Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Сто без малого лет прошло с того для, когда 23 августа 1915 года в газете «Социал-Демократ» № 44 была опубликована статья «О лозунге Соединенные Штаты Европы», подписанная Н.Ленин. Тогда это был литературный псевдоним Владимира Ленина. Сегодня, почти век спустя, проблемы европейской интеграции видятся весьма актуальными на фоне явного роста противоречий в «дружной семье европейских народов» под названием Евросоюз.
Пока в Европе были тишь да гладь после революционных (кто-то скажет – контрреволюционных) перемен рубежа 1990-х, она пестовала общеевропейское счастье. Это счастье приходило к малоимущим родственникам Старого Света, которые «с протянутой рукой» нарисовались на его восточных границах в лице бывших советских республик Прибалтики и бывших социалистических стран - членов Варшавского договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Для них евросчастье выражалось в виде бесплатных подачек со стороны центра ЕС – Брюсселя, наполнявшего твердыми евро бюджеты восточных нищебродов задарма! Одна Польша получила за годы её членства в ЕС более 100 миллиардов евродотаций. Ранее социалистическая Польша также получала преференции и поддержку со стороны Москвы, но ни Москве тогда, ни Брюсселю сейчас поляки даже «Dziękuję bardzo» за миллиардную помощь сказать не удосуживались. Наоборот, проявляют польский «honor», демонстрируя своим видом, что «им опять всё не так».
И правильно – деньги не могут и не будут той скрепой, ради которой страны и народы готовы благодарить друг друга. Вот отнять деньги у соседа или грабануть дальние колонии – это для европейцев веками было любимой забавой. Вспомните, как английские королевские пираты грабили испанские караваны, которые из Южной Америки по Атлантике перевозили золото и другие ценности. Имена этих капитанов – Дрейка и Моргана – не забыли? На том грабеже испанских каравелл, кстати, вырос первый Банк Англии, куда по велению правителей Туманного Альбиона сгружали ценности, награбленные в войнах против Испании и в британских колониальных захватах Индии и Африки. Сходите в Британский Музей и посмотрите, сколько там наворованного красуется в виде «экспонатов».
На этом грабеже веками поднималась Европа, беднейшая с точки зрения собственных природных ископаемых – Таблица Менделеева не для них. Там земля не родит – в ней ничего нет! Зато заносчивые европейцы считают себя почти «богами», навязывая миру свои порядки, чтобы мир подчинялся колониальному хлысту в самых разных обличиях – от оружия до финансов, от торговых санкций до «fake news» из арсенала «постправды».
Один французский философ правильно дал определение Европе – он назвал её от тоски «полуостровом Евразии». Полуостров он и есть полуостров, и состояние умов там веками не меняется: поскольку «своего» нет, то надо забрать чужое. «Столетняя война», «Тридцатилетняя война», «Первая мировая война», «Вторая мировая война», сколько де там было междоусобных войн – и это всё европейские феномены. Это всё сражения за чужой кусок хлеба, поскольку свой слишком мал. Вы через любую страну Европы за сутки проедете на машине от границы до границы, а некоторые страны вообще можно пересечь по три-четыре за день. Не тот размах, чтобы соответствовал замаху европейских амбиций и хотелок казаться «богами».
А амбиции с веками никуда не делись. Как и местные противоречия. Не успела Британия покинуть ряды Евросоюза, как вернулась давняя англо-французская вражда. Пока выясняют принадлежность рыболовных акваторий в проливе Ла Манш, но – лиха беда начало, и спор на повышенных тонах пошел уже о том, кто в ответе за мигрантов и беженцев, которые сейчас толпами переплывают тот же Ла Манш с континента на остров? Премьер Британии Джонсон написал открытое письмо президенту Франции Макрону с предложением немедленно начать совместные действия по предотвращению попадания нелегальных мигрантов через Ла-Манш на Британские острова. Но Макрон считает, что выносить на публичное обозрение разногласия по таким чувствительным темам нельзя, и в ответ Франция отозвала приглашение британскому министру участвовать во встрече министров стран ЕС во французском Кале – обойдемся бритты, мол, без вас.
Лет десять назад светлые головы евросчастливцев посетила идея о «Европе двух скоростей», т.е. о возможности неравномерного развития отдельных стран ЕС, внутри которого нищеброды с востока мешают быстрому развитию лидеров из Западной Европы. Но эта идея сегодня вообще не упоминается, поскольку кризис с ковидом, с миграцией из Азии и Африки да ещё с экономическими неурядицами ударил по всем вместе, и вопрос встал только о «скорости падения».
Это к вопросу о формировании «Соединенных Штатов Европы» очень хорошая иллюстрация. Пока денег было достаточно и для развития стран-доноров, и для кормления нищебродов-реципиентов, все евросчастливцы были накормлены и расслаблены. Зато теперь они начали голодать, чем озабочены и озлоблены. Причем, злоба их по какой-то странной причине развернута на… Россию. Мы-то причем, коли у них пятки подгорают от жара местного кризиса?
Хотя, возможно, причина очередных проклятий в адрес России проста. Веками в лихие годы, когда на европейских просторах начинались какие-то проблемы, орды евросчастливцев перли на Россию, чтобы пограбить. Африка с Азией далеко, до Южной Америки не все доплыть могут, а Россия с её богатствами и просторами – вот она, только руку протяни. И вот под такой клич «Дранх Нах Остен!» они собирались не раз, и не два – примерно раз в столетие. И тянули сюда свои руки, обагренные русской кровью. И были биты. И заканчивал те войны русский солдат в столицах евроагрессоров. Только уроки те для евросчастливцев, видно, были не впрок, коли опять на наши рубежи они заглядываются – авиация НАТО уже летает на расстоянии 20 км от российских берегов.
И эта историческая русофобия, никуда не пропадавшая, но на время, пока они там все жевали, приглушенная, опять заворочалась и сбросила дрему. Не по-доброму эта всеевропейская компания переводит стрелки своих проблем, обвиняя Москву в том, что та вынуждена действовать, например, в газовых делах, точно по европейским же законам. И если они даже собственные законы не смогли разработать в своих же интересах, то кто им доктор? Но виновата для них все равно Россия. Оголодали и набычились…
Так что, если и есть единство в рамках некоего евросближения под названием «Соединенные Штаты Европы» (СШЕ), то сближает и консолидирует их, как видно, не вопрос развития и, например, превращения Европы в Мирового Лидера XXI века – там об этом вообще речь не ведут. Интересует их – на подкорке! – как бы так грабануть Россию, чтобы им за это в сегодняшних условиях ничего не было, чтобы сами не огребли. Вот эта русофобия и есть скрепа, наверное, самая мощная во внешней политике Евросоюза. Русофобия возбудилась, проснулась и повизгивает.
А считают себя «богами»… Какие они боги с такими-то замашками. И чего другого ожидать от тех, у кого амбиции не совпадают с возможностями? И как актуально звучит, спустя почти век цитата из давней статьи, с которой мы начали этот разговор: «Соединенные Штаты Европы при капитализме равняются соглашению о дележе колоний». Сто лет позади – и что изменилось в Европе? Опять ищут - кого бы «разделить».
А знаете, что будет дальше? Они не успокоятся, пока не насытятся. А кого «кушать»? Россию? – Пусть только попробуют. Африку? – Так сил на это нет даже у бывшей метрополии Франции, бегущей из Мали и ЦАР. Азию? – Индия с Китаем все объяснят евросчасливцам на пальцах, а возможно, и на кулаках. Южную Америку? – Там США уже просчитывают свои плюсы от возвращения к доктрине Монро: «Америка для американцев». Куда ни кинь - везде клин. Значит…
Значит, очень скоро евросчастливцы займутся самоедством. Расклад примерно таков: Старая Европа перестанет кормить нищебродов с востока – на всех рассчитано не было, а на фоне этого кризиса-междусобойчика возбудятся недокормленные беженцы-исламисты, которые и так уже будоражат Францию и Германию, Бельгию и Данию. И далее мало никому не покажется, если в ход пойдет оружие.
Так что, вспоминая о терминах евроинтеграции, мы должны сразу задать вопрос: «Какова база такой интеграции? Против кого будет дружить европейская семья, чтобы прокормить своих многочисленных нищебродов?» И ответ на этот принципиальный вопрос будет совсем не такой позитивный и оптимистический, как бывала ситуация в Старом Свете ранее. Вспомним, как лет двадцать-тридцать назад Европа начала переваривать восточноевропейские страны с их ценностями и небольшими, но ресурсами. Деиндустриализация Болгарии или Венгрии – это пример для учебников истории, и не единственный. Или вспомним, как последние десять лет Европа села на иглу «количественного смягчения», то бишь получала пустые, ничем не обеспеченные евро, которые Европейский Центробанк вбрасывал в экономику по примеру ФРС США. Вот так триллионами долларов и евро накормили западные страны, и те пресытились валютой до степени гиперинфляции.
Деньги перестают быть дефицитом. Значит, перестают быть ценностью. А реальных ценностей – природных ископаемых и энергетики на полуострове Евразии нету от слова «совсем». Ветряки им в помощь. Пока хоть пища не переводится, хотя собрались уничтожать коров – те слишком густо портят атмосферу, зато кормить людей червями. Так что, вопрос о европейском лидерстве не выглядит актуальным, и это может иметь самые негативные последствия для евроинтеграции. Прежде она происходила в желудках, и это тогда сработало. А теперь должна произойти в головах, но такого вряд ли можно ожидать, когда животы у них стало сводить.