Серей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
А знаете, что вызвало, как говорят, «телячий восторг» у некоторых западных лидеров после речи президента США Джо Байдена на виртуальной сессии Мюнхенской конференции по безопасности-2021? – Состоялся comeback Америки! После того, как из уст Байдена прозвучали слова «Америка вернулась! Трансатлантический альянс вернулся!», премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, как человек достаточно эпатажный, выдал взрыв положительных эмоций с восторженным «Запад сближается!»
Видимо, в Европе целых четыре года слишком напрягались от экзерсисов Трампа, воспринимавшего и членов НАТО, и страны Европы, в целом, только в роли очереди из вкладчиков, которые должны были нести свои деньги в кассу. Там же в Уставе НАТО оговорен ежегодный взнос в размере 2% ВВП от каждой страны-участницы, а европейцы этого не выполняли. Трамп давил, им это не нравилось, и сейчас нет уверенности, что Байден вдруг отойдет от подобного нового правила взаимоотношений Вашингтона с «младшими братьями по разуму». Однако, восторг у Джонсона вырвался неподдельный: «США безоговорочно вернулись в качестве лидера свободного мира, это фантастическое событие!»
Да, вернулись. Только на сей раз президент США выставил такие условия, что, полагаю, после тщательной проработки этих рамок, сформулированных Байденом, восторг в Европе поутихнет. Действительно, речь была, как теперь принято у Байдена, не слишком длинной, но расставившей необходимые ему акценты.
Одна такая фраза чего стоит: «Наша модель не является пережитком истории, она – единственный лучший способ возродить надежды на наше Будущее». Здесь сконцентрировано всё – и констатация утраты прежних позиций, и надежда на то, что «жизнь была прожита не зря», и импульс, который можно расценивать, как призыв: «Догнать и перегнать!», где ключевое слово… «догнать».
А осознав, что придется догонять уходящий вперед поезд мировой Истории, западники впервые за примерно 500 лет почувствовали себя не «царями горы», а «защитниками ценностей», на которые перестали обращать внимание в иных странах и весях. Пафос выступления президента США, как бы он не выдавал свое желание казаться Лидером, на то и был направлен – Лидер де-факто говорил о «стратегической обороне», а не, как обычно, раздавал указания вассалам по всему миру. Он хотел бы консолидировать Запад, как и сам Запад хочет такой консолидации под верховодством США, но – где силы и каковы средства? А Байден открыто признался, что Америка одна бремя лидерства не вытянет. Целый ряд его тезисов посвящен необходимости «общих усилий». Среди них:
- Трансатлантический альянс – это прочный фундамент, на котором строятся наша коллективная безопасность и наше общее процветание. На мой взгляд, партнерство между Европой и Соединенными Штатами является и должно оставаться краеугольным камнем всего, что мы надеемся достичь в XXI веке, как и в XX веке.
- Мы находимся на переломном этапе... Есть проблемы, которые грозят утопить всех нас вместе, если мы не будем сотрудничать.
- Соединенные Штаты будут тесно сотрудничать с нашими партнерами по Европейскому союзу в столицах по всему континенту.
- Соединенные Штаты, Европа и Азия работают вместе для обеспечения мира и защиты наших общих ценностей и продвижения нашего процветания.
- Соединенные Штаты полностью привержены нашему альянсу НАТО, и я приветствую растущие инвестиции Европы в военный потенциал, обеспечивающий нашу общую оборону. (Дело Трампа будут продолжено – «бесплатные обеды» закончились).
Затем Байден достаточно открыто заговорил про то, как тяжело США тянуть сегодня лямку Лидера: «Соединенные Штаты должны обновить (восстановить) непреходящие преимущества Америки, чтобы мы могли противостоять сегодняшним вызовам с позиции силы… Надеюсь, что наши коллеги-страны демократии присоединятся к нам в этой жизненно важной работе».
Он же не может сказать, что «силы на исходе», зато привлекает союзников красивой риторикой, отдавая себе отчет в том, что без них решить задачу сохранения Америки на мировом Олимпе уже невозможно: «Наши партнерские отношения продолжались и росли с годами, потому что они уходят корнями в богатство наших общих демократически ценностей… Мы можем участвовать в «гонке за Будущее», но для этого мы должны четко понимать, какие исторические инвестиции и партнерские отношения потребуются для этого». Ну, и так далее в том же духе…
Мне это почему-то напомнило выступление товарища Бендера: «Делайте взносы, господа концессионеры. Командовать парадом буду я!»
Помянул Байден и нас. Причем, вырвалось у него – прямо «по Фрейду» – такое неожиданное признание, что психологи могли бы поставить диагноз «подавленные эмоции». Действительно, слышали ли мы обвинения в адрес Байдена по поводу его коррупционных связей? Да, Трамп про это говорил постоянно в ходе предвыборной кампании, увязывая подобные схемы семьи Байдена с адресами на Украине и в Китае. Но это же – его соперник. А из Москвы такого никогда не было слышно – в конце концов, это – их внутренние разборки, а Россия в такие дела не вмешивается. Но!
Вдруг в своей речи в Мюнхене Байден, как будто других проблем у него нету, целый кусок уделил именно теме коррупции в США. Знаете – «У кого чего болит, тот о том и говорит». Вот и сказал на глобальной площадке перед всем миром: «Российские лидеры хотят, чтобы люди думали, что наша система более коррумпирована или столь же коррумпирована, как и их система, но мир знает, что это неправда, в том числе, и граждане России». О, как Байдена перекосило – и это речь главы государства? Скорее, похоже, что истерические нотки – «мир знает, что это неправда» – только раскрывают глубокую озабоченность этой темой, имеющуюся лично у президента США. С чего бы? Что это его «не отпускает»? Второй такой случай в исполнении главы Белого дома что-то и не припомнить. И куда только помощники и спичрайтеры смотрели?
Сразу вслед за этим Байден перешел к дежурным мантрам о «российском вмешательстве»: «Борьба с безрассудством России и взломом компьютерных сетей в Соединенных Штатах, в Европе и во всем мире стала критически важной для защиты нашей коллективной безопасности». Похоже, что тут не только Фрейд незримо присутствует, но и Кащенко – иначе как объяснить эту болезненную склонность к поискам «русской угрозы». Один там, убегая от «русской угрозы», в окно когда-то выпрыгнул – Форрестол его была фамилия, бывший министр обороны США, на секундочку. А тут целый президент такое выкладывает.
С другой стороны, они там все в Вашингтоне, похоже, «малахольные». Вот только что 18 февраля 2021 года журнал «Foreign Policy» в статье «How Civil Wars Start» («Как начинаются гражданские войны») пишет: «Советский Союз (а теперь и Россия) успешно направил серьезные ресурсы на дестабилизацию Соединенных Штатов и союзных им демократий путем усиления существующих расколов». И это не лечится…
А так – да: США хотят опять возглавить новую-старую коалицию «демократических государств» в борьбе против России и Китая, от чего так рьяно дистанцировался Трамп. Борис Джонсон-то в восторге! Только всем концессионерам придется раскошеливаться и, даже, поднапрячься – американцы более не склонны делать всю работу за союзников, как это происходило почти три десятилетия подряд. Придется не только «to assist» (помогать), но и «to participate» (принимать непосредственное участие). Потянут? И не сменится ли «телячий восторг» сильным разочарованием, когда придется самим лично тянуть лямку?
И хочется ещё уточнить – а партнеры США, собственно говоря, понимают, что главной мыслью речи Байдена было признание в утере глобального лидерства: «Наша модель не является пережитком истории, она – единственный лучший способ возродить надежды на наше Будущее». Звучит, как заклинание. Нет?