начало в одной из скандинавских стран. Вандалистский нрав проявил и американский пастор Джонс, неоднократно сжигавший в публичных местах Коран, за этим же занятием застали и американских военнослужащих в Афганистане. И если в России довольно жестко пресекли попытку хулиганствующих молодых женщин осквернить Храм Христа Спасителя, то в США и на Западе к таким вопиющим случаям относятся снисходительно: полицейские, выдворившие группу феминисток, творивших непристойности в Соборе Парижской Богоматери, вынуждены были извиняться перед богохульствующими девицами и даже заплатить штраф за "неумеренные действия".
Существует аксиома: когда свобода одного человека или группы лиц вступает в противоречие со свободой и совестью общества, то задача государства - оградить последнее от неуважения общепринятых норм поведения.
Очевидно, что настало время ограничить - на уровне законодательной и исполнительной ветвей власти государств, международных организаций саму возможность свободного распространения информации, оскорбительной для других народов, этносов, религиозных конфессий, как это уже принято в отношении призывов к насилию, к актам терроризма, любым проявлениям экстремизма, фашизма, порнографии или педофилии.
Известный российский общественный деятель и политолог Модест Колеров совершенно справедливо заметил: "Убийство карикатуристов в Париже, делавших свой бизнес на разжигании межконфессиональной розни под знаменем свободы слова, вызвало массовую фальшь и ложь в европейских политических и медийных кругах". И вместо того, чтобы внести соответствующие поправки в законы Франции и других западных стран, ограничивающие права публично оскорблять людей и их святыни, власти организовали миллионные шествия в поддержку извращенного ими понятия "свободы слова".
Россиянам также не чужды принципы демократии и свободы, в том числе - свобода слова и печати. Однако чувство уважения к другим людям, различным нациям и религиям остается неотъемлемой частью нашей тысячелетней многонациональной культуры.
Источник: "Российский миротворец"