В ноябре тлевший с лета конфликт вокруг сотрудника Центрального разведывательного управления (ЦРУ) и Агентства национальной безопасности (АНБ) США Эдварда Сноудена получил новое развитие. В первый день месяца депутат Бундестага Ганс-Кристиан Штребеле, встречавшийся со Сноуденом в Москве, передал послание бывшего разведчика канцлеру Германии Ангеле Меркель. Депутат заявил также, что беглый экс-сотрудник АНБ хотел бы выступить перед Конгрессом США по проблеме работы американских спецслужб. В ответ 3 ноября глава комитета сената США по разведке Дайэнн Файнстайн указал, что считает, что Эдвард Сноуден не заслуживает снисхождения властей страны. В тот же день Советник президента США Дэн Пфайфера заявил, что предложение о помиловании Сноудена даже не обсуждается. Похоже, что "дело Сноудена" стало в самом деле очень чувствительным для администрации демократов.
Столь болезненная реакция Белого дома вызывает недоумение. Эдвард Сноуден обвиняется в том, что передал американским газетам "The Guardian" и "The Washington Post" секретную информацию относительно слежки американских спецслужб за гражданами и лидерами других государств при помощи информационных сетей и средств связи. Осенью к ним добавилось обвинение, что Снуден передал французским СМИ и правительству Германии данные о работе в этих странах американских спецслужб. Однако подобные действия – не новость в межгосударственных отношениях. Бывшие разведчики не раз получали политическое убежище и выступали с разоблачительными заявлениями: имена Кима Филби, Виктора Суворова и Олега Гордиевского давно получили широкую известность. Ни одно из этих дел не вызвало обострения в отношениях США с СССР / Россией или, тем более, США и европейскими союзниками.
"Разоблачения" Эдварда Сноудена также не носили сенсационного характера. Разведывательные службы всего мира наблюдают за лидерами других государств - насколько им позволяют бюджет и техническая оснащенность. В распоряжении Соединенных Штатов - самая мощная в мире спутниковая группировка, обладающая высокими способностями к наблюдению и фотографированию объектов. Американцы не скрывали, что их система глобального позиционирования "NAVSTAR-GPS" используется в том числе и в разведывательных целях. Китай и Индия регулярно ставили перед ООН вопрос о том, что строящаяся Система глобального мониторинга за ядерными испытаниями может быть использована Вашингтоном в разведывательных целях. Достаточно вспомнить, что наиболее мощные узлы радиолокационных станций расположены на территории союзников США - стран Западной Европы, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Данные Эдварда Сноудена могли только касаться использования АНБ отдельных проектов в области связи: "PRISM", " X-Keyscore", "Tempora".
Не были сенсацией и сообщения Эдварда Сноудена о шпионаже АНБ в странах Евросоюза. "Зарубежная Европа" со времен "холодной войны" имеет на своей территории мощную разведывательную инфраструктуру США. Американские спецслужбы (включая АНБ) регулярно вели наблюдения за правительственными учреждениями европейских стран НАТО по двум причинам. Во-первых, Вашингтон всегда сомневался в лояльности союзников. Во-вторых, противники США часто собирали о них разведывательные данные на территории европейских стран. Едва ли политики стран ЕС были столь наивны, что не предполагали, будто американцы используют свои системы для наблюдения за партнерами по НАТО. Похоже, что "дело Сноудена" используется и Белым домом и его противниками для решения политических, а не разведывательных, задач.
Заложником "дела Сноудена" оказались, прежде всего, российско-американские отношения. Решение Москвы предоставить политическое убежище Эдварду Сноудену было в самом деле подарком для Вашингтона. Еще в феврале Белый дом выступил с инициативами в области ядерного разоружения, суть которых сводилась к следующему: дальнейшее сокращение стратегических ядерных сил (СЯС) в обмен на свободу рук в развертывании системы противоракетной обороны (ПРО). С похожими заявления президент Обама выступил в Берлине 19 июня 2013 года. Однако российская сторона отвергла и февральскую, и июньскую инициативы Белого дома. "Дело Сноудена" позволило Вашингтону удачно выйти из переговорного тупика: 7 августа президент Барак Обама заявил о частичном пересмотре российско-американских отношений, включая отказ от встречи с Владимиром Путиным на саммите "группы двадцати" в Санкт-Петербурге.
В Москве также не были довольны форматом возобновившихся переговоров. Администрация Обамы призывала к более глубоким, чем предусмотрено договором СНВ-3, сокращением СЯС. Однако в области ПРО Вашингтон был готов идти только на подписание ни к чему не обязывающей декларации о сотрудничестве - наподобие Хельсинского декларации 1997 года. Российская сторона, в свою очередь, не была готова идти на крупное сокращение тактического ядерного оружия. После Берлинской речи Барака Обамы стратегический диалог вновь, как и в 2011 году, зашел в тупик. Решение о предоставлении временного убежища Эдварда Сноудена позволило Кремлю прервать дискуссию вокруг невыгодных для него "берлинских инициатив" Обамы.
Похожая ситуация возникла и в отношениях США со странами Евросоюза. В ответ на разоблачения Эдварда Сноудена лидеры Франции и Германии выступили с инициативой подписания "пакта" о правилах проведения разведслужбами тайных операций. Столь политически наивный документ вряд ли является подлинной целью Парижа и Берлина. Речь о другом. Под предлогом дискуссий о правомерности проведения "тайных операций" Франция и Германия (возможно, при ограниченной поддержке Лондона) будут добиваться свертывания американский инфраструктуры в Европе. Это может придать импульс заблокированным с 2010 года дискуссиям о "европейской оборонной идентичности". Вовсе не случайно, что в поддержку стран Евросоюза выступил 1 ноября премьер-министр России Дмитрий Медведев: Москва традиционно поддерживало "евроатлантистов" как сторонников ограничения лидерства США в Европе.
В этом смысле "дело Сноудена" оказалось в самом деле потенциально опасным для администрации Обамы. Оно вскрыло две наиболее крупные внешнеполитические неудачи Вашингтона: провал стратегического диалога с Россией и обострение трений в отношениях со странами Евросоюза. Для администрации Дж. Буша-мл. подобные проблемы в отношениях с Москвой и Брюсселем были бы обычным явлением. Но для Барака Обамы, обещавшим решить именно эти проблемы, "дело Сноудена" приобрело неприятную информационную окраску. В Вашингтоне думают, как обратить трудность себе на пользу.