В начале октября 2018 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и постоянный представитель США при НАТО Кэй Бэйли Хатчисон обвинили Россию в «несоблюдении» Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который был подписан в 1987 году, указав при этом на ракету российского производства «9М729», которая, якобы, представляет собой его «нарушение». При этом в первоначальном заявлении Кэй Бэйли Хатчисон прозвучали даже беспрецедентные военные угрозы в адрес России.
В своих заявлениях оба высокопоставленных деятеля проявили явный непрофессионализм и некомпетентность при понимании данной проблемы.
Во-первых, эта ракета никак не подпадает под ограничения двустороннего акта 1987 года, о чем российская сторона уже неоднократно давала соответствующие разъяснения американским и натовским контрагентам.
Во-вторых, прежде чем критиковать российскую сторону в этом вопросе нужно просто знать минимальные и максимальные параметры полета ракет средней и меньшей дальности, зафиксированные в этом открытом для всеобщего обозрения тексте договора.
В-третьих, от этих официальных представителей требуется хотя бы элементарное знание уже состоявшегося решения Конгресса США о выделении ассигнований на проведение НИОКР по новой американской крылатой ракеты наземного базирования средней дальности в ядерном снаряжении, которую Пентагон намерен развернуть в Европе, что будет являться прямым нарушением договора 1987 года.
В-четвертых, эти ответственные лица не могут не знать, что США уже 94 раза нарушили этот договор, когда на протяжении последних 17 лет они многократно использовали в качестве учебных ракет как раз запрещенные ракеты средней и меньшей дальности при тестировании эффективности их глобальной системы ПРО. Все эти данные имеются в открытом доступе на официальном Интернет-сайте Управления по противоракетной обороне Пентагона. В этой связи уместен вопрос: означает ли это, что США не уничтожили полностью эти ракеты? Не свидетельствует ли это о том, что они тайно произвели подобные ракеты для проведения учений с ударно-боевыми средствами ПРО?
Подлинная причина необоснованных и недоказанных нападок различных западных деятелей на Россию в привязке к Договору РСМД заключается именно в маскировке третьего и четвертого обстоятельств, упомянутых выше. Есть и еще одна цель: с помощью договора 1987 года добиться ликвидации Россией новых перспективных ракет, которые никак не подходят под его определения. Вашингтон уже три раза предпринимал такие попытки: в отношении двух МБР и одной оперативной ракеты, которые не вписываются в договор. Но они провалились. Провалятся и будущие шаги американской стороны в этом направлении
С другой стороны, следует напомнить и некоторые иные обстоятельства, связанные с этим договором.
В процессе его осуществления были уничтожены 1846 советских и 846 американских ракет этих двух классов с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км, а по функциональному предназначению – их баллистические ракеты и крылатые ракеты наземного базирования, оснащенные ядерными боезарядами.
Ликвидировав названные ракеты к лету 1991 года в глобальном масштабе, обе стороны были полностью удовлетворены тем, что они смогли выполнить все положения столь важной двусторонней договоренности. Но, начиная с июня 2012 года, администрация президента Барака Обамы стала практически постоянно обвинять Российскую Федерацию в нарушении этого договора. После победы на выборах президента-республиканца Дональда Трампа эстафетная палочка в этой критике перешла к нему, который в своих необоснованных изысканиях пошел даже дальше, чем его предшественник.
Сохранится ли этот бессрочный договорный акт еще какое-то время или его ждет судьба Договора об ограничении ПРО 1972 года, который пятнадцать лет назад в одностороннем порядке разорвали Соединенные Штаты?
Складывается впечатление, что он действительно может не сохраниться из-за стабильно деструктивной линии, проявляемой американской стороной к этому договорному акту.
Выступая на большой пресс-конференции 14 декабря 2017 года, Президент России Владимир Путин заявил, что США уже фактически вышли из этой договоренности. В чем это проявилось?
Это проявилось в том, что, начиная с 2001 года, Вашингтон приступил к интенсивной проверке эффективности национальной системы ПРО, когда ее ракеты-перехватчики в ходе специальных испытаний стали перехватывать учебные баллистические и крылатые ракеты средней и меньшей дальности, подпадавшие под терминологические определения договора 1987 года. В общей сложности с этого времени и до октября 2018 года Пентагон провел 94 таких испытания, а стало быть, допустил 94 нарушения названной договоренности. Факты и особенности проведения таких испытаний подтверждаются пресс-релизами Управления по ПРО Министерства обороны США. По свидетельству авторитетного американского информационного издания «Джейнс дифенс уикли», в 2018 году подобные испытания Пентагоном будут продолжены. А значит, вновь продолжатся и нарушения Вашингтоном договора «Горбачева-Рейгана».
Нарушения указанного договора также проявятся в случае появления у Соединенных Штатов новой мобильно-грунтовой крылатой ракеты наземного базирования (КРНБ) средней дальности двойного назначения, то есть ракеты, которая может быть оснащена не только обычным осколочно-фугасным боезарядом, но и ядерным. Такая ракета может быть создана довольно в короткие сроки, поскольку американцы не утратили технологии ее производства. Ее можно будет без труда устанавливать в 24 универсальные пусковые установки американской системы ПРО наземного базирования, которые уже стоят на боевом дежурстве на военно-воздушной базе Девеселу в Румынии, а также которые появятся через полтора года в Польше под Редзиково, в районе Слупска, недалеко от Калининградской области России. Там также будут сооружены 24 такие пусковые установки, которые имеют двойное назначение, то есть способны загружать как оборонительные, так и наступательные виды ракетных вооружений.
Внесенный в июне 2017 года в американском Конгрессе проект закона об ассигнованиях на национальную оборону на 2018 год содержал конкретный призыв к разработке специальной программы по созданию новой наземной мобильной КРНБ с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км, то есть полностью подпадающей под пространственные лимиты договора 1987 года. Документы этого высшего американского законодательного органа разрешили администрации Дональда Трампа полностью или частично приостановить его действие, а также развернуть дополнительные средства ПРО в Европе в дополнение к уже размещенным американским противоракетным средствам наземного и морского базирования. Вопрос о «нарушениях» российской стороной Договора о ликвидации РСМД был поднят в обновленном «Обзоре ядерной политики» Дональда Трампа – документе, который излагает место и роль ракетно-ядерных сил в оборонной и внешней политике Соединенных Штатов. По свидетельству американского Интернет-издания «Политико» за 2 августа 2017 года, Конгресс движется в направлении, чтобы заставить Пентагон нарушить договор 1987 года.
Согласованный впоследствии законопроект Палаты представителей и Сената США об ассигнованиях на национальную оборону на 2018 год предусмотрел выделение 58 млн. долларов на разработку такой КРНБ. В пояснительных материалах Конгресса указывается, что Соединенные Штаты имеют юридические основания приостановить выполнение Договора о ликвидации РСМД в целом или частично путем отказа от применения ряда его ключевых статей. 18 июня 2018 года Сенат Конгресса США принял законопроект о бюджете и направлениях политики министерства обороны страны на 2019 финансовый год, который по традиции начинается с 1 октября 2018 года. Общий объем финансирования американского оборонного ведомства определен в 716 млрд. долларов.
Из этой суммы около 617 млрд. предназначены непосредственно Пентагону, а остальная часть – на продолжение военных операций за рубежом. В принятый законопроект также была включена статья, которая позволяет властям страны приостановить участие в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей в связи с приписываемыми России нарушениями данного документа. «В свете материальных нарушений Российской Федерацией Договора о ликвидации РСМД Соединенные Штаты имеют законное право приостановить действие Договора о ликвидации РСМД полностью или частично до тех пор, пока Российская Федерация будет продолжать нарушать этот договор», - говорится в тексте документа.
Белый дом, как отмечалось в американских СМИ, рассматривает три варианта военного ответа на «нарушения» Россией Договора о ликвидации РСМД: развитие оборонительных противоракетных средств; нанесение упреждающего «контрсилового удара» по нарушающим договор вооружениям, а также использование «возможности для ядерного удара по промышленным центрам противника». При этом нельзя забывать, что американские стратегические и тактические ядерные силы сохраняют неизменной наступательную доктрину нанесения первого упреждающего и превентивного ядерного удара по целой группе государств и безо всяких ограничений наращивают потенциал глобальной противоракетной инфраструктуры. В американском Конгрессе одновременно прозвучали предложения передать союзникам США по Североатлантическому союзу, не связанным обязательствами по договору 1987 года, передовые ракетные технологии или разместить на их территории новые баллистические и крылатые ракеты наземного базирования как это было несколько десятков лет назад.
Кроме того, в своем подходе к проблематике ракет средней и меньшей дальности российская сторона не может не учитывать, что под их терминологические определения подпадают американские тяжелые беспилотные летательные аппараты, способные нести на борту ракеты различного класса и предназначения.
Москва принимает во внимание и готовность США использовать в перспективе пусковые установки американских оперативных баз ПРО в Румынии и Польше под загрузку гиперзвуковых ударно-боевых ракетных средств большой дальности, создаваемых в рамках стратегии нанесения «молниеносного глобального удара».
С другой стороны, уже на протяжении многих лет Вашингтон так и не доказал того факта, что Россия каким-то образом нарушила этот договорный акт. Подобные обвинения распространяются им для того, чтобы скрыть собственные нарушения договора 1987 года и приготовления к его качественно новым нарушениям.
Что касается российской стороны, то она действительно ни разу не нарушила названный договор и не намерена выходить из него первой.
В Российской Федерации считают, что неблагополучная ситуация, возникшая в связи с фактическим и многократным несоблюдением Договора о ликвидации РСМД американской стороной, усиливает продолжающийся процесс планомерного и методичного расшатывания Вашингтоном системы глобальной стратегической стабильности и международной безопасности. Готовность Конгресса США финансировать разработку новой КРНБ средней дальности и попытка заблокировать перспективную российскую МБР «Рубеж» с помощью договора 1987 года, не имеющего к ней никакого отношения, является одной из главных причин пустых и путаных претензий Вашингтона к Москве по этой проблеме.
Россия по-прежнему готова вести честный и предметный диалог с американской стороной для того, чтобы снимать любые озабоченности в области контроля над вооружениями, включая озабоченности, касающиеся Договора о ликвидации РСМД. Такой диалог можно и нужно вести в рамках Специальной контрольной комиссии по этому договору и на отдельных встречах официальных представителей сторон, посвященных стратегической стабильности и актуальным проблемам в области контроля над вооружениями, но без дутых обвинений. На состоявшейся в середине декабря 2017 года в Женеве 31-ой сессии участники обозначенной комиссии (представители России и США, а также делегации Беларуси, Казахстана и Украины) заявили, что они «будут работать над его сохранением и укреплением». Но, как говорят, слова словами, а дела делами. Это относится исключительно к американской стороне.
Не представляет никакого интереса для России предложение ряда американских конгрессменов и представителей академических кругов договориться о проведении инспекций на местах между Москвой и Вашингтоном дополнительно к этому договору, поскольку, мол, ранее согласованный инспекционный механизм сторонами был полностью использован. Но нужны не новые инспекции, а полное выполнение этого договора американской стороной.
Но с другой стороны, можно было бы вернуться к предложению выработать многосторонний договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности или, по крайней мере, ввести ограничения на их максимальные пределы с учетом того, что 32 государства имеют возможности для их производства. Но США отказываются от реализации этой идеи, хотя ранее поддерживали ее. Представляется, что будет непросто уговорить и многие государства из этого списка присоединиться к такому «расширенному» договору.
Владимир Путин, как российский Президент и Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России, сделал несколько заявлений о принципиальной важности относительно договора 1987 года. Это состоялось в ходе его выступлений на заседании Валдайского дискуссионного клуба в 2016 и 2017 годах. В них отражались две простые мысли, два ясных политических послания нынешней американской администрации.
В первом случае Владимир Путин заявил о приверженности России этому договорному акту и о желании придать ему многосторонний характер. Во втором – он подчеркнул, что Москва всегда выполняла и впредь будет выполнять данный договор. Но одновременно им было четко заявлено, что если Вашингтон выйдет из него, то российская сторона даст на это незамедлительный и зеркальный ответ.