Истребители ВВС Испании первого августа вылетели из Эстонии на перехват российских самолетов МиГ-31 и Ан-26 над Балтикой и нарушили границу нейтральной Финляндии; случайно или по условиям обстановки — достоверно неизвестно, но случай вопиющий.
Если бы воздушное пространство нарушили российские истребители, возмущению Запада не было бы конца. Однако над Финляндией «рулили» горячие испанские парни, и непрофессиональную «корриду» им сразу простили.
На удручающем для Североатлантического альянса фоне мирной Балтии парадоксальным образом генерируются легенды, связанные с «российской угрозой». Особое внимание при этом уделено запланированным на сентябрь российско-белорусским учениям «Запад-2017».
Рассмотрим «первую пятерку» самых горячих информационных вбросов по этим учениям.
Миф 1: «Запад-2017» демонстрирует подготовку к войне РФ с Западом
Первой об этом заявила в феврале на пресс-конференции в Риге президент Литвы Даля Грибаускайте. И впечатлительные финны начали строить систему бункеров под Хельсинки, туннели общей протяженностью 200 километров. Вскоре к ним прилетели испанские истребители НАТО, и мифы едва не встретились с реальностью.
Тема подготовки России и Белоруссии к войне совершенно надуманна. Заметим, после самороспуска организации Варшавского договора в 1991 году «зеркальная» организация Североатлатического договора не просто сохранилась, а даже расширилась за счет стран Восточной Европы. Россия и Беларусь никоим образом не провоцировали партнеров, и все же увидели НАТО непосредственно у своих границ. Налицо агрессивная сущность Запада.
В подобных условиях Москве и Минску не следует забывать о безопасности. Армия должна быть готова к войне с любым противником, в любую минуту. Учения «Запад-2017» не направлены против конкретной страны, они укрепляют мир и региональный порядок. Причем даже генсек НАТО Йенс Столтенберг признает, что альянс не видит непосредственной угрозы со стороны России для восточного фланга альянса.
Миф 2: учения «Запад-2017» непрозрачны
Решительный главком сухопутных сил США в Европе Бен Ходжес одним из первых выразил сомнение в прозрачности учений «Запад-2017». Однако белорусский президент Александр Лукашенко многократно подтверждал прозрачность маневров для всех, кто считает себя «мишенью».
«Учения открытые, мы пригласили огромное количество наблюдателей. Приезжайте, смотрите. Они носят оборонительный характер, и мы вместе с Российской Федерацией традиционно проведем эти учения», — заявил президент.
В Москве также подтвердили, что приглашение наблюдателей из стран НАТО на стратегические российско-белорусские учения соответствует действующему международному законодательству и является нормальной практикой.
Возможно, в Вильнюсе кому-то очень хотелось оказаться недопущенным. Увы, Литва тоже получила официальное приглашение наблюдать за маневрами. России нечего скрывать. И, разумеется, медведь не должен стесняться своих когтей.
Миф 3: «Запад-2017» масштабнее учений НАТО
Обеспокоенность масштабами российско-белорусских учений выразил глава министерства обороны Великобритании Майкл Фэллон. Американская газета Wall Street Journal сообщила, что в российско-белорусских учениях задействуют от 400 до 500 тысяч солдат. И все же не следует передергивать факты.
Статистика учений НАТО — 250 в год, с участием около 40 тысяч военнослужащих в июне-ноябре 2017 года, по данным постпреда России при альянсе Александра Грушко. Только в ближайшие три месяца альянс планирует провести 18 совместных маневров — впечатляющий масштаб!
Росийско-белорусские учения «Запад-2017» пройдут с 14 по 20 сентября. Российский министр обороны Сергей Шойгу пообещал по дипломатическим каналам проинформировать западных партнеров о маневрах до их начала. И подчеркнул, что военнослужащих и техники будет задействовано значительно меньше, чем на подобных маневрах стран НАТО.
Очевидно, сила армии не в количестве солдат, а в качестве боевой подготовки, состоянии боевого духа и политике правительства. Так, история Второй мировой войны свидетельствует: даже 350 тысяч хорошо оснащенных и вооруженных, но деморализованных британских военнослужащих во французском Дюнкерке — это не войско.
Миф 4: Литва нуждается в усилении американского контингента на время «Запад-2017»
США усилят военное присутствие в Литве на время этих учений. В начале августа еще 450 военнослужащих и 120 единиц боевой техники, включая танки Leopard 2A6 и боевые машины пехоты Marder, прибыли из Германии в Литву, укрепляя основу международного батальона НАТО.
Партнеры беспокоятся совершенно напрасно. Если они за много лет не справились с афганскими талибами, то окажутся тем более бесполезными в случае высокотехнологичной войны в Европе.
В случае боевых действий России с НАТО мы не увидим традиционных фронта и тыла. Вероятнее, войска альянса будут подавлены дистанционно, высокотехнологичным и высокоточным оружием (включая территорию Балтии). США не помогут, потому что и у них (за океаном) начнутся проблемы.
Помнится, Грузия в августе 2008 года тоже надеялась на присутствие американских военнослужащих и оружие стандартов НАТО. Это не помешало России за пять дней реализовать операцию принуждения Грузии к миру. С той поры российская армия лишь нарастила возможности.
Миф 5: российские военные после учений останутся в Белоруссии
Западные СМИ бьют тревогу: «Не задумает ли Россия — огромная соседка Эстонии с непростым характером — под прикрытием учений «Запад-2017» поглотить свою самую близкую пока родственницу Белоруссию, а затем того и гляди перекрыть кислород в виде Сувалкского коридора всем балтийским сестрам — Литве, Латвии и Эстонии».
Между тем на заседании Совета Россия — НАТО на уровне послов представители Москвы 13 июля предоставили западным коллегам необходимую информацию. В том числе перечень задач, которые будут отрабатываться на учениях «Запад-2017», список задействованных полигонов, сведения о численности личного состава, количестве техники и видах вооружений. Из России на территорию Белоруссии прибудут около трех тысяч военнослужащих, 280 единиц военной техники и 28 самолетов. Выполнив задачи учений, войска отправятся в пункты постоянной дислокации, как это было уже много раз.
России незачем оставлять войска в стабильной и дружественной стране, которой пока не угрожает внешняя агрессия.