- Россиянин Ян Непомнящий победил в седьмой партии матча за звание чемпиона мира по шахматам
- Непомнящий проиграл в четвертой партии матча за мировую шахматную корону
- Непомнящий сыграл вничью с Дин Лижэнем в третьей партии матча за звание чемпиона мира по шахматам
- Непомнящий выиграл у Дин Лижэня во второй партии матча за мировую шахматную корону
На этой неделе советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон совершил блиц-турне по странам Восточной Европы – он посетил Украину, Молдавию и Белоруссию. Подробнее хотелось остановиться на его визитах в Киев и Минск, поскольку в Кишиневе он провел лишь короткую встречу с президентом страны Игорем Додоном по пути из Украины в Белоруссию.
На Украине Джон Болтон задержался на два дня и провел переговоры с президентом Владимиром Зеленским. Визит Болтона стал его первой поездкой на Украину после избрания там нового главы государства в апреле 2019 года. С учетом того, что американские эмиссары в Киеве довольно-таки частые гости, визит советника президента Трампа по нацбезопасности не вызвал особого ажиотажа и прошел довольно-таки спокойно.
Как утверждают эксперты, знакомые с деталями визита Болтона в Киев, представитель т.н. «Вашингтонского обкома» ознакомился с новым руководством Украины и, судя по всему, одобрил кандидатуры Зеленского на основные посты в правительстве и государстве в целом. Сам Болтон заявил, что его поездка состоялась в рамках поддержки усилий президента Зеленского по укреплению и процветанию страны. Но это все общие слова. А для чего на самом деле американский высокопоставленный чиновник прилетал в Киев?
Если следовать публикации в газете The Wall Street Journal (WSJ), на деле у США на Украине есть более практичный интерес. Со ссылкой на источники в администрации президента Трампа, издание утверждает, что настоящая цель визита Болтона — недопущение покупки Китаем запорожского предприятия «Мотор Сич», являющегося флагманом украинского авиастроения и входящего в список ведущих производителей двигателей для военных и гражданских самолетов. Именно эта тема, как пишет WSJ, была одной из главных на переговорах Болтона с президентом Зеленским и руководством этого предприятия.
Данная информация подтверждает уже хорошо известную аксиому: «Президенту Трампу от партнеров США нужны только деньги для развития американской экономики». В преломлении к Украине это означает: «Зеленскому от Трампа нужно все, а Трампу от него только деньги». И в этой связи Болтон несколько раз прямо говорил украинской власти об опасности сотрудничества с КНР. Он выразил ожидание, что Киев учтет возможные последствия китайских инвестиций в чувствительные сектора страны. Такие формулировки весьма не случайны, поскольку содержат прямое указание, как должны действовать украинские власти против главного конкурента США, с которым последние находятся в состоянии торговой войны.
Весьма важным для Джона Болтона был его визит в Минск, наделавший немало шума на Западе. В частности, накануне этого визита многие западные СМИ писали, что Болтон прибудет в Белоруссию с целью «вбить клин между Минском и Москвой». По крайней мере, газеты писали, что Болтон едет «предложить белорусам американскую нефть взамен российской и лично убедиться в том, что страна “не сдаст позиции” Москве, не утратит свой суверенитет и останется независимой».
Вряд ли сам Болтон думал о такой миссии, поскольку ему хорошо известно, что отношения Белоруссии и России сегодня, несмотря на отдельные разногласия, носят братский характер, и США вряд ли удастся их расшатать. Наглядным подтверждением нерушимости тесных связей Москвы и Минска явилось решение президента Лукашенко не ехать в Польшу на мероприятия 1 сентября по случаю 80-летия начала Второй мировой войны, что считается проявлением союзнических отношений с Россией, которую Варшава на эти памятные действа не пригласила.
В любом случае, визит Болтона в Минск носил беспрецедентный характер – последний раз американский политик такого уровня приезжал в Белоруссию четверть века назад, еще до избрания Лукашенко президентом. Эта поездка вполне объяснима – последний год Вашингтон и Минск взяли курс на восстановление практически замороженных в 2008 году отношений из-за американских санкций в отношении Белоруссии.
В Минске Джон Болтон провел переговоры с президентом Александром Лукашенко и министром иностранных Владимиром Макеем. Стороны обсудили двусторонние отношения и вопросы региональной безопасности, что особенно актуально в свете недавнего выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). При этом Болтон подчеркнул поддержку Вашингтоном суверенитета и независимости Белоруссии, а президент Лукашенко в свою очередь предложил США «начать белорусско-американские отношения с чистого листа».
На переговорах, наверняка, затрагивался и вопрос поставки американской нефти в Белоруссию. Эксперты отмечают, что для Минска покупка энергоносителей из США — шаг чисто политический, так как относительно невысокая цена топлива сводится на нет дороговизной его транспортировки с другого конца света. Но судя по всему, нефтяные намерения белорусского руководства серьезны. Так, государственная «Белорусская нефтяная компания» наняла лоббиста Дэвида Генкарелли для продвижения своих интересов в Вашингтоне. Минск якобы ищет способы покончить с зависимостью от российского «черного золота», поэтому добивается снятия американских санкций для закупок сырой нефти из США.
Конечно, сейчас о тесном сближении двух стран говорить рано, поскольку отношения Минска и Вашингтона носят сложный характер. Данный факт после переговоров с Лукашенко подтвердил и Болтон, заявив, что стороны не решили проблемные вопросы, но дискуссия важна.
На переговорах в Минске, к примеру, не обсуждался вопрос о восстановлении в полном объеме дипломатических отношений: до сих пор в обеих странах отсутствуют послы. Данный факт, естественно, негативно сказывается на белорусско-американских отношениях. В марте этого года в МИД Белоруссии сообщили, что Минск снял ограничения на число американских дипломатов, присутствующих в стране. Появилась также информация, что обе страны могут взаимно вернуть послов уже через год-два. Но пока этот вопрос не решен и находится в стадии обсуждения.
В заключение отметим, что одной из негласных задач Джона Болтона в его вояже по трем государствам Восточной Европы было, видимо, прощупывание ситуации, насколько далеко зашло укрепление пророссийских сил в этих странах, что для США, безусловно, является неприятным фактом ослабления их политического влияния в этом регионе.