Начну с того, что мои первые поздравления Александру Васильевичу Маслякову – вся его многолетняя работа по «склеиванию» постсоветского пространства через КВН принесла первый плод. Один из ярких кавээнных лидеров стал президентом одной из постсоветских стран – на Украине народ избрал себе президентом Владимира Зеленского.
Когда мы пять лет назад, в дни начала Майдана в Киеве, написали большой материал о перспективах Украины, то наши предположения о начале процесса распада единой Украины оказались точны: Крым вернулся домой, а Донбасс встал против западенской власти, обосновавшейся в Киеве. Тогда же мы отметили, что на Украине существуют три желаемых направления развития страны – сближение с Россией; сближение с Европой; и самостоятельное развитие, чтобы никто из внешних сил на независимость Украины не покусился. Причем, все и сразу. Поэтому, когда Майдан победил в интересах одной группы населения, две другие пошли своими дорогами. Насколько этот разрыв оказался трагичен, продемонстрировали и одесский ужас 2 мая 2014 года, когда одни жгли других, и бомбардировки Донбасса…
Пять лет прошло. Украина пережила многое, и теперь будет переживать транзит власти. Вопрос: куда поведет страну новый президент, вышедший из юмористической телепрограммы КВН и доказавший на собственном опыте, что «в каждой шутке есть доля правды»? Давайте оценим несколько векторов его возможных проблем в условиях, когда внешние игроки также будут отрабатывать свои интересы.
Да, именно интересы европейцев проявились пять лет назад на Майдане, когда только ленивые политики из стран ЕС не засветились в ходе киевских манифестаций. Сам покойный ныне сенатор США Джон Маккейн также отметился тогда на киевских улицах. Не говоря уже о вошедших в фольклор печеньках, которые раздавала на Майдане замгоссекретаря США Виктория Нуланд. Эти перформансы побудили у лидеров Майдана иллюзии, что «разворот на Запад» состоялся и скоро оттуда потекут сказочные дары в виде «молочных рек с кисельными берегами».
Дары появились. Но только в виде долговых кредитов – бесплатно никто из западников кормить не обещал. В результате уже в нынешнем году украинские власти должны будут изыскивать почти 14 миллиардов долларов, чтобы расплатиться только за часть кредитных вливаний. А эти долги становятся год от года все тяжелее. К началу марта 2019 года государственный долг страны составил почти 2,112 трлн гривен, или 78,24 млрд долларов!
Обещанный «безвиз» в Европу состоялся, но это сыграло свою роль в сокращении украинского населения, которое отправилось с родной земли – кому что ближе – кто на Запад, а кто на Восток в поисках работы и лучшей доли. За пять лет уехали миллионы людей, которых недосчитались сегодня на избирательных участках президентских выборов.
Да ещё избиратели на Донбассе были вычеркнуты киевской властью, которая за прошедшие пять лет предпочитала посылать в эти земли пули и снаряды. А выполнение Минских соглашений, под которыми стоит подпись президента Украины и которые легли в основу решения Совета Безопасности ООН, теперь становится заботой нового главы украинского государства.
И вот в этой обстановке, которую мы описали лишь несколькими важнейшими штрихами, Зеленский должен выстраивать свою линию поведения. Оценим перспективы.
На Западе прошел пыл активной пропагандистской и политической поддержки майданных деятелей, и выкристаллизовалось понимание того, что тридцать с лишним миллионов людей, которым на Украине создали иллюзию «вхождения в Европу», теперь стали обузой для Евросоюза. И нет никаких намеков на то, что европейские партнеры Киева будут финансово и экономически поддерживать Украину.
Ещё жестче повели себя Соединенные Штаты. Трампу доложили про «украинский след» в избирательной кампании его врагов из стана Хиллари Клинтон, и это – для начала отношений Трампа с Зеленским – вылилось в срочный отзыв посла США из Киева. Более того, в Вашингтоне прозвучала угроза вообще не присылать нового посла до 2020 года, т.е. до того момента, когда и если Трамп будет переизбран на второй срок.
А присутствие на инаугурации Зеленского не обещанного вице-президента США Пенса, а министра энергетики США – это яркое свидетельство того, что Трамп послал эксперта для аудита газотранспортной структуры на украинской территории, чтобы решить, как с этим ресурсом поступать дальше.
Так что, со стороны США не будет для Киева даже новых «печенек». Зато, как полагают многие обозреватели, наоборот, – Трамп начнет к своим выборам разыгрывать «украинский сюжет» и мало не покажется не только Хиллари Клинтон, но и киевским активистам. И никто у Трампа не будет смотреть на то, что президент на Украине сменился. Выяснение отношений пойдет по большому счету.
Со своей стороны Россия демонстрирует выход из состояния «ожидания». Если до выборов на Украине Москва держала длительную паузу, чем, кстати, очень раздражала западников, то теперь решение о выдаче российских паспортов жителям Донбасса, а возможно, и другим ныне гражданам Украины, это уже шаг, в результате которого численность населения там может дальше сократиться, а здесь – увеличиться.
Решение о введении экономических санкций против Украины также работает на то, чтобы иметь дополнительные рычаги влияния на киевские власти: вы хотели на Запад, пожалуйста – разворачивайтесь туда. В конце концов, государственная русофобия должна дорого стоить.
И куда деваться новому президенту Украины, если Запад не горит желанием брать его страну на довольствие, а Россия просто демонстрирует, что готова помочь исключительно тем жертвам русофобского режима, которые хотят вернуться в лоно русского мира? Будет забавно, если кое-кто из западенцев или их адептов начнет изображать из себя таких «жертв», чтобы, «перекрасившись», найти себе спокойное местечко под дланью Москвы.
Неслучайно, один из обозревателей уже предостерег от возможного разворота риторики в среде украинских пропагандистов – от русофобии к русофилии. Жить-то дальше как-то надо будет. Посмотрим. Как говорится, «переобуваться в прыжке» стало уже известной традицией при резкой смене ситуации в самых разных местах.
И ко всем этим проблемам Зеленский с ходу прибавил ещё одну – роспуск Верховной рады и досрочные её перевыборы должны, по мнению его команды, привести к тому, что в парламенте скоро будет стойкое пропрезидентское большинство. Это, конечно, облегчит ему работу. Только интересно будет посмотреть, насколько сильны остаются позиции «промайданных» сил, которые могут потерять не только парламентские позиции, но и нечто большее, чем властные полномочия. И они будут биться, поскольку Зеленского, наверняка, и со стороны Москвы и со стороны Запада начнут подталкивать к зачистке «бандеровщины». Иначе угрозы – Будапешта и Бухареста с Варшавой – «вернуть утраченные земли на западе Украины» могут стать для новых властей в Киеве такой головной болью, что Зеленский может пожалеть о том, как решил идти в президенты.
Впрочем, тот факт, что выпускник КВН стал главой государства в одной из постсоветских стран, вызывает определенную надежду, связанную с настроем самого кавээновского движения на сохранение и единства постсоветского пространства, и русского языка, как языка КВН, и укрепление добрых, дружеских связей участников этого замечательного проекта, который возглавляет Александр Васильевич Масляков.
Можем ли мы представить себе, что рано или поздно и в других бывших советских республиках, а ныне независимых государствах президентами станут участники КВН, который воспитывает в них дружбу и единство?