Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Как вы помните, Остап Бендер знал четыреста сравнительно честных способов «отъема денег». Американцы придумали 401-й, а джентльмены из «Большой семерки» с восторгом их поддержали! О чем речь? Вот о чем.
Только что, 8 октября 2021 года, на базе ОЭСР («Организация экономического сотрудничества и развития» – детище глобалистов) и группы G-20 («Большой двадцатки») выпущен план, с которым выразили согласие 136 стран мира. Россия и Китай в их числе, но с оговорками. Этот план был официально озвучен в июне 2021 года на саммите G-7 в Великобритании. «Большая семерка» – его основные лоббисты. Это – западные страны, которые утратили за последние десятилетия мощное производство, но желают и дальше «жить красиво». Только не собственным трудом, а обиранием тех, кто на своей земле производит реальные товары и продает их по всему свету. Этакий постнеоколониализм.
Пытливые эксперты уже оценили историю с введением на планете обязательного Глобального налога на импорт (т.е. ввоз товаров, произведенных за рубежом) как демонстрацию реальной деиндустриализации Первого мира. Она теперь стала совсем уж наглядной – коли производить в достаточных объемах не могут, так надо обобрать тех, кто усердно работает. Как там, в детской сказке – «Один с сошкой семеро с ложкой». Вот-вот – это и есть теперь Realpolitik «Большой семерки».
Попавшие в тяжелое экономическое положение США, как и положено мировому лидеру, предложили «план спасения» для себя любимых, но чем-то заинтересовали и другие страны, вне формата G-7. Сам этот-то формат «за» двумя руками, поскольку они там в таком же примерно положении, что и старший партнер.
Так в чем смысл комбинации «сравнительно честного отъема денег» в мировом масштабе? Дело в том, что американцы обреченно придумывают все новые варианты наполнения своего бюджета. Мировой обязательный налог в 15 процентов с любой продажи – это вариант, который родился не так давно в результате «мозгового штурма». Притом что США закупают импорт в гигантских количествах – местное-то производство уже и трикотажа выпустить не способно, всё китайское, – янки решили с этого импорта получить «копеечку». И вырос из этой идеи – «платит большое тот, кто производит» – проект Глобального налога на ввоз импортных товаров. То есть теперь те же китайцы должны платить на территории США налог с каждой пары ввезенных трусов или маечек, которые в Поднебесной штампуют тоннами, а в США забыли, как пошить.
И это не стеб и не преувеличение – эта потеря производственных навыков в связи с тем, что, начиная с 1990-х годов, большинство американских компаний выводили свои производства в Азию, например в Китай, где меньше себестоимость за счет более дешевой, чем в США, рабочей силы. И вот сегодня сложившаяся в Америке «экономика услуг», как скромно именуют экономику, лишившуюся производства, а де-факто – деиндустриализированную, заставила американских «яйцеголовых», как именуют там ученых мужей в самых разных сферах, придумать схему.
Вкратце 401-й способ «сравнительно честного отъема денег» выглядит так: «Как наполнить бюджет страны, не увеличивая производства». Отныне ввоз через границу США пресловутых трусов и маечек обкладывается обязательным налогом, планка которого может быть значительно выше упомянутых 15 процентов.
На возникающий вопрос относительно того, что это очень похоже на обычную таможенную пошлину, есть ответ: «Пошлина эта должна быть всеобщей, регулируемой в глобальном масштабе и обязательной». А на деле, как пишет, например, The Wall Street Journal, с чувством глубокого удовлетворения растолковывая читателю это событие: «США получили международную поддержку, чтобы ввести минимальный глобальный налог… Это международное соглашение тесно связано с внутренней налоговой повесткой США». Министр финансов США Джанет Йеллен сияет, как начищенные пуговицы на мундире, называя день заключения соглашения 136 стран «историческим для экономической дипломатии».
В сухом остатке: страны, производящие больше товаров, будут и больше платить тем участникам мировой торговли, которые привыкли за десятилетия жить на услугах да на финансовых операциях, часть их которых – спекулятивные. Это англосаксонская зона экономики финансов и услуг. Там воздух, наверное, чище по той причине, что заводы Детройта уже не выпускают автомобили, а угольные шахты Британии давным-давно закрыты. И живут эти государства на импорте, который теперь намерены обложить 15% налогом. Как говорят в Одессе, «шикарная схема»…
А из подробностей объединенного документа ОЭСР – G20 «OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. Statement on a Two-Pillar Solution to Address the Tax Challenges Arising from the Digitalisation of the Economy», принятого 8 октября с.г. («О размывании базы и перемещению прибыли. Заявление о двухкомпонентном решении налоговых проблем, возникающих в результате цифровизации экономики»), выделим несколько позиций:
- Правила будут действовать так, чтобы взимать дополнительный налог с использованием эффективной налоговой ставки, которая «рассчитывается на юрисдикционной основе», т.е. в каждой конкретной стране.
- Минимальная налоговая ставка будет составлять 15%. Уровень «максимальной» ставки не определен, а в тех же США её уже хотят задрать на 20% и более.
- Компании, попадающие под это решение – это многонациональные предприятия с глобальным оборотом более 20 миллиардов евро и рентабельностью выше 10%.
- Из соглашения исключаются добывающие компании и регулируемые финансовые услуги. «Extractives and Regulated Financial Services are excluded», т.е. пока энергетиков не трогают. Как, впрочем, и финансистов.
- «Безопасная гавань» («safe harbor», т.е. «офшор») также упомянута: «”Безопасная гавань” для прибыли от маркетинга и распределения ограничит остаточную прибыль». Более того: «Дальнейшая работа по проектированию “безопасной гавани” будет предпринята в том числе с учетом всеобъемлющего объема торговли» - «Further work on the design of the safe harbour will be undertaken, including to take into account the comprehensive scope». Это означает, что крупнейший в мире офшор в штате Делавэр, США, не закроют, хотя под знаменем «ликвидации офшоров» дискредитированы уже несколько подобных центров, таких как Кипр, Панама, Бермуды… Стало быть, уже запланирована работа по «проектированию» непонятных пока «офшоров»? Это вообще напоминает Оруэлла: некоторые являются «более равными», чем другие.
Значит, из идеи, продавленной со стороны США и G-7, – главное не работать, главное – «слупить» деньги с того, кто работает, если он хочет реализовать свою продукцию. Нефть и газ пока не тронули, но они – на очереди. К гадалке не ходи…
Как на это реагировать? Вот корреспондент газеты «Ведомости» услышал 15 сентября с.г. в кулуарах Московского финансового форума такой комментарий: «Правительство не хочет допустить вариант развития событий, когда иностранный бюджет получает фактически российские налоговые потоки». Откровеннее не скажешь.
Глобализация приобретает новое качество: весь мир отныне должен кормить англосаксов и их партнеров по «Большой семерке» по той простой причине, что они сами разучились обеспечивать себя товарами и услугами?
Да!
Почему эту схему поддержали сейчас 136 стран? Полагаем, причина в том, что подобные вариант выдержать проще, чем крах всего мирового хозяйства, к которому подвели глобальную экономику англосаксы со своим доминированием в течение многих-многих десятилетий, если не веков. Они создали свою мировую экономическую систему. Ну и основные глобальные инструменты – Мировой банк, Мировой валютный фонд, ВТО, «морское право» и прочее – это создания под контролем англосаксов. Они доказали, что не могут развиваться за счет своих возможностей. Только за счет чужих ресурсов, поэтому хватательный рефлекс и колониализм у них в крови.
Впрочем, ни одна мировая тенденция не бывает вечной. Поэтому всему миру пока выгоднее плавное снижение кризисной волны, чем ситуация, когда бы волна ни захлестнула всех без разбора. Вот тогда будет много хуже. А сильные стратеги-англосаксы пользуются моментом. УмнО…