Еще год назад японо-южнокорейские отношения расценивались наблюдателями как чуть ли не лучшие за всю историю двух государств с уверенной тенденцией к дальнейшему прогрессу. Сегодня от этих оптимистических настроений и ожиданий не осталось и следа. Причиной тому стал мощный рецидив обоюдных притязаний на несколько скал в Японском море, которое корейцы называют Восточным.
Параллельно со вспышкой кризиса вокруг территориального спора между КНР и Японией резко обострился и давний японо-южнокорейский диспут относительно принадлежности островов Токто (корейское название) - Такэсима (японское название). Напомним, что в случае с архипелагом Сенкаку (Дяоюйдао – кит.) над ним административный контроль осуществляется Японией, а острова Токто находятся под суверенитетом РК. Символическими пиками этих противостояний стали первое в истории посещение президентом Южной Кореи Ли Мен Баком Токто 10-го августа 2012 г. и высадка 14 китайских активистов, жителей Гонконга на Сенкаку 15 августа того же года. Кстати, относительно решительного шага главы РК у ряда наблюдателей сложилось ощущение, что он мог в определенной степени стать результатом демонстрационного эффекта визитов Дмитрия Медведева на южно-Курильские острова в ноябре 2012 г. в ранге президента России и в июле 2012 г. – премьер-министра, также впервые в советско-российской истории. Руководство на месте этими окраинными территориями, осуществленное российским высшим должностным лицом с острова Кунашир, также вызвало протесты японских властей, но не привело к кризису двусторонних отношений.
Естественно, возникает вопрос, каковы же движущие силы, единовременно пробудившие дремлющие территориальные споры, на протяжении послевоенных десятилетий существующие у Токио со всеми тремя (или четырьмя, если выделять притязания Пекина и Тайбэя на острова Дяоюйдао в самостоятельные треки) дальневосточными соседями, и мгновенно раскрутившие их до состояния политического цунами.
Один из важных внешних факторов, влияющих на рассматриваемые процессы, стратегию возвращения США в АТР я уже упомянул. Но есть и глубинные внутренние причины. В числе первых, среди них называется всплеск национализма во всех конфликтующих странах. В этой связи исследователи, прежде всего, выделяют проявившуюся в последние годы тенденцию последовательного роста влияния правонационалистических сил в японском обществе и политике.
Соседей страны восходящего солнца всерьез тревожит нарастание экстремистских настроений и перерастание пассивного национализма в "агрессивный империализм". На фоне ослабления авторитета правящей демократической партии (ДПЯ) в результате катастрофы АЭС Фукусима в марте 2011г. и не очень эффективных действий властей по преодолению ее последствий происходит быстрая консолидация "новых правых сил", недавно получивших название "Хасизм" на базе сочетания имени одного из ведущих лидеров "правых" мэра города Осака Тору Хасимото и термина "фашизм". Среди главных причин, способствующих росту националистических настроений, аналитики называют нервозную реакцию японцев на бурный рост Китая и ослабление доверия к надежности американо-японского военного союза, твердости оборонительных гарантий Вашингтона, вызванное недавней жесткой полемикой между бывшим лидером ДПЯ Юкио Хатояма и Пентагоном по вопросу, так и несостоявшейся передислокации базы ВВС США Футенма с острова Окинава. Эти и другие трения в японо-американских отношениях подстегнули дискуссии по поводу необходимости кардинального укрепления японских сил самообороны и нарастание жесткости в риторике, адресованной дальневосточным соседям.
Нынешний 2012 г. был отмечен рядом провокационных выпадов, сделанных, хотя и не членами правительства, но представителями политической элиты. Так, в феврале мэр города Нагоя Такаши Кавамура выступил с публичным отрицанием факта резни в китайском Нанкине, устроенной японской армией в 1937 г., вследствие чего Нанкин расторг побратимские связи с японскими партнерским городом, а вице-премьер КНР Ли Кесянь отменил визит в Токио.
А в апреле известный националист мэр столицы Синтаро Исихара объявил об уже упоминавшихся планах национализировать острова Сенкаку
Не способствовала дружеским чувствам и созданная мэром Осаки правонационалистическая "Ассоциация реставрации" (Hashimoto’s Osaka no Kai - Restoration Association), выступившая с оскорбительными заявлениями в адрес Южной Кореи, утверждая, что "Япония ничего не должна Корее" и "диктатура" в период колониального управления "была необходима". Более того, категорически отвергая базовые "безъядерные" принципы японского правительства, эта Ассоциация ратует за то, чтобы сдерживать угрозы со стороны соседей ядерным оружием.
Правые жестко раскритиковали, по их мнению, "мягкотелые", "раболепствующие" действия своего правительства, которое в целях не разжигать еще больше конфликт с Китаем, ограничилось высылкой как "незаконных иммигрантов" активистов из Гонконга, которые не только высадились на спорных островах, но и оказали активное сопротивление военнослужащим японской береговой охраны, забрасывая их кирпичами и металлическими болтами. В результате уровень поддержки кабинета Есихико Нода среди населения страны обрушился на 30 % .
В настоящее время происходит институционализация и организационная структуризация правых сил. Теперь уже бывший мэр Токио С. Исихара создает свою политическую партию, которая наряду с осакской "Ассоциацией реставрации" намерена участвовать в грядущих выборах в парламент страны. При этом наблюдатели, хотя и не переоценивают их шансы на победу, предсказывают существенное расширение их присутствия в политическом ландшафте страны, что будет способствовать дальнейшему дрейфу страны в сторону консервативного национализма.
На этом фоне становятся более понятными причины нынешнего обострения территориального спора между Токио и Сеулом. Южная Корея, как известно, также как и ряд других восточноазиатских стран, активно протестует против издания в стране восходящего солнца школьных учебников и других действий, искажающих историю и обеляющих военные преступления милитаристской Японии. Тем более сильный взрыв негодования вызвало одобрение Токио в начале 2012 г. новых учебников для старшеклассников, в которых утверждается, что РК незаконно оккупирует острова Токто.
Справедливости ради необходимо отметить, что и южнокорейские власти вносят свою лепту в разогревание конфликтной ситуации. На заключительном этапе президентской карьеры Ли Мен Бак, видимо, решил хоть как-то восстановить свой имидж внутри страны на путях активного разыгрывания националистической карты. Его внешнеполитический актив не блещет. На центральном направлении – отношениях с КНДР – полное фиаско. Они находятся в катастрофическом состоянии. Вся инфраструктура сотрудничества, созданная предшественниками, полностью разрушена, а амбициозные, но беспочвенные планы на путях изоляции и уничтожения Северной Кореи, добиться ее краха и поглощения Югом провалились. Отношения с экономическим партнером – Китаем осложнились и т. д. Плюс к этому произошло падение рейтинга президента из-за череды арестов и отставок по подозрению в финансовых преступлениях, в том числе - его родного брата и ближайших сподвижников.
И вот вопреки усилиям первых лет президентства, направленных на подъем сотрудничества с Японией в немалой степени на антисеверокорейской и даже антикитайской основе в духе идеологической солидарности, определяемой принадлежностью к военным союзникам США, на излете своего пребывания в Голубом доме Ли Мен Бак пошел на жесткое обострение отношений с Токио. Демонстрационный визит на острова Токто в августе с. г., стал кульминацией соответствующей схемы действий. Попутно отметим, что этот шаг наряду с посещением в октябре острова Енпхендо, ставшего в 2010 г. ареной артиллерийской дуэли с Северной Кореей, видимо, призваны оставить в памяти южнокорейцев образ Ли Мен Бака как непреклонного защитника территориальной целостности государства.
Еще в декабре 2011 в ходе саммита президент РК потребовал от японского премьер-министра решения проблемы "сексуальных рабынь" (кореянок, насильно рекрутированных в бордели японской армии в период II-й Мировой войны), на что со стороны премьера Нода последовало контртребование – убрать "монумент мира" (скульптура девушки – символ этой трагедии), возведенный напротив японского посольства в Сеуле, а со стороны националистов – упоминавшееся утверждение, что "Япония ничего не должна Корее".
Нынешнее обострение двусторонних отношений зашло дальше, чем в предшествующих аналогичных ситуациях. Сеул принес в жертву даже уже полностью подготовленное "Соглашение об обмене основной военной информацией" с Японией, призванное вывести сотрудничество в оборонной области на небывалую ранее высоту, отказавшись в последнюю минуту (29 июня 2012 г.) его подписать. Такой демарш вызвал нескрываемое раздражение и досаду Вашингтона, столь много сделавшего для сближения своих двух ключевых союзников в Восточной Азии и укрепления инфраструктуры трехстороннего военного стратегического сотрудничества.
В отличие от предшествующих периодов обострения исторических и территориальных споров на этот раз впервые конфликт затронул сердцевину двусторонних отношений – экономическое сотрудничество. Страдает реальный сектор экономики: во второй половине с. г. сократился объем японских инвестиций в экономику РК, замедлились темпы взаимной торговли и туризма, банк Сумитомо-Мицуи отменил предоставление корейским партнерам ряда уже согласованных финансовых услуг. Антикорейские настроения среди японских СМИ и общественности оказались настолько высоки, что национальное телевидение прервало показ чрезвычайно популярных в последние годы среди японцев корейских телесериалов. На этот раз жертвой стала теледрама "Человек, называемый Богом". И все потому, что корейская кинозвезда, исполняющая роль главного героя, Сун Иль Кук принял участие в эстафетном заплыве на остров Токто. Сейчас в Южной Корее проводится широкая серия подобных мероприятий, призванных мобилизовать патриотические чувства граждан. Так, почти во всех населенных пунктах установлены указатели, информирующие о точном расстоянии от данной точки до оспариваемых Японией островов.
В итоге на сегодняшний день мы имеем, весьма драматическую и противоречивую картину. Одновременно, но с различной силой вспыхнули все территориальные конфликты, которые Япония имеет с соседними государствами: РК, КНР и Тайвань, Россия. На этой основе некоторые обозреватели даже допускают перспективу формирования единого антияпонского фронта в составе вышеотмеченных стран, возникновения, направленного против Токио "треугольника": КНР – Корея (РК и КНДР) – Россия, который вытеснит реально существующий "треугольник": США – Япония – Южная Корея. Нам представляется, что такие смелые прогнозы и эффектные построения все-таки недостаточно обоснованы и маловероятны.
В сложной палитре претензий и контртребований участников рассматриваемых территориальных споров очерчиваются некоторые тенденции и закономерности. Государства, реально контролирующие территории, стремятся обсуждать спорные вопросы в двустороннем формате, а страны, претендующие на острова, предлагают интернационализировать эти проблемы. В наиболее противоречивом положении находится Япония. В случае с островами Токто, она предлагает передать этот вопрос в Международный суд ООН, а в случае с архипелагом Сенкаку аналогичное китайское предложение отвергает.
Более существенным нам представляется тот факт, что в подходах российской и китайской стороны прослеживается сходная аргументация, хотя исходные позиции и различаются: Москва Южными Курилами владеет, а Пекин (и Тайбэй) Дяоюйдао – нет. Тем не менее, в обоих случаях стороны главным аргументом выдвигают требование уважать принцип незыблемости границ, установленных по итогам II-й Мировой войны и апеллируют к соответствующим решениям держав-победителей, зафиксированных в Каирской, Ялтинской и Потсдамской декларациях. Япония же их не признает, ссылаясь на то, что не участвовала в работе данных форумов. Тезис, по меньшей мере, удивительный, учитывая то, что в тот период она воевала против архитекторов послевоенного устройства мира, была ими побеждена и в итоге подписала Пакт о безоговорочной капитуляции. При этом Токио основывает свою позицию на итогах Сан-Францисской мирной конференции 1951 г., в подписании заключительных документов которой не принимали участие ни СССР, ни КНР, ни КНДР, ни даже Тайвань, в силу развернувшейся в тот период Холодной войны. Одной из главных причин, почему Москва отказалась подписывать Сан-Францисский договор, была вопиющая несправедливость, заключающаяся в том, что на Форум, посвященный подведению итогов Тихоокеанской войны и определения ответственности главного агрессора в ней, милитаристской Японии, объемов компенсаций, репараций и т.д., которые последняя должна была выплатить пострадавшим и победителям, не пригласили основных жертв этой агрессии, законных представителей китайского и корейского народов в лице КНР и КНДР.
Конечно, юристы и историки всех заинтересованных стран могут спорить бесконечно по поводу принадлежности оспариваемых островов, приводя многочисленные доводы, но все-таки принцип нерушимости итогов II-й Мировой войны представляется основополагающим. Вместе с тем, современные политические реалии таковы, что революционные решения описываемых территориальных споров в виде изменения существующих границ, по меньшей мере, в близкой перспективе не просматриваются. Поэтому рано или поздно среди участников нынешней острой полемики, скорее всего, возобладают соображения здравого смысла и прагматизма, основывающиеся на приоритете обеспечения экономического сотрудничества, тесно связывающего, прежде всего, большую восточноазиатскую тройку: КНР – Япония – РК.
К сожалению нельзя полностью исключать и развитие негативного "lose-lose" сценария - дальнейшего обострения конфликтности вплоть до локальных вооруженных столкновений (прежде всего, на японо-китайском треке).
Резюмируя можно заключить, что нынешняя ситуация требует от вовлеченных игроков максимальной сдержанности, проявления государственной мудрости и способности контролировать негативные эмоции, а со стороны соседних государств и великих держав – деликатности и, если потребуется, осуществления ответственных и беспристрастных посреднических усилий.