Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению, наезд в соцсетях Дмитрия Медведева на президента Украины Владимира Зеленского («Нелепая опереточная фигурка в зелёной засаленной футболке зависит на 1000% от натовского оружия и западных денег. Это существо даже не клоун уже, а просто цирковая собачка, пудель у ног дрессировщика») может быть признан справедливым по существу и даже оправданным по форме. Рассудок восстает, однако, против того, что Медведев как бы указывает на политическую неполноценность исходной профессии Зеленского, который, как мы знаем, является актером.
Товарищи братья по разуму и дорогие инвалиды умственного труда – но ведь сегодня востребованность лицедейства главная примета времени. Не каждая кухарка или юрист может управлять государством, а каждый актер – пожалуйста! Почему? На это замечательно ответил Заслуженный артист Российской Федерации и четвертый губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов: «Рожа красная, издалека видать!». Ты, адвокат Обама с нечеткой национальностью, сначала выучись на актера, научись публике глазки строить, а потом уже претендуй на кресло президента самой могущественной державы мира. А Зеленскому учиться и не надо было, у него рожа уже была красная!
Всем этим печально-забавным обстоятельствам есть несколько исторических объяснений, лежащих в сфере трансформации западного общества из состояния модерна в постмодерн.
1. Уничижительное (неуважительное) отношение к политической практике к концу ХХ века стало мировым трендом. По-своему забавен и многозначителен следующий исторический эпизод. Легендарный ректор Ростовского-на-Дону университета, крупный советский ученый-химик Юрий Жданов, сын известного советского партийного деятеля Андрея Жданова, вспоминал в мемуарах, как в 1939 году его, 20-летнего студента МГУ, как-то позвали к университетскому телефону. На другом конце провода зазвучал узнаваемый из-за характерного грузинского акцента голос кремлевского друга семьи: «Я слышал, вы много занимаетесь в университете общественной работой. Политика — грязное дело. Нам химики нужны». Кремлевский горец подразумевал, что политика это тяжелая, малоприятная и опасная профессия, смысл которой состоит, тем не менее, в том, чтобы двинуть народы, массы, общество и т.д. в некое реализуемое и осмысленное светлое будущее. А там можно и на Голгофу. Политики брались привнести в жизнь идеал и спасение. Сегодня политика – это способность дать молодежи (активному поколению) гарантии жить в богодельне для молодых престарелых с приличным пансионом. Гениальный Владимир Владимирович Маяковский (Vladimir Mayakovskij) все это предвидел:
Мы только мошки,
мы ждем кормежки.
Закройте,
время,
вашу пасть!
Мы обыватели -
нас обувайте вы,
и мы
уже
за вашу власть.
Так что теперь Овальный кабинет Белого дома это, по сути, кабинет заведующего домом отдыха американцев от Америки, а Владимир Александрович Зеленский, в отличие от старомодного и убиенного евреями за учиненные зверства политика (семинариста, историка, конспиратора и пр.) Симона Васильевича Петлюры не предложит украинцам умирать за спасение Европы от коммунизма, а будет артикулированно просить их (украинцев) понять ситуацию, потерпеть и войти в Европу как настоящие, полноценные европейцы, получить европейство как награду за терпение и муки. Вот тут, как в кино, все и случится: общечеловеки «…паренька приметили, // Руку дружбы подали, повели с собой, // Девушки пригожие тихой песней встретили…». Ну, и как минимум, раздали всем лабутены и организовали фастфуд: галушки сами через сметану прыгают в рот. Это только проклятые комуняки-москали геноцид украинцев через труд предлагали: «И в забой (не в Европу – Авт.) отправился парень молодой!».
2. Приметой нынешнего «времени с закрытой пастью» является бурный расцвет креативной экономики (термин появился только в 2000 г). Креативные индустрии основаны на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. Мировая капитализация креативных индустрий к 2019 г. составила 2,3 трлн долл. Это примерно равно уровню капитализации рынков акций такой страны как Германия в этом же году (2,1 трлн долл.). На сегодняшний момент к креативной индустрии относят прежде всего кинематограф, телевидение, радио, книгоиздание, фото, музыку, рекламу, театральное искусство, компьютерные игры. Имеет смысл включать в список и современный спорт, поскольку его функция как коммерциализированного зрелища стала самодавлеющей, превратив в анахронизм идею достижения индивидуального физического совершенства и здорового образа жизни. В общем, весь спорт - театр, все спортсмены - актёры. Надо уметь красиво корчится от боли на футбольном газоне, когда на футболиста и окружающую рекламу смотрят миллиарды телезрителей. Оператор! Держи картинку! Новый Гамлет рождается! Считай, так и появился креативный класса. Ныне этот класс экономически окреп, начинает серьезно самоорганизовываться для отстаивания своих интересов, сращивается с политикой, в том числе за счет репрезентации закулисных политических групп. Типичные примеры – президентские легислатуры актеров кино Рональжа Рейгана (США) и Зеленского (Украина), губернаторская должность киноактера Арнольда Шварценейгера (шт. Калифорния, США). Имеет место активное стремление представителей творческих профессий попасть в органы законодательной власти, в том числе и у нас.
3. Здесь и пора внести ясность в ситуацию. Если экономика цифровая, то и у власти находятся цифровые бароны. Если экономика креативная – то у власти клоуны. Так что Зеленский подготовлен и назначен президентом Украины в полном соответствии с бытием, которое определяет сознание. Конечно, он не Рональд Рейган, который все-таки имел большой опыт политической работы, но кого надо он устраивает. Цифровики, реально осчастливившие человечество эффективной системой массовой коммуникации (они ребята мудрые), глядят на конкурентов-клоунов с некоторой брезгливостью. Тут на днях Билл Гейтс назвал правительство Украины одним из худших в мире. Вот ведь умный человек, очки носит, а говорит банальности. Деньги, нефть, оружие, хлеб, железная дорога, массовая коммуникация – это материальное. А массовая культура это мир виртуальный, здесь не Гражданские войны, а Звездные войны. Погружение человечества в виртуальность привело к тому, что креативный класс и в качестве субъекта нациестроительства и в качестве укрепителя духовности, и в качестве генератора идей для развития гражданского общества, и в качестве образца высокого профессионализма и ответственности заведомо переоценивается. Кейс Зеленского это повод поставить вопрос о необходимости создания контура политического контроля за функционированием этого класса, сузить рамки допустимого самопиара и самовосхваления, которые неоправданно расширены за счет практически монопольного доступа к возможностям системы массовой коммуникации и массовой информации. Цель всего этого – создание системы обеспечения культурной безопасности нации, хотя бы по примеру работы по укреплению военной, информационной или продовольственной безопасности. Кто-то может сказать: «Это что, речь идет о создании культурной жандармерии?!». Ответим на это твердым «Да!». Иначе следующим условным президентом России станет условная Алла Пугачева.