Гениальный ход предложил крупнейший украинский бизнесмен Игорь Коломойский новому президенту Украины Владимиру Зеленскому – объявить дефолт Украины и тем самым ликвидировать все государственные долги страны!
Хотелось бы посмотреть на удивленные лица кредиторов. Похоже, что такой «кидок» они даже не предполагали, пока накачивали пост-майданную страну своими «деньгами в долг». Они – банкиры в Европе и в США, в Международном валютном фонде и во Всемирном банке – ссудили киевским властям за последние годы десятки миллиардов долларов – как водится, за проценты. И уже в ближайшее время Зеленскому, как главе новой власти, надо немалую часть этих долларов западным «друзьям» возвращать. Также с процентами. В Киеве говорят, что Украине в 2019-2020 годах предстоит выплатить по госдолгу 17 миллиардов долларов. На секундочку – в золото-валютных резерве страны лежит пока примерно столько же валюты.
Минфин Украины не скрывает, что текущий год станет «крупнейшим вызовом в истории страны в вопросе выплаты долгов». А в Национальном банке Украины (НБУ) уже объявили, что график выплат по внешним долгам «напряженный», но Банк «рассчитывают, что «при продолжении сотрудничества с МВФ удастся их осуществить», поскольку дальнейшее сотрудничество с МВФ – это «подушка безопасности». Таково мнение и позиция финансовых властей, которые, «не отрывая голову от подушки», пока работают в своих кабинетах, несмотря на смену главы государства.
Неудивительно, что, как традиционно и принято в Киеве, там уже звучит: «Во всем виноват предыдущий президент!» А, поскольку, для Зеленского «предыдущим» является Порошенко, для Порошенко «предыдущим» является Янукович, для Януковича «предыдущим» является Ющенко, и так далее – вглубь истории «незалежности», то виновных в накоплении огромных долгов – не сыскать… Но, долги-то эти западные финансовые институты прощать не будут. Самим себе в Киеве можно объяснять, что долг-то не такой большой, а он даже «в три раза меньше», чем и занимаются некоторые украинские эксперты на местном ТВ. Зато для МВФ и прочих «друзей Украины» такие доводы неинтересны – «верните деньги в срок да с процентами». Вот и весь разговор.
Это, кстати, очень хорошо понимают реальные бизнесмены в отличие от теле-экспертов. Поэтому Игорь Коломойский и выступил с сенсационным предложением о возможности срочного дефолта Украины. Да ещё избрал для озвучивания подобного предложения одну из самых авторитетных западных финансовых площадок – страницы лондонской газеты «The Financial Times». Там в недавнем интервью «Ukraine oligarch urges Volodymyr Zelensky to default on debt» он сказал буквально следующее: «По моему мнению, мы должны относиться к нашим кредиторам, как Греция. Это – пример для Украины…» Далее: «Сколько раз объявляла дефолт Аргентина?.. И ничего, долг реструктурировали».
«Элементарно, Ватсон!» Только есть нюансы.
Что касается Аргентины, то там регулярные дефолты стали «недоброй традицией». За период XIX-XXI веков аргентинские власти прибегали к этому финансовому инструменту 8 раз! Восемь. Это просто «национальный вид спорта», имеющий 200-летнюю «кредитную историю». И к этим форс-мажорам все как-то привыкли, чтобы сильно после них беспокоиться. Традиция, мол. Поэтому случай с Аргентиной стоит особняком.
У Греции свои особенности. Когда 1 июля 2015 года Афины объявили свой дефолт, оказавшись не в состоянии вернуть Международному валютному фонду транш в размере всего-то каких-то 1,54 млрд евро, Европа даже бровью не повела. Полтора миллиарда – семечки. Более того, европейские банки пошли на реструктурирование греческого долга в размере почти 350 миллиардов долларов. Но… с одной интересной деталью – банки продолжали кредитовать греков таким образом, что львиная доля этих средств, поступавших на греческие счета, стремительно пролетала через них далее – в кассы германских и иных банков-кредиторов. То есть, для немцев эта «помощь» Греции вылилась в поток денег, которые греки им задолжали, а теперь возвращали за счет новых кредитов. В результате долг на Греции все рос и рос, а кредиторы получали своё. Вот какой у европейских финансовых структур был интерес в греческом, как говорят сейчас, «кейсе». И они получили свои деньги! А греки затянули пояса. Впрочем, моря и солнца у них не убавилось, что способствует легкому характеру народа даже в условиях дефолта.
Зато 17 миллиардов возврата долга Украины за 2019 год – это не семечки с Привоза, а огромные деньги. И тут дефолт может обернуться совсем иными последствиями. Отказ от обязательств в 17 миллиардов – это масштаб! И как-то не просматривается интерес МВФ, европейцев или даже американцев, взявших шефство над киевским режимом, прощать такую сумму. Тем более, что за этим дефолтом виден отказ от выплат вообще всего долга Украины объемом до 80 миллиардов долларов.
Да, Украина – это другой коленкор. Запад, сформулировав кабальное Соглашение об ассоциации в 2013 году, рассчитывал получать доходы с её земли, и получать много. Ну, не ради же украинского дефолта с много-миллиардными потерями для США раздавала замгоссекретаря Виктория Нуланд на Майдане свои печеньки, а ради будущей прибыли американских банков. Она же – Виктория, сиречь – «Победа». И что теперь?
А теперь пошли разговоры о дефолте: «Ти ж мене пiдманула, ти ж мене пiдвела». Нет, не разгадали иностранцы секретов загадочной украинской души… Поэтому журналист «The Financial Times» Макс Сэддон (Max Seddon) в растерянности пишет по этому поводу: «Комментарии Игоря Коломойского могут вызвать тревогу у поддерживающих Киев сторон на Западе». Ещё бы – у них могут отнять миллиарды украинские революционеры. И кто сам себя наказал? Стареет Запад, уже который раз не может просчитать последствия своих действий.
А, положа руку на сердце, такой дефолт с раздеванием западников был бы вполне законным – должен же вернуться в Европу и в США бумеранг, запущенный ими по Украине, как это и происходит в последнее время в самых разных ситуациях, спровоцированных Вашингтоном и Брюсселем. Должна же восторжествовать справедливость после того, как НАТОвцы поддержали государственный переворот на Украине и благословили киевских мятежников на гражданскую войну. За такие провокации им надо платить собственными деньгами. Так пусть теперь Зеленский объявляет дефолт! А сэкономленные на дефолте деньги пусть пойдут на восстановление украинской экономики. Все – по справедливости.