- Политолог Журавлев: велика вероятность, что российские военные базы в Сирии отойдут США
- Политолог Светов: Асад переоценил народную любовь
- Украинский политик Олейник: события на Украине можно назвать главными в уходящем году
- Кадыров призвал снять с "Хайят Тахрир аш-Шам" статус террористической организации
Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению, события в Сирии вполне можно вписать в рамки модной ныне политологической концепции нарастания мирового хаоса, разрушения старой системы международных отношений и «ваще» приближения «третьей мировой войны». Об этой войне особенно много говорят в англосаксонском мире, где про неё за последние годы уже снято более десятка фильмов и телесериалов. Во всех из них в финале происходит гибель человечества.
Но нам, россиянам, увы, не до апокалипсисов. Надо срочно решать проблемы актуальной политики, в частности дилемму сохранения своего военного присутствия в Сирии. Здесь имеем как бы определенность, замаскированную под неопределенность. 19 декабря в ходе Прямой линии, совмещенной с ежегодной пресс-конференцией, президент Российской Федерации Владимир Путин заявил по этому поводу буквально следующее: «Подавляющее [число] из них [стран Ближнего Востока] говорит нам, что были бы заинтересованы в том, чтобы наши военные базы в Сирии остались. Не знаю, мы должны подумать над этим». Дипломатия!
Начнем с того, что с момента перехода созданного Сталиным и Рузвельтом государства Израиль на антисталинские позиции, Сирия всегда была нашим надежным и мощным военно-политическим и военно-стратегическим хабом на Ближнем Востоке. Ну, во-первых, она играла вторую после Египта скрипку в попытках арабского мира сбросить сначала молодое, а потом и зрелое еврейское государство в Средиземное море. А во-вторых, играла первую скрипку в давлении на Турцию, которая, как мы помним, была активным членом зловещего НАТО и даже позволила разместить в Измире нацеленные на Москву американские ракеты «Юпитер», из-за чего, собственно, и случился кошмар Карибского кризиса. Именно через Сирию СССР снабжал турецких курдов («Курдская рабочая партия», куда же без курдских «рабочих»!) оружием. Курды вели вооруженную борьбу с турецкой военщиной.
Маленький эпизод из истории. После краха Османской империи, судьбу которой позднее повторил «Союз нерушимый республик свободных», молодое советское государство озаботилось проблемой завоеванного царями Карса, а в ходе действий Российской армии в Первую мировую войну и Трапезунда с прилегающими территориями на Черноморском побережье. Посланные в регион красные эмиссары сообщили в Кремль, что пытаться тут закрепиться - полная безнадега: турки лояльных России армян всех вырезали, а оставшиеся курды живут родообщинным строем и слушают только племенных вождей. Ленин к рекомендациям прислушался. Дикий Карс отдали Ататюрку, а себе оставили только солнечную Аджарию, поскольку в Батуме был нефтеналивной порт и паровозное депо, т.е. рабочий класс присутствовал. Благодарный Ататюрк способствовал помещению на знаковом монументе «Новая Турция» в Стамбуле двухметровых фигур товарищей Ворошилова, Фрунзе и Аралова. Турция за всю свою историю ни разу не дала Советам усомниться в своем нейтралитете и даже устояла перед напором Гитлера, когда тот собирался втянуть ее в войну.
Но мы теперь в Сирии вынуждены сверять геополитические часы и по США, и по Израилю, и по курдам, и, разумеется, по Турции. Трампу, вроде, Сирия как бы неинтересна. Он будет подыгрывать своему другу Нетаньяху. Но вообще американский политический класс смотрит на Сирию как на совершенно неполноценного субъекта международных отношений. Законодатели именно так и ориентируются: ну ее, эту Сирию. В официальных материалах, формулирующих позицию по этому вопросу, прямо говорится: «Президент Байден заявил, что правительство США будет защищать граждан и сотрудников США в Сирии вместе с региональными партнёрами США и будет сохранять бдительность в отношении возможного возрождения ИГИЛ» (запрещена в РФ как террористическая организация). Не бог весть какие стратегические цели.
Американские аналитики дают следующий расклад «противоборствующих» субрегиональных игроков. С конца ноября большая часть западной Сирии оказалась в руках коалиции, возглавляемой признанной США иностранной террористической организацией (ИТО) «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) (запрещена в РФ как террористическая организация), поддерживаемой Турцией Сирийской национальной армии (СНА) и вооружённых группировок на юге Сирии. Имеются также группы (включая алавитские меньшинства), которым исторические связи с режимом Асада позволяют сохранять присутствие в некоторых западных прибрежных районах, где расположены российские военно-воздушные и военно-морские базы. Восточная Сирия по-прежнему в значительной степени находится под контролем поддерживаемых США Сирийских демократических сил (СДС) под руководством курдов и поддерживаемой США Сирийской свободной армии, которые являются партнёрами США в борьбе с остатками «Исламского государства» (ИГ/ИГИЛ) (запрещена в РФ как террористическая организация), которое когда-то доминировало в некоторых районах Сирии и Ирака.
Если отвлечься от нашего любимого пропагандистского занятия – проклинания пиндосов, то следует признать, что смертельный клэш у нас с дядей Сэмом в регионе отсутствует. Не Украина. Сами американцы дают такие сведения. Около 900 военнослужащих США находятся на востоке и юге Сирии, проводя контртеррористические операции против остатков ИГИЛ и «помогая» СДС в охране 9 тыс. пленных боевиков ИГИЛ и управлении лагерями беженцев для более чем 40 тыс. человек из районов, ранее контролировавшихся ИГИЛ. После вывода войск Асада Центральное военное командование США уже нанесло десятки авиаударов по целям ИГИЛ в Центральной Сирии.
Таким образом, для России договорная база с США, Израилем, курдами, арабами и турками в новых условиях более чем достаточна. Решать про базы нам. Но не забыть бы и верного союзника.
Время все расставляет по своим местам. В ноябре 2022 года в Москве был открыт памятник Фиделю Кастро, на церемонии присутствовал Владимир Путин и президент Кубы Мигель Диас-Канель. Поставили на площади, носящей имя команданте. На Соколе. Есть в Москве и памятник Ганди, и Хо Ши Мину, и Де Голлю, и Тельману, и не очень близкому России, но любимому в Венесуэле Боливару. А где поставят памятник Башару Асаду?