Назначение на пост Верховного Главнокомандующего КНДР Ким Чен Ына через семь дней после объявлении о смерти Ким Чен Ира положило начало формализации его статуса как нового лидера КНДР. Что можно сказать о неё и будущем возглавляемой им страны.
Обстоятельства, которые так рано привели Ким Чен Ына к власти, сформировали серьёзный вызов и для него, и для страны. Много теперь будет зависеть от его личных способностей, волевых качеств и т. д. Да, конечно, Ким Чен Ын очень молод и явно недостаточно опытен в искусстве управления государством. В официальном статусе наследника провёл чуть больше года. Но за это время в качестве главного помощника отца он успел не мало и, что очень важно, не совершил видимых ошибок. Главное, народ воспринял его как наследника. Многие простые северокорейцы, в частности, подчёркивали, в том числе, в разговорах и с автором этих строк, что им весьма импонирует тот факт, что даже внешне Ким Чен Ын похож на своего деда, "великого вождя" Ким Ир Сена.
Очевидно, что, по меньшей мере, на начальном этапе самостоятельной деятельности ему будут серьёзно помогать "старшие товарищи", отцовская старая гвардия. Но это не означает, что он станет не самостоятельной фигурой, номинальным руководителем.
В этой связи уместно отметить, что сочетание лидерского и коллективного начала в руководстве КНДР вполне традиционно, хотя, соотношение этих элементов подвижно и меняется под воздействием совокупности факторов. Ведь, вспомним, даже Ким Ир Сен не всегда (на начальных этапах) был первым лицом в партии и государстве и никогда, в том числе, и на пике своей активности ни Ким Ир Сен, ни Ким Чен Ир не игнорировали роль коллективных органов управления: Государственного комитета обороны, ЦК ТПК и т. д.
Что касается распространенных на Западе ожиданий внутреннего хаоса, раскола и борьбы за власть внутри политической элиты, то, как нам представляется, они беспочвенны. Для любого объективного наблюдателя очевидно, что внутриполитическая ситуация в стране стабильна, организованные оппозиция и протестные проявления отсутствуют.
Не способствует появлению фракционности и фактор внешней угрозы. В Пхеньяне прекрасно знают о стратегии его оппонентов, направленной на смену режима в КНДР, в том числе, внимательно отслеживают приготовления и модификации военных планов действий для условий чрезвычайных обстоятельств на Корейском полуострове, под разряд которых подпадает и внезапная смерть лидера в КНДР, разрабатываемых в рамках американо-южнокорейского союза. Недавние события в Ливии и судьба Муаммар Каддафи стала для северян ещё одним наглядным уроком, того, как Запад поступает с непокорными противниками.
Таким образом, политическая элита Северной Кореи, равно как и многочисленная политически активная часть общества не испытывают никаких иллюзий относительно свое собственной участи, включая физическое выживание в случае торжества политики "смены режима". И это сильнее любых идеологических установок заставляет её сплачиваться вокруг вождя и купировать в зародыше внутренние разногласия.
Наш анализ приводит к выводу, что, по меньшей мере, в кратко-среднесрочной перспективе в КНДР сохранится преемственность внутренней и внешней политики. Молодой вождь, скорее всего, будет демонстрировать приверженность наследию и заветам отца. Это, в том числе, означает, что подходы Пхеньяна к важнейшим внешнеполитическим направлениям, к числу наиболее важных для нас среди которых относятся российско-северокорейские отношения и шестисторонние переговоры по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова, останутся неизменными.
Последние события в КНДР поставили Запад перед дилеммой. С одной стороны, консерваторы испытывают сильный соблазн использовать замену сильного лидера Ким Чен Ира неопытным молодым сыном для активизации политики "смены режима".
С другой стороны, возникла возможность открыть новую страницу в межгосударственных отношениях, завязать личные позитивные контакты с молодым руководителем КНДР. Представляется, что наиболее активную роль здесь могли бы сыграть США. В арсенале их внешнеполитических действий традиционно существует практика одновременной разработки альтернативных сценариев и способность к быстрому развороту на 180 градусов. Достаточно вспомнить заключение Рамочного соглашения США-КНДР в 1994 г. сразу после смерти Ким Ир Сена, переведшее двусторонние отношения из состояния на грани войны в фазу продуктивного сотрудничества. Нечто подобное повторил и Джордж Буш – младший в 2007 году.
В последние дни госсекретарь США Хиллари Клинтон проводила интенсивные консультации с партнёрами всех соседних с КНДР стран. Состоялось несколько её телефонных разговоров с министрами иностранных дел России и Китая. Содержание бесед нам неизвестно. Можно предположить, что Вашингтон пытался заручиться хотя бы молчаливой поддержкой планов по смене режима. Если это так, то навряд ли такие усилия увенчались успехом.
Но можно допустить и другое предположение. Памятуя о смелых и неожиданных инициативах, в том числе, недавнем визите Клинтон в Бирму, которую Вашингтон долгое время третировал как одного из главных "изгоев" в современном мире, нельзя исключить возможность подготовки такого же революционного прорыва и на северокорейском направлении (ведь прецедент существует – её предшественница Мадлен Олбрайт была в Пхеньяне в 2000 г.). Во всяком случае, возник шанс для того, чтобы переломить тупиковую ситуацию в американо-северокорейских и межкорейских отношениях. В любом случае развитие событий обещает быть интересным.