Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Огромное число комментариев собрала встреча президента США Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина. Внесем и мы свою лепту, обратив внимание уважаемых читателей на некоторые детали, которые, на наш взгляд, стали важнейшими.
Китайский лидер заранее определил свой прилет в Сан-Франциско прежде всего как посещение саммита лидеров форума АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), попутно - официальный визит в Соединенные Штаты. Именно в таком порядке.
Хотя Байден был вынужден согласиться с этим форматом, тем не менее, за сутки до официального открытия саммита АТЭС он провел подробные переговоры с прибывшим товарищем Си, в том числе, и один на один – во время прогулки по дорожкам парка в поместье Филоли. Говорят, что общаться им помогли наушники с синхронным переводом, так что и этот «приватный разговор» оказался «под запись», то есть, он был не столь «секретным» – «с глазу на глаз», как кому-то привиделось со стороны, мол, «приватно договариваются о чем-то»… Как говорится, «информация вышедшая есть информация ушедшая…»
Но это – антураж, а что касается содержания переговоров, то, как видно из некоторых фраз, брошенных обоими лидерами, они обсудили несколько важнейших для себя проблем: срочное торможение военного обострения двух держав вокруг Тайваня; определение границ предпочтительных рынков для двух крупнейших мировых экономик; а также предотвращение «Опиумной войны 2.0», которая началась после масштабных поставок в США через Мексику нового наркотика под названием «фентанил». Разберем эти темы.
Тайвань. Байден на встрече с Си Цзиньпином четко сказал: «США и Китай должны убедиться, что соперничество не приведет к конфликту». Для США в целом, и для Байдена, в частности, военное столкновение из-за Тайваня сейчас разом не нужно. Вернее так – США хотят сохранить Тайвань под своим контролем и не отдавать его Китаю, как политический рычаг, влияющий на Пекин. Но именно в данных обстоятельствах они не могут себе позволить военный конфликт против Китая в Тихоокеанских водах. На вашингтонском руководстве тяжкими финансовыми и организационными гирями висят уже две войны – на Украине и в Секторе Газа. Поэтому третий район боев для Пентагона и в Белого дома – это смертельный номер. Три войны США в своем нынешнем состоянии никак не вынесут.
Да ещё на носу выборы президента США, и демократам совсем не нужно очередное фиаско. У них есть на руках «украинский кейс», к списыванию которого в Вашингтоне уже морально подготовились, да плюс – затягивание боев Израиля против ХАМАС с перспективой расширения бойни на более широкие территории требует всевозрастающего американского вмешательства, совершенно им не нужного. Эти два кризиса никак не располагают Байдена и его команду к обострению ещё и вокруг Тайваня. И Байден здесь берет паузу, а потом публично подтверждает её в своей неожиданной статье в «Вашингтон пост», опубликованной спустя считанные часы после разговора с Си, где пишет только об Украине, и только об Израиле. Тайвань пока отложен и «забыт».
И для Си это – хорошая новость. Он просто расцвел, услышав это из уст Байдена, и облегченно подтвердил: возможный конфликт повлек бы за собой «невыносимые последствия» для обеих стран. Другими словами, на ближайшую перспективу на Тихом океане должен быть мир. Возможно, это – самое главное, что сейчас можно вынести из саммита США-КНР.
Второй момент. Си на встрече с Байденом говорил много. Китайская пресса подробно изложила его речь, и пересказывать её не будем. Только обратим внимание на одну цитату, которая дает возможность утверждать, что вторым главным вопросом переговоров стал вопрос о мировой торговле, и о том, кто будет доминировать на конкретных рынках. В разделе рынков по принципу «это – вам, это – нам, а здесь поборемся» китайцы особо заинтересованы. Видно, например, что Европу они готовы отдать американцам, Африку и Азию оставить себе, а в Латинской Америке «побороться». И вот Си произносит фразу, которая много объясняет: «Мир достаточно велик для процветания обеих стран». Назовем это «приглашением к торгово-экономическому Пакту Си-Байдена».
Кстати, реакция США на такое предложение превзошла, как представляется, все возможные рамки – американцы в восторге! Вы не верите? Тогда обратите внимание на два события, произошедших в ходе визита Си. Первое по значению: в зале саммита АТЭС, прямо в присутствии всех участников – глав государств и правительств – и под их удивленные взоры Байден вдруг бросился к Си, стал его обнимать за плечо и трясти руку, как, извините, младший партнер, как проситель. Только что не полез лобызаться! И это у всех на глазах. Публично. Спустя сутки после их приватных переговоров. Как будто до Байдена что-то дошло, что- то важное он понял.
И второе важное обстоятельство. Если открутить время на сутки назад, то мы вспомним, как в Сан-Франциско состоялось мероприятие, которое не могло не произвести впечатление на администрацию Байдена и лично на POTUSа: крупнейшие бизнесмены США стоя приветствовали овацией китайского руководителя на званом ужине в его честь! Пока журналисты удивлялись, почему Си с Байденом не провели общую пресс-конференцию – Байден вышел к прессе один, в это же самое время толпа – не преувеличиваю! – толпа американских «капитанов экономики» ломилась на званый ужин с китайским гостем. «Деловой совет США-КНР» и «Национальный комитет по американо-китайским отношениям» продали 400 билетов на участие в застолье по цене 40 тысяч долларов за трапезу, но на всех мест за столами все равно не хватило – вне зала остались десятки «безбилетников». А на вечере, между тем, с товарищем Си фоткались «счастливчики», среди которых были замечены Элон Маск («Tesla»), Тим Кук («Apple»), Рэй Далио («Bridgewater Associates»), руководители NIKE, «Pfizer», «Qualcomm», «Mastercard» и другие весьма заинтересованные в китайском рынке лица… Крупнейшие капиталисты стали в очередь для фото с главным коммунистом планеты по той причине, что за ним – полтора миллиарда потенциальных потребителей их товарной массы! Конвергенция в чистом виде…
Как отметила местная пресса, это стало «демонстраций несогласия большого бизнеса с антикитайской стратегией американских властей, которая ведет две крупнейшие экономики мира к фронтальному столкновению». Хозяева и топ-менеджеры ведущих мировых компаний стоя рукоплескали китайскому гостю, и это, наверняка, произвело столь мощное впечатление на команду Байдена, что он на следующих день сам пошел с поклоном ручкаться с товарищем Си, демонстрируя всему саммиту АТЭС, кто в зале лицо №1.
Ещё бы! Американский бизнес делает, благодаря Китаю, сотни миллиардов долларов – по прошлому году цифра товарооборота в районе 700 миллиардов, и бизнес слышат слова товарища Си, который на ужине произнес: «Если мы рассматриваем друг друга как крупнейшего соперника, как главный геополитический вызов и постоянно растущую угрозу, то это неизбежно приведет к плохой политике, плохим действиям и плохим последствиям. Китай хочет быть партнером и другом Америки… В мире происходи грандиозные перемены, каких не было в течение 100 лет. И от Вашингтона и Пекина сейчас зависит будущее – наше взаимодействие или наша конфронтация». И, как полагаете, – что выберет бизнес из этой альтернативы? Так что, мир на Тихом океане – это новые сотни миллиардов прибылей, а с учетом кризисных явлений в американской экономике, отказываться от такого счастья никто в здравом уме не станет. Так что, Байден получил в лице собственного бизнеса мощный – уже экономический – тормоз на пути военного обострения с Китаем.
И, наконец, третья тема, выставленная на переговоры Байденом, которая очень беспокоит американцев – и не только самого президента, но и его избирателей. В последнее время из Китая в США пошел валом, через Мексику, наркотик фентанил, косящий американцев. По большому счету, в США прилетел бумеранг «опиумных войн», потрясших население и экономику Поднебесной в XIX веке. С некоторых пор в сторону США открылся мощнейший поток новых наркотиков под названием «фентанил». Как пишет сейчас местная пресса, массовый экспорт фентанила из Китая через Мексику уже привёл к сотням тысяч смертей и экономическим потерям в Соединённых Штатах на миллиарды долларов. Управление по борьбе с наркотиками (DEA) изъяло более 200 кг прекурсоров фентанила — количество, достаточное, чтобы убить 25 миллионов человек.
По итогам визита Си Цзиньпина в Сан-Франциско можно сделать ещё один вывод помимо утверждения о том, что войны между США и Китаем в ближайшее время, во всяком случае, не произойдет. Этот вывод таков: США открывают новую-старую главу в своих «играх с Поднебесной». Главу имени «Киссинджера», который в начале 1970-х годов высказал идею о том, что «отношения США с СССР и с Китаем по отдельности должны быть более крепкими, чем их отношения между собой, поскольку в этом случае США сохранят лидерство в международных отношениях». Реверанс Байдена перед Си на глазах удивленной и восхищенной публики саммита АТЭС – это, возможно, резкий разворот к той самой формуле Киссинджера.
И в заключение одно наблюдение. Почему Байден опять назвал Си «диктатором»? На наш взгляд этот термин в устах Байдена никак не относится к системе управления в Китае. Тогда бы Байден в своей излюбленной манере и в своем привычном лексиконе говорил бы, что «Си – автократ». А тут «диктатор». И вот о чем подумалось: а не в том ли дело, что Си уже который раз четко и жестко формулирует свои интересы на переговорах с американцами. Те, к такому обращению не привыкли – вот Байден и называет Си «диктатором» по той причине, что Си «диктует свои требования». И при этом сейчас Си получил главное – мир на Тихом океане на ближайшую перспективу.