Сергей Саенко, международный обозреватель
В понедельник, 13 марта, на военно-морской базе Сан-Диего (штат Калифорния) прошла встреча президента США Джозефа Байдена с премьер-министрами Великобритании и Австралии Риши Сунаком и Энтони Альбанезе. Главной темой этой встречи стало уточнение пунктов договора об оборонном сотрудничестве в рамках блока AUKUS (Australia, United Kingdom, United States), созданного осенью 2021 года. Среди тем обсуждения – взаимоотношения «тройки» с Китаем и Россией. На встрече также затрагивалось сотрудничество в ряде военных областей, включая гиперзвуковые ракеты, искусственный интеллект и квантовые вычисления.
Безусловно, стороны не могли обойти вниманием краеугольную тему: строительство атомных подводных лодок (АПЛ) для Австралии на основе американских и британских технологий – самом шумном проекте в рамках блока, едва не поссорившем США с Францией. Ведь Канберра в угоду новым партнерам по AUKUS отказалась от многомиллиардой сделки с Парижем по поставкам 12 французских подлодок и решила строить АПЛ вместе с Вашингтоном и Лондоном для модернизации своего устаревшего дизельного подводного флота.
Строиться подлодки, за основу которых будет взята британская субмарина класса Astute, будут в Аделаиде, на юге Австралии. Подводная лодка нового поколения получит название SSN Aukus. При этом Вашингтон и Лондон передадут Канберре некоторые свои технологии для подлодок. Предполагается, что первые АПЛ будут введены в эксплуатацию ближе к 2040 году. По независимым оценкам, согласно газете The Financial Times, строительство и поставки восьми подлодок в течение почти 30 лет обойдутся Австралии в $125 млрд.
Пока же, чтобы восполнить временной пробел, Канберра планирует закупить у США порядка пяти подлодок класса Virginia, которые тоже еще должны быть построены. Как отмечает агентство Bloomberg. Австралия не сможет получить свою первую АПЛ в течение как минимум 10 лет, и даже тогда сделка чревата потенциальными задержками и неопределенностью. К тому же существует еще и финансовый вопрос. К примеру, одна подлодка класса Virginia стоит около $3,5 млрд, что составляет более 10% годового нынешнего оборонного бюджета Австралии в $30 млрд. И данный факт вызывает немалую озабоченность у австралийцев.
Однако эта озабоченность Канберры – ничто по сравнению с тем, какую реакцию создание AUKUS вызвало в Пекине, поскольку планы альянса окончательно закрепляют за Китаем статус главного противника всех трех стран. В этой связи совсем не удивительно, что в Пекине такое поведение США, Великобритании и Австралии назвали «крайне безответственным» и дестабилизирующим ситуацию в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). По мнению Китая, передача подлодок с атомным реактором Австралии – неядерной державе – станет нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия. И хотя страны–члены AUKUS уверяют, что беспокоиться не о чем – все реакторы будут поставляться «сваренными, экранированными и герметично закрытыми», опасность распространения ядерного оружия от этого никуда не денется. Проблема в том, что в качестве топлива используется высокообогащенный уран, потенциально пригодный для изготовления ядерного оружия. Его извлечение из реактора маловероятно, но возможно, а букву Договора такие действия нарушают. Это без сомнения. И честному слову аглосаксов про герметичные реакторы почему-то мало верится.
Об этом на минувшей неделе напомнила официальный представитель МИД КНР Мао Нин, которая заявила: «На наш взгляд, партнерство между тремя странами представляет собой серьезный риск распространения ядерного оружия, что оказывает влияние на международную систему ядерного нераспространения, а также стимулирует гонку вооружений». Подчеркнем, Россия и Китай и ранее неоднократно, в том числе на уровне лидеров двух стран Владимира Путина и Си Цзиньпина, выражали тревогу и неудовольствие в связи с созданием таких структур как AUKUS. Пекин, например, заявляет, что появление этого альянса основано на ментальности холодной войны и усугубит гонку вооружений. КНР также называла эту группировку «попыткой создания тихоокеанского НАТО», не способствующего поддержке мира и стабильности в регионе.
Однако, несмотря на это, Австралия полна решимости обзавестись собственным ядерным флотом. Как заявил 9 марта в эфире радио ABC министр обороны Австралии Ричард Марлз, будущие АПЛ страны будут в ее полном суверенном распоряжении. В этой связи невольно вспоминаются слова бывшего премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада, который называл Австралию «американским шерифом в Тихом океане». И, похоже, Канберра со вступлением в новый альянс начинает в полной мере оправдывать это определение.ежду тем для самой Австралии, которая публично выражает радость от столь тесного сближения с США и Британией, AUKUS может обернуться серьезными проблемами в отношениях с Китаем, которые только-только начали выправляться после трех лет торговой войны. А торгово-экономическими отношениями с Пекином, надо заметить, Канберра очень дорожит – ведь он по-прежнему главный торговый партнер Австралии. Достаточно сказать, что товарооборот между двумя странами в 2022 году превысил $220 млрд.
Вне всякого сомнения, США, создавая AUKUS, стремятся консолидировать англосаксонский мир в противостоянии с Пекином и Москвой. Однако эксперты не исключают, что к этому альянсу в будущем могут присоединиться и другие страны региона, например, Южная Корея, Сингапур и даже Япония. У этих стран свои «счеты» с Китаем, а у Токио – еще и с Москвой. При этом в ИТР уже не первый год существует такое объединение как QUAD (США, Австралия, Индия и Япония), главной целью которого также является противодействие все растущему влиянию Китая в данном регионе. Помимо этого есть еще и «Партнерство пяти глаз» – Новая Зеландия, Австралия, Канада, США и Великобритания, созданное для обмена разведывательной информацией между входящими в него странами. Не будем забывать, что и НАТО стремится расширить свое влияние в ИТР.
Таким образом, Вашингтон создает целую систему блоков и различных объединений, которые могут вполне успешно взаимодействовать и сотрудничать между собой под пристальным взглядом и непосредственным руководством Соединенных Штатов. А цель этой возможной единой структуры одна – действовать в первую очередь против Китая, а также России, которая, не будем забывать, является тихоокеанской державой.
Не случайно в этой связи президент России Владимир Путин еще в августе прошлого года в обращении к участникам и гостям X Московской конференции по международной безопасности заявил, что коллективный Запад стремится распространить на Азиатско-Тихоокеанский регион свою блоковую систему по аналогии с НАТО в Европе. По словам Путина, «с этой целью формируются агрессивные военно-политические союзы, такие как AUKUS и другие». Что это действительно так, подтвердила и нынешняя встреча «тройки» в Сан-Диего.
В целом же, говоря о калифорнийской встречи, можно сказать, что она стала наглядным свидетельством того, что военный союз трех стран антикитайской и антироссийской направленности обретает все большую конкретную наполняемость, и стороны не ограничивается абстрактными заявлениями. Данный факт необходимо учитывать Пекину и Москве и быть готовыми дать достойный отпор Вашингтону и его партнерам по AUKUS и другим объединениям в ИТР.