Повестка дня первого большой турне президента США Дональда Трампа весьма обширна. Это проблема КНДР и выстраивание взаимоотношений с американскими союзниками в регионе, определение модальности отношений между КНР и США, а также использование потенциала многосторонних площадок для продвижения американских интересов в АТР.
Ключевым вопросом, ответ на который хотели бы получить практически все участники региональных отношений, является то, каким образом будет формироваться и реализовываться стратегия США в Азии. Ни для кого не секрет, что Трамп проводит радикальную ревизию наследия Барака Обамы практически по всем направлениям внутренней и внешней политики. И политика в АТР не является исключением. Трамп неоднократно подвергал критике политику «стратегического терпения», проводившуюся администрацией Обамы в отношении КНДР и приведшую, по его мнению, к существенному нагнетанию напряженности в регионе. Неоднозначное мнение у Трампа сложилось и в отношении всей политики «разворота в Азию» (Asia pivot) Обамы.
Альтернатива «развороту в Азию»
Вместе с тем на настоящий момент по-прежнему довольно сложно говорить о наличии у самого Трампа цельной азиатской стратегии. Наоборот, многие импульсивные действия американского президента способствовали ослаблению американских позиций и росту напряженности и неопределенности в регионе. В этой связи достаточно вспомнить регулярные нападки Трампа в его аккаунте в Твиттере на «человека-ракету», как он именует лидера КНДР Ким Чен Ына, который и сам регулярно проверяет на прочность терпение американского президента проведением ракетно-ядерных испытаний.
При этом президент США полагает, что, во многом подобное поведение КНДР вызвано поддержкой со стороны Китая. Он регулярно высказывает мнение, что Китай может сделать больше для разрешения проблемы КНДР. В результате, Трамп, и так не слишком довольный асимметрией в американо-китайских торгово-экономических отношениях, укрепляется во мнении относительно необходимости проведения в отношении КНР более жесткого курса.
Еще в начале марта этого года известный австралийский эксперт Тауншенд выделял следующие основные элементы азиатской политики Трампа:
- Конфронтационное отношение к Китаю по большинству двусторонних вопросов.
- Поддержка азиатских партнеров при возложении на них больших транзакционных издержек за обеспечение своей безопасности и реализацию политики США.
- Первичность военного измерения в «перебалансировке» в Азию при снижении роли вовлечения Юго-Восточной Азии и целей либерального интернационализма Обамы.
Очевидно, что в рамках ноябрьского турне данные элементы получат новое содержание и развитие. Кроме того, каждый пункт турне будет иметь собственное измерение.
Весьма вероятно и то, что Трамп приложит усилия для продвижения интересов американских компаний, заинтересованных в наращивании поставок вооружений в эти страны, и выступит с призывом и возможными предложениями по повышению роли вооруженных сил Республики Корея и Японии в обеспечении собственной безопасности. Это может найти отражение как в увеличении расходов бюджетов данных стран на содержание вооруженных сил и на закупку вооружений, таких как противоракетный комплекс THAAD, так и в расширении содействия американским силам, дислоцированным в регионе.
Наряду с указанными темами весьма вероятным представляется обсуждение Трампом вопросов справедливости и симметричности торгово-экономического сотрудничества США с данными государствами. Можно с высокой степенью уверенности утверждать, что данная тема станет одной из центральных в ходе посещения Трампом Китая.
Визит в Пекин
Необходимо учитывать, что Трамп посетил в Китай уже после ключевого события пятилетия для китайской политики – XIX съезда КПК, который завершился серьезнейшим успехом Си Цзиньпина в плане укрепления собственных властных полномочий. Председатель Си сумел консолидировать власть в своих руках, и обладает даже большей, чем ранее свободой рук в реализации внешней политики. И теперь самому президенту Трампу, возможно, пришлось давать некоторые разъяснения китайским властям относительно потенциальных последствий своих решений. Поскольку в случае чрезмерной угрозы интересам Китая, «новые старые» власти страны могут пойти на действительно жесткие шаги в отношении США.
В данном контексте уместно вспомнить меморандум Д. Трампа от 14 августа 2017 г., в котором содержалось поручение рассмотреть вопрос о проведении расследования случаев дискриминации КНР в отношении американских компаний, в частности в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности. В пресс-релизе Торгового представителя США по данному вопросу говорится, что «в ходе расследования будет определено, являются ли действия, политика или практика китайского правительства в отношении трансфера технологий, интеллектуальной собственности и инноваций несправедливыми, дискриминационными или обременительными, ограничивающими торговлю США».
Данное расследование будет осуществлено в рамках статьи 301 американского Закона о торговле от 1974 года. Важно, что данная статья наделяет президента США правами принимать все меры, необходимые для борьбы с политикой или действиями иностранного государства, которые наносят урон американской торговле, включая установление торговых барьеров посредством увеличения ввозных пошлин. Результатом подобных действий США может стать полноценная торговая война с КНР. Разумеется, обе страны не заинтересованы в таком развитии событий и постараются найти пути выхода из тупика.
Кроме того, высока вероятность того, что те или иные шаги в сфере торгово-экономического сотрудничества между КНР и США теперь будут увязываться с успешностью разрешения северокорейской проблемы. Кроме того, ввиду очень высокой заинтересованности США в ослаблении сотрудничества КНР и России, не исключено обсуждение тем, имеющих целью снизить готовность КНР к укреплению отношений с нашей страной.
На саммите АТЭС
Во Вьетнаме у Трампа запланировано участие в саммите АТЭС и проведение двусторонних встреч на высшем уровне. В ходе саммита АТЭС Трамп может провести ряд двусторонних встреч с другими лидерами экономик АТЭС. Так, ожидается встреча Трампа и президента России Владимира Путина, в ходе которой американский президент может выступить с предложениями, нацеленными на «ослабление связки» Россия – КНР.
В частности, речь может вестись о развитии сотрудничества между американскими и российскими энергетическими компаниями, несмотря на жесткость августовского закона о санкциях в отношении КНДР, Ирана и России (от 2 августа №115–44 «О противодействии врагам Америки с помощью санкций»). Дело в том, что для реализации указанного закона должны быть подготовлены подзаконные акты в виде исполнительных указов президента, что оставляет Трампу определенную свободу рук.
Проблема в том, что за каждым шагом президента США в отношении России следят тысячи глаз, в основном недружественных. Трамп попал в ловушку американского общественного мнения, характерную для «несостоявшихся государств», когда демонизация их властей и политики делает невозможным в глазах общественности какое-бы то ни было сотрудничество с ними. Формируется крайне устойчивый «эффект колеи», чтобы выйти за пределы которого, властям приходится придумывать изощренные схемы. К сожалению, в американском общественном мнении в отношении России сформировался устойчивый «эффект колеи», а уровень демонизации сопоставим с худшими примерами «несостоявшихся государств». Соответственно, Трамп в реальности может предложить крайне мало.
Кроме того, представляется весьма любопытным, как Трамп, активно придерживающийся идей развития национальной промышленности и протекционизма, будет представлять свою позицию в рамках АТЭС – площадки, для которой характерна приверженность противодействию протекционизму во всех его формах. Нельзя исключать, что Трамп может воспринимать подобные многосторонние институты как «путы на ногах американского коня», мешающие США реализовывать собственные национальные интересы. Т.е. фактически, может иметь место сходство с подходами КНР в начале 1990-х гг., опасавшейся участия в многосторонних институтах АТР из-за рисков ограничения собственной политики.
Что касается двусторонней встречи президента США с руководством Вьетнама, то повестка подобного мероприятия наряду с укреплением торгово-экономического взаимодействия, может включить такую важную тему как проблема спорных островов в Южно-Китайском море. На сегодняшний день Вьетнам фактически остался последним государством Юго-Восточной Азии, активно отстаивающим свои интересы в отношении спорных территорий в архипелагах Парасельский и Спратли. При этом для США данная тема крайне важна, поскольку она связана с легитимацией активного военного присутствия в регионе ВМС США, обеспечивающих международную свободу судоходства. Поддержка США Вьетнама не может не разозлить Пекин, но для США данные риски представляются приемлемыми, ввиду того, что реакция КНР может привести к ослаблению его «мягкой силы» и поддержки в странах региона в пользу США.
На полях саммита АСЕАН
В ходе визита на Филиппины Трамп, как ожидается, примет участие в мероприятиях Восточноазиатского саммита (ВАС) и проведет встречу с Дутерте. Трамп попытается использовать ВАС для укрепления позиций США в Юго-Восточной Азии и одновременного ослабления позиций Китая посредством поднятия тем, особенно острых с точки зрения КНР, чтобы стимулировать чрезмерную реакцию со стороны Пекина. Кроме того, Трамп может предложить новые возможности для сотрудничества регионального бизнеса с американскими компаниями, а также рассмотреть новые форматы взаимодействия экономик.
В дополнение к этому отдельное внимание может быть уделено сотрудничеству по нетрадиционным проблемам безопасности: от терроризма и сепаратизма до ликвидации последствий стихийных бедствий в рамках действующих договоренностей США – АСЕАН, а также двусторонних отношений США с государствами АСЕАН. Также США будут продолжать продвигать свою собственную инициативу по сотрудничеству стран нижнего течения Меконга, нацеленную на укрепление влияния в субрегионе Индокитая.
Помимо мероприятий ВАС состоится встреча Д. Трампа и президента Филиппин Дутерте. Данное мероприятие видится особенно важным ввиду того, что при Дутерете позиции США в этой стране существенно ослабли, а Китая – усилились. Так, КНР предоставила серьезные финансовые ресурсы для развития Филиппин в форме кредитов и инвестиций, а также оказывает всемерную поддержку действиям филиппинского лидера по борьбе с терроризмом и организованной преступностью. США же при президенте Обаме часто критиковали власти Филиппин за нарушение прав человека и многочисленные жертвы, которыми сопровождались полицейские и военные операции. Теперь же Трампу предстоит сделать очень многое, чтобы продемонстрировать важность Филиппин как американского союзника, а также подтвердить готовность США оказывать данной стране комплексное содействие и помощь.
Визит Трампа в страны АТР закладывает базу для реализации американской политики на протяжении всего срока его пребывания у власти. Если американскому президенту удастся найти подходящие решения на новые вызовы региональных отношений, то США смогут восстановить свое влияние и даже укрепить его. Если же нет, то основным бенефициаром неоднозначной политики нового американского президента может стать Китай, укрепляющийся в качестве главного центра силы в АТР.