Сергей Саенко, международный обозреватель
10 января в Женеве в закрытом формате состоялись российско-американские консультации по гарантиям безопасности. Переговоры проходили в постпредстве США при ООН. Делегацию России на них возглавлял заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков. Американскую сторону представляла делегация во главе с первым заместителем госсекретаря США Уэнди Шерман.
Накануне, заметим, прошла предварительная часть переговоров в формате рабочего ужина. По итогам встречи Рябков заявил, что разговор был сложный, но деловой, что в какой-то степени настроило его на оптимистический лад. Как ранее отметил замглавы отечественного МИД, позиция России на переговорах с США по гарантиям безопасности непреклонна, и американской стороне следует готовиться идти на уступки. «К компромиссам должна готовиться американская сторона. Российская сторона приехала сюда с четкой позицией, которая содержит ряд элементов, на мой взгляд, вполне понятных и сформулированных настолько четко, в том числе на высшем уровне, что отклонений от этих наших подходов просто не может быть», – заявил Рябков в эфире Первого телеканала.
В интервью же РИА «Новости» Рябков отметил, что Вашингтон хочет восстановить работу совета Россия-НАТО на условиях, неприемлемых для Москвы. Как заявил дипломат, Россия «хотела бы договориться с США и проверить, насколько они в состоянии принять ответственные решения в нынешний сложный, если не сказать тревожный, момент с точки зрения европейской безопасности».
В свою очередь как отметили в Госдепе, Вашингтон готов обсуждать с Москвой ряд двусторонних вопросов, но не намерен касаться темы безопасности союзников без их присутствия. Как заявила г-жа Шерман, обсуждение некоторых вопросов они оставят до встречи Совета Россия – НАТО в Брюсселе 12 января и до заседания Постоянного совета ОБСЕ в Вене 13 января. В этом вопросе США явно лукавят, поскольку они отлично понимают, что их союзники по НАТО без Вашингтона не примут ни одного самостоятельного решения. Достаточно вспомнить, что на США приходится порядка 80% доступных Североатлантическому альянсу военных и финансовых ресурсов, что делает Вашингтон, по сути, единственной переговорной стороной, с которой Москве есть смысл вести диалог по гарантиям своей безопасности.
Здесь как раз уместно напомнить, что в Белом доме накануне российско-американских консультаций заявили, что никаких юридических гарантий по итогам переговоров по гарантиям безопасности они давать не собираются. Любопытно, что эти заявления из Вашингтона совпали с новыми сообщениями западных СМИ о готовящихся санкциях против России, если российские войска вторгнутся на украинскую территорию. Так, Bloomberg сообщил о том, что администрацией Джо Байдена «изучается возможность» введения в отношении Москвы «драконовских» санкций, которые будут едва ли не жестче эмбарго в отношении Кубы, Ирана и КНДР. В частности, эти санкции будут включать в себя ограничения экспорта в Россию высокотехнологичной продукции, в производстве которой применяются американские технологии или программное обеспечение. Это широкий спектр товаров – от смартфонов и телевизоров до навигационных систем.
Судя по всему, в Соединенных Штатах так и не поняли всю серьезность настроя Москвы на первый раунд переговоров России с США и НАТО о предоставлении гарантий ее безопасности, подразумевающих среди прочего отказ от расширения Североатлантического альянса на восток и ввод ограничений на размещение ряда вооружений в Восточной Европе. Что в Вашингтоне действительно не поняли решимость Москвы идти до конца, показали и закончившиеся накануне российско-американские консультации в Женеве. Никаких конкретных уступок со стороны США, особенно в вопросе расширения НАТО на восток, на них не последовало. А такой вариант явно не устраивает Россию.
Безусловно, российские дипломаты и эксперты не рассчитывали, что Москва и Вашингтон сразу же после январских переговоров выйдут оттуда под ручку, подпишут на камеры ряд пакетных соглашений и выпьют за это по фужеру крымского шампанского. Сегодня отношения между Россией и США находятся на таком низком уровне, а обсуждаемые вопросы настолько серьезны, что переговоры могут занять как минимум несколько месяцев. Конечно, если следовать высказыванию экс-министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, то «лучше десять лет переговоров, чем один день войны», то все обстоит не так уж и плохо. По крайней мере, представители России и США сели за стол переговоров, а не военные двух стран заговорили на «языке пушек».
Однако, к сложившейся ныне ситуация выражение Андрея Громыко не совсем подходит, поскольку Россия ждет уже от январских консультаций «юридических гарантий» своей безопасности, а не затягивания переговорного процесса. Если вспомнить недавние слова президента Владимира Путина, Москва ожидает от переговоров в Женеве, Брюсселе и Вене конкретных результатов, а не «забалтывания проблем». Пока, к сожалению, наблюдается только последнее. Особенно если судить по недавнему выступлению госсекретаря США Энтони Блинкена, из которого следует, что именно забалтыванием Вашингтон и намерен заняться.
Подводя итоги российско-американских консультаций в Женеве, Сергей Рябков заявил на брифинге для журналистов, что «разговор был сложным, долгим, очень профессиональным, глубоким, конкретным, без попыток что-то приукрасить, обойти какие-то острые углы». Он также отметил, что главные вопросы продолжают оставаться в подвешенном состоянии, и Москва не увидела у Вашингтона понимания «императивности их решения в устраивающем нас ключе».
«Мы представили американцам детальнейшим образом логику и содержательную часть наших предложений, объяснили почему получение правовых гарантий нерасширения НАТО – это абсолютный императив, почему нам в обязательном порядке необходимо получить правовые гарантии неразмещения у российских рубежей соответствующих ударных средств и почему мы ставим вопрос о том что НАТО должна по большому счету отказаться от материального освоения территории вступивших в НАТО государства за период после 1997 года».
По словам Рябкова, без продвижения по этим проблемам работа с США по другим аспектам будет под вопросом. При этом он подчеркнул, что Москва не будет отступать от своих требований по гарантиям безопасности. По утверждению дипломата, Россия все же видит базу для достижения договоренности с натовской группой стран по юридически обязывающим гарантиям безопасности. «Мы за продолжение диалога, за то, чтобы эта работа велась, чтобы она не свернулась, чтобы дипломатия продолжала служить делу укрепления безопасности и стабильности. И здесь есть база для договоренности», – сказал замминистра.
Но главное - продолжавшаяся 7,5 часов российско-американская встреча на берегу Женевского озера – это только начало дипломатического марафона. Согласно установленному на высшем уровне календарю, после двусторонних переговоров состоится заседание Совета Россия – НАТО, запланированное на ближайшую среду, а в четверг в Вене пройдет встреча по линии ОБСЕ. Поэтому делать окончательные выводы пока рано – подождем завершения всего январского переговорного цикла. Об этом, кстати, заявил на брифинге и Сергей Рябков. По его словам, только после этого Москва будет предпринимать дальнейшие конкретные шаги.