Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению, современную Украину мы (и даже наши властные элиты) воспринимаем неправильно, натужно, кривобоко. И связано это с тем, что понятие «украинец» ускользает от нас.
Можно в порыве шизофренической полемики долго спорить – существовали ли «древние укры» или на самом деле никаких украинцев никогда не было, а они явились миру искусственно, как результат «насильственной украинизации» некоторой части южных великороссов, которая была проведена проклятыми большевиками и лично В. И. Лениным. Это все в нынешних условиях разговоры в пользу политических маргиналов. Обстановка требует адекватных оценок «обобщенного противника».
Уже накоплено достаточно свидетельств того, что никакого собирательного, единого украинца нет. Украина расчленена (и очень отчетливо) на несколько социально-этнических территориально компактно проживающих групп, что явилось результатом необратимых и прогрессивных исторических процессов. При этом, как хозяева постсоветской Украины ни старались, как ни мучились, ‑ создать сколь-нибудь полноценную надэтническую (гражданскую) идентичность в этой стране не удалось.
Любителям культурных шоков советую взглянуть на инфографику, показывающую языковые предпочтения граждан Украины-пользователей соцсети «ВКонтакте» за 2013 г., т.е. еще до «крымской весны». Это нечто! На карте существует четыре Украины: стерильно чистый от «мовы», русскоговорящий, полностью дистанцированный от Киева Крым, стерильно чисто русскоговорящие восточные и юго-западные регионы, связанные с Киевом фактически только административно, говорящий «смешанно» на русском и украинском языке (на милом и забавном суржике) Центр, который сильно и реально связан с Киевом в экономическом, культурном, этническом, политическом и прочих отношениях и, наконец, стерильно чисто украиноязычный Запад, который доминирует над Киевом в первую очередь в сфере идеологии и практики нациестроительства. Данные по языковым предпочтениям интернет-пользователей наложены на географическую карту. Отлично видно, что русским языком совершенно не пользуются жители многочисленных маленьких населенных пунктов, расположенных непосредственно на хребтах и на полонинах Восточных Карпат: там мало дорог, совершенно нет промышленности, инфраструктура так себе, даже туристический или спортивно-рекреационный бизнес неразвит, сохранены в основном патриархально-традиционные отношения. Одним словом, дети гор!
Есть важные особенности. 1. Как только люди «спускаются с гор», начинает преобладать русский язык или суржик. Это бросается в глаза для случая Закарпатской и Черновицкой областей. 2. Киев русскоязычный город. 3. По границам с РФ и Беларусью интенсивность использования украинского языка резко падает. Данный факт характерен не только для соответствующих локаций Черниговской, Житомирской или Сумской области, но даже для «бандеровской» Волыни. 4. На землях, примыкающих к польской границе, использование украинского языка носит тотальный характер.
Администраторы Гугла дают интереснейшие данные и по актуальной языковой интернет-статистике. Буквально на днях появилась карта использования русского, английского и украинского языков при формировании «бытовой» поисковой фразы «купить билеты». Русский вариант подошел для 80% жителей Украины. Сочетание «купити квитки» употребили всего 20% юзеров, причем практически все они локализованы в «великолепной шестерке» областей: Львовской, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Ровенской, Волынской и Тернопольской. Можно добавить, что из-за отсутствия соответствующего украиноязычного контента в сентиментальной интернет-переписке между молодыми людьми в ход идут стихи про любовь исключительно на русском языке.
Вообще-то мы и сами с усами: взяли и посмотрели относительную популярность запросов по темам «Степан Бандера – Политический деятель» и «Иосиф Сталин – Бывший глава правительства СССР» по регионам Украины в Гугле точно за последний год. Это вам не бытовуха с билетиками, это раскаленная добела идеология в условиях русско-украинского вооруженного конфликта. При этом Иосиф Виссарионович присутствует как бы в политически стерильном виде: в отличие от Бандеры ему на Украине нет памятников, не проводятся коммеморационные мероприятия, разумеется, нет ни малейших следов сталинской топонимики. Историческая память чиста от официоза. Так вот: пропорция популярности 25/17 в пользу генералиссимуса. Культ личности Бандеры преобладает только в Ивано-Франковской, Тернопольской и Львовской областях. В остальных регионах «шестерки» ‑ фифти-фифти. В оставшейся Украине, включая Ужгород и Черновцы, стандартные 3/2.
В свете сказанного суть Беловежской катастрофы можно определить и тем, что по живому, да и без всякой разумной надобности, было расчленено опорное славянское культурно-историческое ядро Большой России в ее сложившейся советской (и русскоязычной!) ипостаси. Успешно созданный (хотя процесс, разумеется, был не закончен) советский народ был искусственно раздроблен и введен в состояние междоусобицы. Междоусобица суть отражение сущности националистов, которые выступают ныне в роли неофеодалов. Это мы уже проходили. Распалось единство Руси – получи татаро-монгольское иго. Распался СССР – получи англосаксонское иго. Французские экономисты подсчитали: Советский Союз в экономическом отношении был абсолютно суверенен, а вот Российская Федерация весьма сложным и неочевидным образом каждый год отдает 3% своего ВВП американцам и англичанам в качестве дани. А мы об этом даже и не задумываемся.
Все еще «подпольно» существующий советский народ представляет смертельную опасность для радикальных националистов. Они это спинным мозгом чувствуют и требуют «второго акта марлезонского балета». Здесь, как ни странно, впереди наши черносотенцы. Дабы не употреблять лишний раз слово «советский», они лет десять назад придумали термин «новиопы». Немного истории. 30 марта 1971 г. на XXIV съезде КПСС Леонид Брежнев провозгласил формирование новой исторической общности — советского народа. В итоговый протокол съезда были внесены слова о том, что новая историческая общность сложилась в результате прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоёв, наций и народностей, населяющих территорию СССР. Языком советского народа провозглашался русский. Согласно идеологам современного русского радикального национализма, новиопы (новая историческая общность) были созданы большевистским режимом в качестве противовеса русским из гибридов смешанного украинско-еврейско-кавказско-среднеднеазиатского происхождения, а также представителей русских меньшинств — старообрядцев и сектантов.
А Украина? Путь в Европу, ‑ да побойтесь бога! Сие от лукавого. Нужна истинная самостийность и местечковый даже уже и не нацизм, а бандеровский расизм.