Глава МИД России Сергей Лавров на минувшей неделе совершил краткое, но важное турне по странам Юго-Восточной Азии (ЮВА), посетив Индонезию и Лаос. С учетом того, что у России в последнее время отношения с Западом складываются, мягко говоря, «не очень», Москва все чаще обращает свой взор на Восток. Причем это касается отношений не только с такими азиатскими гигантами, как Китай и Индия, но и с другими странами региона, в том числе и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Нынешнее азиатское турне Лаврова должно было начаться с посещения Брунея, но из-за сложной эпидемиологической ситуации в этой стране визит в последний момент был отменен. По этой причине российский министр начал поездку по странам ЮВА с Индонезии. В Джакарте глава российского внешнеполитического ведомства провел переговоры со своим индонезийской коллегой г-жой Ретно Марсуди, был принят президентом страны Джоко Видодо, а также имел встречу с генсеком АСЕАН Лим Джок Хоем.
В ходе состоявшихся переговоров с г-жой Марсуди обсуждался широкий круг вопросов двусторонней повестки дня, включая политический диалог, взаимодействие в области обороны и безопасности, торгово-экономическое сотрудничество и гуманитарные связи. Заинтересованный обмен мнениями по проблематике ООН и других многосторонних форматов показал совпадение или близость позиций России и Индонезии по актуальным глобальным и региональным темам. Отдельное внимание уделено развитию ситуации на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), где Джакарта играет все более заметную роль. Не будем забывать, что Индонезия с ее почти 280-миллионным населением является крупнейшей мусульманской страной мира с бурно развивающейся экономикой. Не случайно же эту страну еще называют «малым тигром» АТР.
Важной темой бесед Сергея Лаврова с индонезийским руководством, которые, к слову, из-за коронавируса проходили за плотно закрытыми дверями и были недоступны для журналистов, стал как раз вопрос совместной борьбы с пандемией COVID-19. В частности, Лавров заявил, что Россия готова обсуждать возможность производства вакцины «Спутник V» на территории Индонезии, которую захлестнула настоящая волна эпидемии. Скорейшее формирование коллективного иммунитета важно для всех индонезийцев, но особенно для жителей о. Бали, которые живут в ожидании возобновления международного туризма, в том числе и из России.
На итоговой пресс-конференции с индонезийской коллегой Сергей Лавров отметил, что с момента получения независимости Индонезия традиционно выступает одним из ведущих партнеров России в АТР, отношения России и Индонезии поступательно развиваются и фактически вышли на уровень стратегического партнерства. Кстати, заметим, в 2020 году Москва и Джакарта отметили 70-летие установления дипломатических отношений.
В свою очередь Ретно Марсуди сказала, что Россия является одним из ведущих партнеров Индонезии в «регионе Восточной и Центральной Европы». Она также отметила, что обозначенная еще на 2020 год цель – взаимный товарооборот в размере $5 млрд – остается в силе. Из-за пандемии достичь ее будет сложнее: потребуется рост показателей более чем в два раза. Впрочем, последние показатели дают повод для оптимизма. Так, по данным Федеральной таможенной службы России, в первом квартале 2021 года товарооборот между двумя странами составил $702 млн, увеличившись на 17,62% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. В структуре экспорта России в Индонезию основная доля пришлась на продукцию химической промышленности (50,16%), в структуре импорта из Индонезии – на продовольственные товары и сельхозсырье (62,27%).
Сергей Лавров в ходе пресс-конференции упомянул в числе приоритетных направлений сотрудничества энергетику, нефтегазовую отрасль, где уже успешно работает «Роснефть», транспортную инфраструктуру, авиа- и автомобилестроение, IT и телекоммуникационные технологии, халяльную индустрию. Ретно Марсуди в том же контексте сказала о сельском хозяйстве, рыболовстве и промышленности. Особо она упомянула переговоры по созданию зоны свободной торговли между Индонезией и Евразийским экономическим союзом, которые планируется завершить к сентябрю.
По итогам переговоров стороны объявили о планах Москвы и Джакарты подписать соглашение о стратегическом партнерстве. Это подписание должно состояться в ходе планируемого визита в Индонезию президента России Владимира Путина, который не состоялся в прошлом году из-за коронавируса.
После Индонезии Сергей Лавров отправился в Лаос, где провел переговоры с руководством страны: президентом Тхонглуном Сисулитом, премьер-министром Пханкхамом Випхаваном и главой МИД Салёмсаем Коммаситом. В лаосской столице Лаврова встретили по-русски, и на встречах неизменно звучала русская речь, поскольку многие руководители Лаоса окончили советские и российские вузы. Зачастую участники переговоров вспоминали о шести десятках лет дружбы Москвы и Вьентьяна и размышляли над тем, чем наши страны могут быть полезны друг другу сегодня.
Здесь следует отметить, что между двумя странами, несмотря на расстояние, давние и тесные связи. В России нередко напоминают, что сразу после провозглашения Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) в 1975 году Москва многим помогла молодому государству – направила туда автомобили, топливо, продовольствие, потребительские товары. В ходе нынешнего визита Сергея Лаврова все указывало на то, что об этом в Лаосе не забыли. К примеру, Салёмсай Коммасит в ходе переговоров назвал визит российской делегации «отражением истинной дружбы и традиционно выдающихся отношений», усиливавшихся на протяжении всех последних шести десятилетий. Сергей Лавров в ответ заверил своего собеседника, что Москва высоко ценит дружбу с Вьентьяном. И – как бы в подтверждение этих слов — вручил главе МИД республики российский орден Дружбы.
Надо признать, что новости из Лаоса нечасто появляются на страницах российских СМИ. По большей части они касаются военной сферы, о которой упомянули на итоговой пресс-конференции и главы дипломатических ведомств. В частности, Лавров рассказал, что на переговорах затрагивалась возможность поставок дополнительного военного оборудования и техники в Лаос. Отметим, сегодня на вооружении местной армии среди прочего стоят танки Т-72Б1МС, Т-55 и ПТ-76, боевые разведывательные машины БРДМ-2М, гаубицы Д-30/М-30, пушки М-46, самолеты МиГ-21 и Як-130. Напомним, в 2019 году на безвозмездной основе Лаос передал России 30 легендарных танков Т-34, которые планировалось использовать на парадах Победы и при съемке кино.
Как и во всех последних командировках Сергея Лаврова за рубеж, на переговорах во Вьентьяне не могли обойти стороной тему COVID-19. В целом ситуация в Лаосе неплохая – особенно в сравнении с соседями по региону. На пресс-конференции Коммасит поблагодарил Москву за поставки медицинского оборудования и препаратов. А Лавров добавил: еще в марте власти Лаоса выдали все необходимые документы для применения вакцины «Спутник V», «и сейчас Российский фонд прямых инвестиций завершает переговоры по поставке вакцины».
Как признали во Вьентьяне, визит Сергея Лаврова в ЛНДР был весьма успешным и стал важной вехой в развитии двусторонних отношений. В заключение отметим, что премьер-министр Лаоса Випхаван пригласил своего российского коллегу Михаила Мишустина посетить республику в любое удобное для него время.