Два саммита российского президента с руководителями двух Корей, Северной и Южной, - августовский в Улан-Удэ и ноябрьский в Санкт-Петербурге - заставили мир с оптимизмом говорить о газопроводе Россия - Северная Корея - Южная Корея. По итогам встреч три лидера объявили об участии своих стран в крупномасштабном энергетическом проекте, материальной основой которого стал "большой газ" Сахалина. Нить трубопровода в этом году протянулась во Владивосток (через Хабаровск), и теперь стоит задача "соединить" ею территории двух корейских государств.
На этом пути уже проделана немалая практическая работа. Её кульминацией стали состоявшиеся в середине сентября в Москве раздельные встречи председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера с министром нефтяной промышленности КНДР Ким Хи Ёном и президентом Kogas Чу Ган Су. На переговорах с главой Kogas была подписана «дорожная карта», определяющая график реализации проекта поставок природного газа из России в Южную Корею. Поставки газа в Южную Корею могут начаться в 2017 году. Объем поставок, предположительно, составит 10–12 млрд. кубометров в год.
По результатам переговоров с северокорейскими партнерами был подписан меморандум о взаимопонимании между "Газпромом" и Министерством нефтяной промышленности КНДР. Учитывая, что между Москвой и Пхеньяном пока нет соглашения о сотрудничестве в газовой сфере, российская сторона считает необходимым заключить соответствующее межправительственное соглашение, которое создаст правовую основу для реализации проекта. При этом "Газпром" намерен решать все вопросы сооружения газопровода на территории КНДР только с Пхеньяном. Предполагается, что "Газпром" возьмет на себя все финансовые расходы по строительству северокорейского участка газопровода длиной около 700 км. Возможно привлечение северокорейской рабочей силы в ходе строительства и последующей эксплуатации газопровода, конечно, после соответствующего обучения. Однако весь газ будет идти транзитом, исключительно в Южную Корею.
Необходимо подчеркнуть, что в данном проекте чисто экономические аспекты теснейшим образом переплетены с проблемами геополитическими, стратегическими, затрагивающими безопасность на Корейском полуострове. Реализация проекта должна способствовать созданию атмосферы доверия между Пхеньяном и Сеулом, нормализации их взаимоотношений, урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова и, соответственно, укреплению мира и стабильности в Северо-Восточной Азии.
Именно такая перспектива полностью отвечает национальным интересам России. Дело в том, что в этом трехстороннем проекте есть как экономическая, так и внешнеполитическая составляющие. Он способен привести к укреплению сотрудничества России с КНДР и Республикой Корея. В то же время его реализация нацелена на нормализацию межкорейских отношений. Москва надеется, что проект поспособствует созданию атмосферы доверия между Пхеньяном и Сеулом, восстановлению прерванных в последние годы межкорейских контактов, улучшению энергоснабжения РК и в то же время открытию перед КНДР более широких перспектив подключения к международным хозяйственным связям. Ведь вопросы, связанные с прохождением газопровода через демилитаризованную зону, на определенном этапе неизбежно потребуют трехсторонних и прямых межкорейских консультаций.
Конечно, на пути претворения этих планов в жизнь лежит немало препятствий. Одно из них – широко обсуждаемые сейчас опасения, прежде всего, среди южан, что "коварные и непредсказуемые" северяне смогут использовать трубу для того, чтобы шантажировать Сеул.
Здесь надо заметить, что Пхеньян глубоко заинтересован в этом газовом проекте. Прежде всего, для того, чтобы получать на стабильной основе 100-200 млн. долларов в год за транзитные услуги и труд своих рабочих на строительстве газопровода. Риск лишиться транзитных денег в случае осложнений отношений с партнёрами по трёхстороннему проекту – перспектива нежелательная. При этом северяне хорошо понимают, что те 15% от общего потребления газа, которые РК будет получать по трубопроводу, "аргумент недостаточный" для того, чтобы использовать его в качестве какого-либо шантажа против Юга.
Все эти обстоятельства делают очевидным тот факт, что проект строительства газопровода выгоден его участникам. Для России это - одно из важных средств реализации долгосрочной фундаментальной цели – интеграции в экономику Восточной Азии, в рамках которой Корейский полуостров обоснованно рассматривается в качестве важного моста в регион. С другой стороны это - возможность диверсифицировать направления газоэкспортной стратегии.
Но и Сеулу также необходимо диверсифицировать источники получения энергоносителей, поскольку становится все более опасной чрезмерная зависимость страны от традиционных ближневосточных источников газа. Есть и другие причины - снижение безопасности морских коммуникаций из-за угрозы пиратства, потенциального противоборства между США и Китаем, тревожное развитие событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Кроме всего, прогнозируется быстрый рост потребления углеводородных ресурсов в соседних с Корейским полуостровом странах - в Японии, корректирующей энергополитику после фукусимской трагедии, и в Китае, где к 2030 году, по оценкам аналитиков, спрос на газ превысит европейский показатель. Все эти обстоятельства открывают перспективы для поставок российского газа даже в том случае, если Китай достигнет успехов в добыче сланцевого газа. В настоящее время «Газпром» работает над организацией трубопроводного экспорта газа в эту страну по двум коридорам поставки (объемом до 68 млрд. кубометров) и прогнозирует, что к 2030 году его доля на рынке Северо-Восточной Азии составит примерно 13% (для сравнения: в Европе - более 30%). Всё это неизбежно усилит давление на российский рынок газа.
Очевидно, что устойчивое и динамичное развитие экономики Республики Корея будет увеличивать потребность в газе (она, как известно, уже сейчас – второй после Японии импортёр газа в мире, а в целом её экономика почти на 70% зависит от импортных энергоносителей).
Принципиально важно, что сегодня в "газовой" политике на восточном направлении Москва перестала только говорить и обещать, но начала строить протяженные газопроводы. Реализуется ветка Сахалин – Хабаровск – Владивосток протяженностью 1800 км, с планируемой мощностью 30 млрд. куб. м. (строительство первой очереди завершено). Прокладывает свой путь нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан протяженностью 4188 км (проектная мощность - 80 млн. тонн нефти в год), завершение строительства его второй очереди намечено на 2014 год. Кроме того, на Сахалине уже построен первый в России завод по сжижению газа, а во Владивостоке такое предприятие войдет в строй в 2018 году.
Характерно, что строительство трубопроводных систем, направленных по тихоокеанскому вектору, идёт сейчас в хорошем темпе, с опережением графика. Это позволяет надеяться, что "корейский газопровод" будет построен в установленные сроки и доставит на полуостров не только "голубое топливо", но и ветку мира.