Сегодня одна треть импорта Евросоюзом традиционных энергоносителей идёт из России. Наша страна также занимает треть европейского рынка ядерного топлива. Таким образом, Европа в значительной степени зависит от российского сырья, да и Россия крайне заинтересована поставлять его на Запад – как-никак, а благополучие нашего бюджета вот уже многие годы зависит от этой статьи экспорта.
А потому обе стороны жизненно заинтересованы в поддержании активного энергодиалога, а главное – в том, чтобы он приводил укреплению доверия между странами, участвующими в международном энергетическом сотрудничестве, к пошаговому сближению наших позиций, а в итоге - к реальным результатам, выгодным для всех сторон. Об этом и шла речь на парламентских слушаниях, которые состоялись в Государственной думе. Их тема так и была сформулирована: "Российские интересы в мировой энергетике: участие российских компаний в международных энергетических проектах".
И важное примечание к теме думских слушаний: "От экспорта сырья к экспорту инноваций, идей и технологий". Именно на этом пункте и делали основной акцент выступавшие на них парламентарии, представители федеральных органов власти, нефтегазовых, энергетических компаний, отраслевых научных институтов и экспертного сообщества.
Открывая дискуссию, председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачёв отметил, что в современном турбулентном мире выигрывает тот, у кого есть долгосрочная стратегия движения вперед. В топливно-энергетическом комплексе много неопределенностей, и нам такая программа, как никогда, нужна. Сегодня на ТЭК приходится 70% ВВП России, от его состояния и путей развития во многом зависит будущее нашей страны. А потому нужно активно модернизировать эту отрасль с тем, чтобы она отвечала требованиям времени. Надо также создать свою современную систему прогнозов, с тем, чтобы снизить зависимость экономики от колебаний цен.
Многие участники обсуждения отмечали, что сегодня такая зависимость от цен на нефть носит критический характер. В условиях сохранения экспортно-сырьевой модели российской экономики неконтролируемые колебания на энергетических рынках являются фактором, способным вызвать в России экономическую рецессию и масштабный кризис.
Много говорилось и о том, что взаимоотношения России и стран Евросоюза в области энергетики крайне политизированы. Некоторые российские предложения подвергаются острой критике, мотивы которой далеко не всегда лежат в экономической плоскости. Зачастую общеевропейские интересы становятся заложниками исторических стереотипов, равно как и эгоистичных устремлений некоторых государств и компаний-монополистов. Об этом, в частности, сказал и представитель Росатома Кирилл Комаров. Хотя Россия продолжает оставаться лидером в области строительства атомных электростанций и портфель заказов на ближайшее десятилетие составляет $50 млрд, а концу нынешнего года может составить $60 млрд, международная конкуренция на этом рынке нередко определяется отнюдь не экономическими или же технологическими мотивами, а исключительно политическими.
В ходе парламентских слушаний поднимались и другие темы, напрямую связанные с состоянием российского энергетического сектора и нашими взаимоотношениями с зарубежными партнерами в этой сфере. Речь шла и о зависимости отрасли от зарубежных технологий, и о несовершенстве российского законодательства, которое не создает льготных и преференциальных условий для отечественных и зарубежных инвесторов, и о рисках освоения арктического шельфа (возможно, из-за тех же колебаний цен на энергоносители эти проекты окажутся убыточными), и о дискриминационном для нас "третьем энергопакете" Евросоюза, и о таком совсем не техническом, а о стратегическом вопросе, как нефтеотдача пластов, которая у нас значительно ниже по сравнению с другими странами.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов говорил о нашем серьезном отставании в сфере возобновляемых источников энергии. Сейчас на них в России работают считанные предприятия и компании. А в соответствии с государственной энергетической программой, рассчитанной до 2020 года, мы планируем довести долю нетрадиционных источников до 4%. Если же будем двигаться к этой цели нынешними темпами, то такая задача для нас просто невыполнима, резюмировал депутат.
Тема и вправду актуальная. Ведь развитые страны, стремящиеся освободиться от энергозависимости от России и арабских стран, в ближайшие годы, естественно, станут активно развивать возобновляемые источники энергии – солнечные, ветровые, приливные, биоэнергетические, и тогда уже мы окажемся в зависимости от них: рано или поздно запасы углеводородов у нас истощатся — вот и придется нам покупать современные альтернативные технологии и новую технику на Западе.
Ну а директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Александр Горбань посетовал на то, что Россия, к сожалению, постоянно запаздывает в выдвижении прорывных инициатив, хотя авторство некоторых идей нередко принадлежало советским и российским специалистам. "Не может не настораживать временной лаг в 10-15 лет, который отделяет нашу страну от развитого мира в энергетической сфере", - заключил дипломат. Как заметил вице-президент ЛУКОЙЛа Владимир Муляк, у нас есть свои интересные отечественные разработки, но они скорее направлены на поддержание уровня добычи в отрасли, а не на ее развитие.
О том же говорил в своем выступлении на слушаниях и генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. "Надо перестать думать, что мы великая энергетическая держава – наша гегемония в прошлом", - заявил он и предложил использовать получаемые от экспорта средства не на формирование "подушки безопасности", а на создание собственных новых, прорывных технологий и техники.
Руководитель центра энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН Игорь Томберг посвятил свое выступление восточному вектору российской энергетической политики. Да, европейское направление продолжает оставаться для России основополагающим – большая часть энергопотоков идет именно по этому маршруту. Евросоюз сегодня импортирует из России все базовые энергоносители – нефть, природный газ и каменный уголь. Но, как считает известный экономист, нам ни в коем случае нельзя упустить азиатский рынок – могучий Китай, Южная Корея, Вьетнам, другие страны АТР. А для этого необходимо уже в ближайшее время наладить активное государственно-частное наступление на восток. В ином случае наши конкуренты, в том числе и некоторые центральноазиатские страны, нас оттуда вытеснят.
Особое внимание в ходе дискуссии было уделено информационной составляющей нынешнего энергодиалога между Россией и Евросоюзом, да и с другими нашими зарубежными партнерами. В частности, стереотипам, сложившимся в тех же странах ЕС относительно необходимости противодействия росту доли российских энергоносителей на европейском рынке, строительства газопроводов в обход российской территории, диверсификации импорта за счет поставок из других регионов мира, навязывание России образа "ненадежного поставщика" и "недобросовестного конкурента".
А ведь сегодня Россия вроде бы остается наиболее надежным, и что самое главное, предсказуемым и проверенным партнером европейских стран. Тем более что, как считается, ее углеводородный потенциал огромен. По подсчетам Института энергетической стратегии, на Россию приходится 12% мировых запасов нефти, 35% запасов газа, 16% угля и 14% урана.
И хотя Евросоюз в последнее время пытается ограничить энергетическую зависимость от России и диверсифицировать потоки углеводородов, в ближайшие годы ему это явно не удастся. После арабских революций оказались под вопросом поставки североафриканского углеводородного сырья. Видимо, отпадает и Нигерия из-за захлестнувшей ее волны терроризма, неспокойна ситуация и в Алжире. И еще введенное против Ирана эмбарго - к 1 июля все члены Евросоюза, закупающие нефть у Тегерана, должны будут полностью свернуть импорт из этой страны.
Но, к сожалению, многие европейские масс-медиа продолжают жить в плену у стереотипов, господствовавших в сознании политиков, экспертов и журналистов до 90-х годов прошлого века, основываясь на догмах эпохи "холодной войны". Европейского обывателя и сейчас продолжают страшить пугалом непредсказуемого и своевольного "русского медведя", который может в любой момент перекрыть вентили трубопроводов и обречь несчастную Европу на энергетический коллапс.
Что может Россия противопоставить подобному черному PR? Наверное, только расширение собственного присутствия в зарубежном информационном пространстве. Увы, использование информационных технологий не является нашим "коньком". К сожалению, в глобальной информационной борьбе за умы мы проигрываем, в том числе и в энергетической отрасли. А вот другие страны денег на это не жалеют. Поэтому, наверное, нелишне было бы для продвижения наших энергетических интересов на мировом рынке создать специальную структуру. Например, специализированный фонд под эгидой профильных комитетов Госдумы, финансируемый бизнес-структурами, для проведения информационной работы за рубежом в общих интересах. Он мог бы выделять гранты неправительственным организациям и коммерческим структурам, предлагающим свои проекты на рассмотрение комиссии, состоящей из представителей предпринимательских кругов и государственных органов.
О том, что это совсем не второстепенная задача, свидетельствует и тот факт, что в документе, принятом по итогам этих парламентских слушаний, записана и такая рекомендация бизнес-сообществу и средствам массовой информации: "Способствовать формированию позитивного имиджа России и ее энергетической стратегии как необходимого фактора недискриминационного присутствия на мировых энергетических рынках. Способствовать продвижению на международное медийное пространство информации о российских энергетических проектах, ориентированных на обеспечение международной энергетической и экологической безопасности". Что ж, дело это не менее важное, чем нечастые и не всегда результативные встречи в рамках энергодиалога между Россией и Евросоюзом, на которых мы пытаемся представить и защитить свою позицию…
Энергоресурсы сегодня – кровеносная система цивилизации, и это всем понятно. От того, насколько эффективно она циркулирует, зависит ее здоровье, ее процветание. Россия кровно заинтересована в поставках углеводородов в Европу, так же, как и Европе трудно и невыгодно существовать без российских нефти и газа. Важно осознать общность этих интересов и всемерно способствовать тому, чтобы постоянно находить консенсус в поиске взаимовыгодных решений и столь же выгодном для всех разрешении возникающих проблем.