За несколько последних дней на мировом нефтяном рынке и вокруг него развернулась «картина маслом», на которой проступили и заиграли новыми красками практически все тенденции, как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Фактически, мы наблюдаем и на этой поляне мировой экономики «смену вех».
Начнем с того, что ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) пригласила Россию присоединиться к ней в качестве ассоциированного члена. Если говорить о месте ОПЕК в мировой нефтяной торговле, то во второй половине ХХ века она поставляла почти 70% всей нефти, и могла влиять на ценообразование. Сейчас это влияние снизилось – пока чуть меньше 50% нефти выходит на рынок от стран ОПЕК, что, естественно, им не может нравиться. Поэтому встал вопрос о расширении её ареала влияния.
Давным-давно в ОПЕК звали СССР, но Москва в ту эпоху сочла лишним брать на себя обязательства, предполагавшие координировать советские суверенные действия, где бы то ни было, и с кем бы то ни было. Теперь времена поменялись, и координация сочтена полезной. Поэтому Россия в прошлом году согласилась на формулу «ОПЕК+», прежде всего – для роста мировых цен на нефть. И выиграла от этого – прибыль в казну пошла после того, как цена поднялась от 30 к 50-60 долларам за баррель. Напомним, что «ОПЕК+» это – собственно ОПЕК (13 государств) + Россия и + ещё 10 стран – независимых производителей нефти, которые все нашли общий язык и общие интересы. Да, сегодня Иран, Ирак и Венесуэла недовольны некоторыми инициативами, однако, справедливости ради, надо заметить – рост цен полезен всем продавцам. Хотя и противен всем покупателям. О чем – ниже.
Так что, опыт совместного регулирования добычи и продаж «черного золота», а в результате – и цен на этот энергоресурс, подвиг участников к новому шагу: Москва дала согласие на то, чтобы пойти даже дальше формулы, успешно прошедшей испытание. Только что в Вене на конференции ОПЕК было озвучена перспектива создание новой организации нефтедобывающих стран, куда войдет Россия. Генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо анонсировал новость о том, что «”ОПЕК+” до конца нынешнего года институционализирует новый формат альянса на бессрочной (sic!) основе». Это будет «долгосрочный формат для продолжения работы, охватывающий широкий круг участников, чтобы заняться поиском новых возможностей для отрасли». В переводе на простой язык: ОПЕК и его новые партнеры намерены взять под контроль мировой рынок нефти и – самое главное – ценообразование на этом рынке.
Да, формат оказался жизнеспособным, и Россия с Саудовской Аравией 14 июня согласились сделать «бессрочным» соглашение «ОПЕК+», которое первоначально предполагало координацию лишь на небольшом временном отрезке. Этот план одобрили президент России Владимир Путин и наследный саудовский принц Мухаммед бен Салман на встрече в Москве. Уже пошла гулять шутка: «Наши выиграли в футбол у саудитов 5:0, но на нефтяном поле обе страны одержали совместную победу».
Если говорить о возможных участников нового, более широкого круга «заинтересованных лиц», то к ним отнесем таких самостоятельных производителей нефти, как Канаду, Мексику и Казахстан. Они пока молчат, но кто и когда отказывался от прибылей?
Абсолютно независимы и США, однако, с ними-то и начинается «нефтяная война» ОПЕК и примкнувших к ней стран. Янки очень нервно отреагировали на перспективу утратить свое право определять стоимость мировых сортов нефти, которое они перехватили через контроль над биржей, где цены подвержены – и это ещё мягко сказано – спекуляции. И здесь будет уместно привести только одну цифру, чтобы сразу стало ясно, каков объемище нефтяного бизнеса. Это – рынок ценой почти в 2 триллиона долларов в год. Плюс – доходы от логистики, от страховки сделок и от сервисного обслуживания добывающего оборудования и нефтеналивных танкеров. Вот какова она, как говорится, «цена вопроса».
Поэтому за контроль над нефтяными ценами, на что претендует «ОПЕК+», но который сегодня находится в руках биржевых спекулянтов в Лондоне и Нью-Йорке, начинается ожесточенная борьба, определение которой мы вынесли в заголовок: «ОПЕК+ vs США: Нефтяная битва гигантов в эпоху “смены вех”». Времена меняются, и «уходящая натура» готова биться за свои интересы.
О позиции и задумках американцев – чуть ниже, а для придания «картине маслом» дополнительного объема заметим, что создание «ОПЕК+» совсем не по нраву ещё двум мировым гигантам – Китаю и Индии. Буквально на днях газета «Times of India» раскрыла, что Пекин ведет переговоры с Дели по формированию «блока стран-импортеров нефти» в качестве «противовеса» «ОПЕК+» на поле формирования мировых цен. И у них есть свой резон – страны огромные, население у них по 1 миллиарду с лишним, а своей нефти кот наплакал. Подумайте – Индия и Китай вместе закупают сегодня с мирового рынка почти 17% нефти. И вопрос высокой цены для «ОПЕК+» – это лишние расходы для покупателей, особенно, таких масштабных. С другой стороны, в Китае начата все возрастающая в объемах торговля нефтью за собственную валюту – юани, и теоретически, в будущем для КНР выгоден рост нефтяных цен. Вот это – «вилка интересов»!
Так что, не только для Вашингтона вопрос институализации «ОПЕК+» становится важнейшим. Но Трамп, испортив отношения с Пекином, теперь вряд ли в состоянии создать совместный американо-китайский фронт борьбы «за справедливые нефтяные цены». А потому он придумал, как бороться самостоятельно. Трамп просто «глянул в святцы», и в истории США отыскал нужный пример успешной борьбы против «нефтяной монополии». А «ОПЕК+» в Америке иначе, как «картельным сговором» уже и не именуют.
Так вот, Трампу доложили, как 100 лет назад правительство США расправилось с могущественной «Standard Oil» – нефтяной корпорацией семьи Рокфеллеров. Сначала был написан нужный закон, а потом в 1911 году правительство через суд выиграло «антимонопольное» дело. В результате крупнейшая в американская нефтяная компания была принудительно разделена на несколько более мелких. И именно по этой схеме – через создание соответствующего закона – Трамп решил «расчленить» ОПЕК, а, далее, «убить» и «ОПЕК+». Конгениально!
Трамп хочет – вот что значит опыт его бизнес-побед над конкурентами – взорвать единство ОПЕК изнутри. Когда вскоре закон под названием «No Oil Producing and Exporting Cartels Act» или «Акт NOPEC» («”Нет” картелям добытчиков и экспортеров нефти») будет принят (проект уже опубликован на сайте Конгресса США), США смогут давить угрозами санкций на любую нефтяную компанию за рубежом. Смысл в том, чтобы подорвать и саму ОПЕК, и складывающееся сотрудничество ОПЕК с Россией. Трамп справедливо опасается, что янки утратят свою прерогативу назначать цены на нефть и снимать «сливки» с любой нефтяной сделки, проходящей в долларах. Коли ОПЕК и Россия возьмут рынок под хотя бы частичный контроль при их совместном производстве свыше 50% нефти в мире, возможности манипулирования у американских нефтяных спекулянтов резко сузятся – а на кону, напомним, 2 триллиона долларов в год!
Поэтому Трамп решил бить законом США по другим странам ради вывода львиной доли нефтяной торговли из-под единой структуры ОПЕК и превращения мирового нефтяного рынка в поле с массой игроков, где США просто будет всех и каждого давить своей массой и силой. Он хочет получить специальные, личные и отдельные договоренности с каждым из членов ОПЕК. После чего про ОПЕК можно будет вспоминать только в прошедшем времени.
22 мая в Конгресс США внесен упоминавшийся законопроект, который позволяет Трампу «судить членов ОПЕК, как участников картельного сговора», а также все государства, которые «договариваются с ОПЕК». Этот законопроект предполагает (sic!) «лишить страны-экспортеры нефти так называемого суверенного иммунитета», то есть – «государственного иммунитета». При такой формулировке – а она наверняка останется в тексте закона – любое государство, чья нефтяная политика будет не по нраву США, попадет уже даже не под торгово-экономические санкции, а под американский суд с громадными штрафами и замораживание счетов в обеспечении исков (Казахстан может всем рассказать, как это бывает на самом деле). Та же Саудовская Аравия может оказаться лишенной своих почти 150 миллиардов долларов, что хранятся в банках США.
И Вы представляете, какое начнется «веселье», когда американцы потянут в свои суды целые суверенные (или уже бывшие суверенные) страны за нарушение внутреннего американского законодательства?
Выход есть – заканчивать торговлю нефтью на доллары. Однако, эту меру как-то откладывали «до лучших времен», чтобы не обрушить рынки. Теперь – спасибо Трампу! – многие поторопятся. Китай начинает торговлю нефтью за юани, и это только начало. А с учетом того, что «каждое действие имеет свое противодействие», США могут, рано или поздно, остаться в своей «долларовой зоне», у которой перспективы, как в романе Бальзака про «шагреневую кожу»…
Тут ещё одна интересная коллизия вырисовывается – если Трамп желает судить все государства, которые «договариваются с ОПЕК», то Россия попадает под эту формулировку сразу. Тогда вопрос – а что Трамп хочет сказать Владимиру Путину при ближайшей встрече, о чем он может договариваться, если сам обязан будет судить Россию «за связи с ОПЕК» и никуда от нового закона США уйти не сможет? Иначе «друзья Трампа» ему все припомнят. Поэтому при подготовке возможного саммита Россия-США этот вопрос упускать из виду нельзя.
И, напоследок – мнение директора американской частной разведывательно-аналитической компании «Стратфор» Джорджа Фридмана в его свежем интервью: «Современная Россия стала страной “третьего мира”, она живет за счет экспорта природных ресурсов, цены на которые она не контролирует. Это значит, что она не контролирует свое будущее».
И, вот, настало время, когда Россия в рамках «ОПЕК+» подала заявку на то, чтобы «контролировать цены на свои природные ресурсы» и «контролировать свое будущее». По данным агентства «Bloomberg», Москва и Эр-Рияд в рамках новой организации нефтедобывающих стран с участием 24-х государств, входящих в «ОПЕК+» обсуждают вариант, при котором «структура новой группы будет отличаться от принципа ОПЕК “одна страна – один голос”» – Саудовская Аравия и Россия могут получить в новой организации больший вес.
Возможно, именно для предотвращения такого сценария – перехода права на формирование мировых нефтяных цен от США к «ОПЕК+» – и засобирался Трамп срочно на саммит к Путину? Похоже, что Трампу Сирия с Украиной вместе менее важны, чем контроль над мировыми ценами на нефть, и он ради такого дела готов прилететь даже в Крым.
А что ему ещё делать? Ведь, не станет американского контроля, так – «Goodbye, buck!». Нет?