Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Год 2022-й начался столь резво в политическом плане, что ему вровень не поставишь даже начало 20-го с убийством американцами иранского генерала Сулеймани или начало 21-го с беспорядками в здании Конгресса США, которые были вызваны недовольством части публики «непрозрачными» результатами президентских выборов.
Тогда становилось жарко с первых же дней января. Теперь – ещё жарче, и вокруг масса предположений – кого эта «жара» затронет в большей степени? Зато мало кто сомневается, что горячее её дыхание ощутят слишком многие.
События в Казахстане и переговоры России с Западом – на первом плане. Они привлекают внимание. Мы же сейчас постараемся обратить внимание не некоторые особенности мировой политики, которые не слишком заметны на фоне оперативного изменения обстановки. Хотя, как посмотреть, если эти тенденции касаются двух важнейших элементов жизни, ставших таковыми в силу своего довлеющего влияния на мировую политику?
Как ни удивительно, эти элементы всем известны и имеют очень громкие имена – Демократия и Финансы, но сейчас мало кто обсуждает связанные с ними проблемы. А проблемы есть, и они рано или поздно сыграют свою важную роль в дальнейшем развитии мировой ситуации.
Вот Демократия, например, в Соединенных Штатах входит сейчас (уже вошла?) в ту кризисную полосу, когда из Столпа американской политики превращается (уже превратилась?) в тормоз, мешающий эффективно преодолеть комплексный кризис в США.
Поясним. У Байдена полно проблем – от падения его личного рейтинга до галопирующей инфляции, которая уже приблизилась официально к 10 процентам, а будет явно выше; от поражения в Афганистане до срыва привычных товарных поставок из-за разрыва логистических цепочек, отработанных десятилетиями, но рухнувших в разгар торможения мировой торговли в 2020-21 годах. И все это на фоне стремительного роста ковидных заражений – более 1 миллиона в сутки! Тут ему надо с Москвой о чем-то договариваться по стратегической стабильности, а Конгресс бушует, требуя от Байдена «наказать Россию за агрессию против Украины», которой уже какой год все нет как нет…
Более того, в этих условиях Байден связан… временными рамками. У него – демократия же! – выборы в Конгресс осенью. А значит, надо «красиво выглядеть» перед избирателями, чтобы те не «прокатили» демократических кандидатов. Но, если такое случится, и республиканцы возьмут Капитолийский холм, то будущий республиканский состав Конгресса просто станет блокировать любые инициативы президента США по продвижению антикризисных программ администрации. И демократия в США превращается на наших глазах в тормоз, блокирующий действия властей для преодоления кризиса. Значит, ещё в течение двух лет там многое замрет в состоянии «паузы». А коли и на выборах 2024-го «демы» и «респы» опять поделят исполнительную и законодательную власть, то взаимная блокировка «по партийным интересам» ещё дольше отсрочит выход Америки из кризиса.
Похоже, идея сохранить власть через «голосование по почте» и прочим новеллам, которые продвигают в избирательную практику демократы, нацелена в своей основе не только не сохранение их власти, но – на консолидацию этой власти в руках демпартии, чтобы она могла проводить антикризисную политику, не оглядываясь на мнение республиканцев. Иначе – политический тупик и углубление деградации. Вот так и выясняется, что «демократическое разделение властей», это такая штука, что работает только в благоприятной обстановке. А в критической ситуации она раскалывает политический класс и тормозит введение необходимых антикризисных мер.
Напомним, что у США есть пример того, как эффективно действовать в схожей ситуации. Президент Рузвельт в разгар кризиса 1930-х годов практически сосредоточил всю власть в стране у себя в руках (авторитаризм в чистом виде) и добился-таки того, что Америка после Второй Мировой войны стала абсолютным и безусловным лидером западного мира. Возможно, и на сей раз американские элиты ради собственного выживания пойдут на похожий сценарий, хотя нового Ф.Д.Рузвельта там не видать?
Однако, там другие настроения. Известный американский историк, профессор Йельского университета Тимоти Снайдер признался, что у него «есть причины беспокоиться за будущее страны», поскольку «существуют индикаторы, свидетельствующие о том, что США находятся на пороге серьезного конфликта, который может привести к развалу страны». Он обратил внимание «на высокий градус поляризации общества». И это – один из феноменов, за которыми мы будем наблюдать в 2022 году.
Другой феномен, связанный, между прочим, с первым – переезд западного финансового центра с Уолл-Стрит на Восток. Возможную ситуацию Тимоти Снайдер определил так: «В случае победы экс-главы государства Дональда Трампа на выборах в 2024 году есть риск того, что Америка может прекратить свое существование в нынешнем виде». Другими словами – в случае реванша «респов» на президентских выборах через два года раскол Штатов станет реальностью. Отвлечь внимание местной публики на «страшилку» «русской агрессии против демократической Украины» даже до осенних выборов в Конгресс не получается – слишком долго и нудно. И потом – какая там Украина, когда местная пресса начала намекать американцам на «возможное военное появление России на Кубе и в Венесуэле» с «ракетами наперевес»? У Байдена – промежуточные выборы в Конгресс на носу, а тут – русские ракеты под боком появляются. Хорошо же он договорился с русскими в Женеве (!) – и избирателю такое явно не понравится…
Так вот про «переезд финансового центра с Уолл-Стрит». Этот вопрос был обсужден год назад на программе «60 минут» телеканала «Россия 1». Тогда суть проблемы была сформулирована так: куда может переехать финансовый центр из Нью-Йорка в случае обострения ситуации в самих США? Ведь «деньги любят тишину», и шухер в Америке начинает банкиров нервировать. А потому они уже поглядывают вокруг – куда податься в случае резкого осложнения обстановки «по Тимоти Снайдеру». И на вопрос, сформулированный тогда на площадке нашего ТВ, можно уже сейчас дать ответ. Этот вариант из области «Очевидное – невероятное»: он не столь очевиден, но вполне вероятен.
Итак, все в студии затруднились тогда ответить: «Куда переедет финансовый центр из Нью-Йорка в случае обострения ситуации в самих США?». Вариант «переезжаем в Европу» был отвергнут – в самом Старом Свете все не столько спокойно, чтобы туда деньги с Уолл-Стрит переметнулись. Китайский вариант с Шанхаем также отвергли – китайцы со своей территории не позволят англосаксам командовать мировыми финансами. И мой ответ был прост: «Не знаю, куда они пойдут, но будут переезжать точно!»
Сегодня могу высказать свое предположение на этот счет. Предположение неожиданное, но подкрепленное ходом событий в 2021 году. С этой стороны на новый расклад никто пока не посмотрел, а надо бы… Речь идет о создании союза трех англосаксонских стран под названием AUKUS – ведь никто сразу не мог предположить, что эта тройка Австралия-Великобритания-США создается, прежде всего, ради… сохранения англосаксонского финансового центра, который в случае форс-мажора в США быстро переместится в Австралию. Англосаксы не могут не понимать, что все в мире временно. Если когда-то мировой финансовый центр из лондонского Сити перебрался на Уолл-Стрит в Нью-Йорк, то рано или поздно – сейчас видно, что вполне себе скоро, по мере развития американского кризиса – центр этот поедет дальше и вынужден будет покинуть Манхеттен. Но! Именно родственная англосаксонская Австралия – самое лучшее место для продолжения англосаксонского же финансового глобального доминирования, к которому они привыкли за столетия.
Место идеальное. С одной стороны, его очень удобно защищать, в том числе, и ядерным оружием. Поэтому уже началась военная накачка – только что Австралия достигла соглашения с США на поставки 75 танков «Abrams» и другой бронетехники на сумму в 3,5 млрд долларов, сообщает вашингтонское издание «The Hill». Впереди – перевод сюда американских и английских ядерных субмарин. С другой стороны, Австралия находится совсем рядом со стремительно развивающейся Азией, что позволяет англосаксам с их финансовыми навыками и наработками наиболее эффективно войти в торгово-экономические процессы огромного региона, где проживает более, чем половина человечества, и который явно становится лидером планетарного развития в XXI веке.
И тогда вариант AUKUS начинает играть совсем иными финансово-политическими красками. С легким намеком на то, что планы по эвакуации с Уолл-Стрит переходят из стадии выработки в стадию реализации.
Вот какие интереснейшие сюжеты готовит начинающий год. А, с точки зрения символов, уже обращает на себя внимание, что тот же Трамп намерен воевать против своих «левых» политических оппонентов под… красными знаменами республиканской партии. Он только что в Аризоне на митинге заявил следующее: «Большая красная волна начнется прямо здесь, в Аризоне, и прокатится по всей стране. Она захлестнет всю страну, и она смоет сотни, сотни, тысячи и тысячи социалистов-демократов со своих постов неудержимым потоком патриотов-республиканцев!»
Борьба с левыми под их же красными знаменами… О, времена! О, нравы!
Вот он – сюжет 2022 года: модификация Демократии и перепрятывание Финансов! И не с этими ли фундаментальными переменами на Западе связана информационная истерика вокруг Украины, как отвлекающий маневр? Мы же сколько раз писали о том, что если всех призывают: «Смотрите вон в ту сторону!», то смотреть надо в прямо противоположную сторону, к себе за спину, где и происходит самое главное: там что-то прячут или… крадут.
С наступившим Новым Годом!